пятница, 23 марта 2012 г.

Крымские русские от Бориса Балаяна

Алексей ВАСИЛЬЕВ,
Пять лет назад в цикле «Всемирная серия. Народы и времена», придуманном заслуженным работником культуры Борисом Балаяном, вышла книга, посвященная крымским армянам. Том «Армяне» стал первым в задуманной серии. Но, сказав «А», надо говорить и «Б». И вот на исходе минувшего года под №2 вышел следующий «по алфавиту» том - «Русские». Книга стала безусловным явлением в книжном поле полуострова и поэтому заслуживает пристального внимания. А также, как призвал сам автор проекта, «объективной и конструктивной» критики.



Политические украинцы

Надо отдать должное Борису Сергеевичу: он затеял нужное и благородное дело – объединить, хотя бы на книжной полке, народы Крыма. Возможно, это первый в истории Крыма подобный полиграфический проект, и уже за это Балаян заслуживает всяческих похвал, а возможно — премий и наград.

Предисловие к изданию написал академик Национальной академии наук Украины Петр Толочко. Достойное вступление, хотя я и споткнулся на двух абзацах. Так, в публикации русские были названы «крупнейшей этнической общностью Крыма». Крупнейшей? А какая самая крупная? Впрочем, академик наверняка знает больше, чем рядовой труженик пера. И еще Петр Петрович знает о том, что жители Крыма «определенно являются политическими украинцами. Но русскими, украинцами, крымскими татарами, армянами, греками и др.— по национальности». Вот оно как… А я вот, русский во всех поколениях, выходец из рода донских казаков и не сторонник никакой украинской партии, и не знал, что являюсь «политическим украинцем». Впрочем, это отдельная тема, углубимся в книгу.

Несомненным украшением издания, а может, и его главным достоинством, является первая, «теоретическая» часть. В этой связи нужно отметить очерк кандидатов исторических наук Виктора Романа и Андрея Ишина «Православная церковь в Крыму (988-2010)». Другой безусловной находкой книги стало исследование старшего научного сотрудника Научного центра историко-краеведческих исследований и Свода памятников Украины по АРК Владимира Гурковича «Исторические памятники Российской Тавриды» (от эпохи Екатерины II до завершения Гражданской войны»).



Забыты за давностью лет?


Почти три четверти тома занимает раздел «Исторические личности» и «Наши современники». Именно эти разделы показались мне несколько неукомплектованными. Нет, большинство русских крымчан — наших современников по праву заняли свое место в этой книге, многих их них я знаю лично: это действительно уважаемые и достойные люди.

Удивляет даже не то, что часть «русских», попавших в переплет, имеют весьма отдаленное отношение к упомянутой нации и могли бы занять почетные места в следующих томах проекта. Настораживает больше «трестьестепенность», малозначимость некоторых помещенных в раздел современников. Если бы я не был наслышан о вопиющей бессребренности Бориса Сергеевича, то подумал бы, что часть персон попали в этот том за деньги или по знакомству.

Для начала заглянем в раздел «Исторические личности». Я не нашел в нем ни величайшего поэта Серебряного века Максимилиана Волошина, ни русского писателя Константина Паустовского, жившего в Старом Крыму. Некто Пузанов, рядом с Пушкиным, есть, а Паустовского нет.

Нет ни выдающегося баса Федора Шаляпина, отдыхавшего в Крыму вместе с Максимом Горьким (имя которого также не упомянуто), ни великого русского художника Федора Васильева, умершего и похороненного в Ялте. Нет и донского казака, основателя Русского кино вообще и Ялтинской киностудии в частности — Александра Ханжонкова. Видимо, недостаточно русскими составители сочли и отсутствующего в списках Афанасия Никитина, Александра Суворова, Дмитрия Менделеева, Петра Врангеля…

Не повезло и Августейшему Дому Романовых. В книгу не пригласили хозяев Ливадийского дворца Николая II и владельца массандровского замка Александра III. Александра II тоже нет. Отсутствует и родившийся в Крыму Николай Николаевич Куликовский-Романов. Попала на страницы разве что Екатерина Великая. В поисках остальных Романовых я внимательно листал издание, надеясь найти хотя бы имя основателя офицерской авиационной школы под Севастополем (Кача) внука Николая I — Александра Михайловича. Не нашел. Зато натолкнулся на другого царского родственника — Констанина Николаевича. Встреча произошла, правда, не на букве «Р» и даже не на «К», но на литере «В». Великий князь, то бишь.



Севастопольские русские


К слову, Констанин Николаевич размещен в отдельном разделе книги, посвященном русским севастопольцам. Опять же, некоторых жителей, прославивших город русской славы так и не смог разыскать я в этом разделе. К примеру, нет в перечне имени командующего в 1916 году Черноморским флотом Александра Колчака. Нет также имени рожденного в Севастополе дважды Героя Советского союза знаменитого исследователя Арктики Ивана Папанина. Не найти в книге ныне здравствующих — известного севастопольского барда Владимира Губанова, поэта и кинорежиссера («Автономка», «Соседи» и пр.) Олега Филипенко и проживающей в городе русской славы российской актрисы Татьяны Клюевой (Гагиной), исполнившей роль Варвары-красы, Длинной косы в одноименном фильме.

