четверг, 2 февраля 2012 г.

Александр Андреев: «Главное — никогда не останавливаться»


Алексей ВАСИЛЬЕВ
Фото и фоторепродукции автора


На прошлой неделе в отделе искусств универсальной научной библиотеки им. Франко открылась персональная выставка заслуженного художника Крыма Александра АНДРЕЕВА.





У полотен Андреева есть одна особенность. Тот, кто однажды их видел, не станет подходить вновь на какой-нибудь грядущей  смешанной выставке, чтобы уточнить, кто именно автор работы.


Андреевские картины можно узнать издали, по своеобразной цветовой гамме, по особому, характерному только для него стилю. Что это за стиль? Разновидность крымского импрессионизма — уверяют искусствоведы. Сам художник говорит, что  его стиль — реализм, но «сколоченный композиционно и поддержанный экспрессией».

До официального открытия  выставки  остается еще десять минут, и мы ведем беседу с виновником торжества.
— Эта художественная экспозиция была запланирована еще год назад, — продолжает художник. — И я благодарен заведующей отделом искусства Елене Устюжаниной, которая убедила меня организовать выставку картин в этом зале.

Вы здесь видите около тридцати полотен — они отражают небольшой этап моей жизни, и, если честно, это не вершина моего творчества, а всего лишь этап. Я не удовлетворен достигнутым — эдакими одноразовыми этюдами — и стараюсь в самых последних работах усложнить впечатления от природы, от какой-либо конкретной ситуации…

Здесь есть несколько таких картин, входящие в условную серию «Альминская долина». Кстати, мне особенно приятно работать в тех краях — ведь именно там прошло моё детство… Вообще я стараюсь серьезно подходить к своим работам, докапываться до сути увиденного, ведь, как учили нас старые мастера, в картинах должен быть характер Крыма. И я стараюсь, чтобы он был. Но делаю это по-своему…

Всматриваясь в работы Андреева, понимаешь, что это не просто этюды, это зашифрованные послания крымской природы, запечатленные на холсте. Александр, словно иконописец Андрей Рублев, несет «в народ» свою живописную истину. К слову, Андреев и внешне похож на Рублева — того, которого мы знаем по известному фильму Тарковского.

Заглядываю в пресс-релиз и читаю: «Работы Александра Андреева хранятся во многих музеях и частных коллекциях Украины, России, Турции, Израиля, Германии, Англии, Америки, Франции». Интересно, каково быть знаменитым?
— «Работы находятся в коллекциях…» — это расхожие фразы творческих биографий, — улыбается мэтр. — На самом деле мне не важно, где хранятся мои полотна. Они уже принадлежат прошлому. Для меня главное — творческий процесс. А иначе смысла в жизни нет – любая остановка в пути смерти подобна.


— Наверное, хорошо жить в мире искусств и быть выше политической возни, экономических падений и прочих неурядиц, — позавидовал я художнику.
— Ну, это романтический взгляд на природу творчества. Увы, кризис коснулся и нас — дорожают краски, холсты… Но это не повод для трагедии. Художники раскрашивают полотна, но каждый из нас в состоянии раскрасить и свою ауру разными яркими цветами… Русская культура всегда учила молодежь держать спину прямо — так лучше виден мир во всем его цветовом разнообразии. Причем это не метафора, это закон физики. Можете проверить — распрямитесь, не глядите тоскливо себе под ноги — а идите и заглядывайте за горизонт. И восприятие действительности станет гораздо красочней и оптимистичней.

На вернисаж пришли друзья художника, его собратья по кисти, искусствоведы. Среди последних — Галина Федотова. Галина Исааковна заметила, что задача искусствоведов не указывать художнику, что хорошо и что плохо, а «научить зрителей смотреть работы живописца и понимать их» :
— Отмечу многообразие сюжетов Александра Андреева, — продолжила Федотова, — и хочу обратить внимание на мощную, серьезную, насыщенную живопись и на  то, что у художника свой взгляд на мир — и в этом взгляде, в творчестве  и выражается его сущность...

Тепло о творчестве Андреева отзываются не только искусствоведы, коллеги, зрители. Работы художника были замечены на «высоком крымском уровне». Так, на исходе минувшего года Президиум Верховного Совета  Автономной республики