Не нашлось на страницах места и руководителю Севастопольского городского центра защиты семьи и детства «Русичи», лидеру одноименной партии и редактору газеты Павлу Буцаю.

Вообще, лидеры русских общественных, политических и казачьих организаций Крыма в томе «Русские» фактически не представлены. Есть, правда, тройка фамилий, одна из которых принадлежит …болгарину.

Вернемся снова на «большую землю». Перелистаем заново раздел «Исторические личности». Не разыщем мы в нем ни похороненных в Старом Крыму поэтессы Юлии Друниной, ни писателя-фантаста, изобретателя русского звукового кино Вадима Охотникова. Нет в издании рожденных в Симферополе (1906) народного артиста СССР Андрея Абрикосова и народного артиста РСФСР Романа Филиппова (1936). Нет недавно почившего искусствоведа Рудольфа Подуфалого. Нет ныне здравствующих симферопольцев — космонавта Олега Котова и спортсменки, выигравшей пять олимпийских медалей, в том числе четыре «золотых», — Яны Клочковой. Известного крымского детского поэта Юрия Полякова тоже нет, а вот человек, назвавший себя караимом, — Владимир Поляков — есть. «Недорусским» оказался и руководитель ансамбля камерного хора «Таврический благовест» заслуженный деятель искусств АРК Владимир Николенко.



От классиков – к современникам


Известных русских деятелей искусства и науки, прославивший полуостров, на страницах издания – раз-два и обчелся. Вот только несколько фамилий недостающих. Нет известного литературного критика, главного международного гриноведа, профессора ТНУ Николая Кобзева. Не упомянут бывший министр образования Крыма, литературовед Валерий Лавров, первым в постсоветском Крыму опубликовавший стихотворения поэта-монархиста Сергея Бехтеева, покинувшего Крым в 1920 году. Сергея Бехтеева, к слову, тоже нет.

Историка, крымоведа, автора фундаментальной книги о Гражданской войне в Крыму Вячеслава Зарубина на этих страницах также не сыщешь. Нет в сборнике имени археолога, сохранившего миру природные комплексы «Мраморная пещера», Александра Козлова и военного историка, специалиста по проблеме коллаборационизма в годы Второй мировой войны Олега Романько. Нет известных русских политологов Андрея Никифорова и супругов Киселёвых…

Список можно продолжать — ведь имена всех, кого я упомянул, пришли сразу, навскидку. И вот еще что. Практически все упомянутые мной «недостающие» занесены в солидные энциклопедии, в т.ч. в электронные – Википедию и Крымологию, и бумажные – БСЭ, Большую энциклопедию Русского народа и др.

Поэтому вдвойне странно, что в претендующем на объективность сборнике Балаяна этих имён нет…

Возник у меня и другой вопрос: насколько всеобъемлющее представление о крымских русских возникнет у читателя, проштудировавшего книгу? Думаю – крайне поверхностное…


Будем надеяться, что Борис Балаян учтет мои дружеские замечания при более тщательной подготовке других томов. А этот блин вышел, увы, комом. Впрочем, в оправдание составителя заметим, что не ошибается тот, что ничего не делает.

1 комментарий:

  1. Борис Балаян27 марта 2012 г. в 21:43

    Пояснения от Бориса Балаяна к книге «Украина. Крым. Русские».

    Прочитав сообщение о книге Алексея Васильева в Интернете, хочу сообщить следующее. Прежде всего благодарю за то, что издание удостоилось пристального внимания со стороны профессионального журналиста и исследователя. Начиная эту работу, я предполагал какая же большая ответственность ложиться на составителей книги. Сейчас, когда она уже издана и проходит ее презентация в городах и районах Крыма, можно утверждать, что, в целом, попытка отразить историю русских Крыма воспринимается положительно. И это побуждает работать дальше над проектом.
    Упущения и недоработки книги я отношу, скорее всего, к огромному объему работы, которая сейчас выполняется в рамках проекта. В настоящее время проходят съемки докумен-тальных фильмов по моим первым томам, посвященным крымским армянам и крымским русским; готовятся к изданию очередные тома серии, посвященные украинцам, белорусам, евреям, крымским татарам. И, видимо, график работы придется сделать менее плотным, чтобы не страдало качество работы.
    Алексей Васильев высказывает ряд критических замечаний, которые, безусловно, будут учтены при подготовки этого тома для российского читателя. Но не со всем я могу согласиться. Так, указывается на отсутствие в книге биографий Александра Суворова, Константина Паустовского и Ивана Папанина. Между прочем, статьи о них размещены соответственно на 112, 369 и 392 страницах.
    Все мы люди и можем ошибаться. Остается лишь повторить высказывания Алексея Васильева, что не ошибается тот, кто ничего не делает.

    С искренним уважением Борис Балаян.

    ОтветитьУдалить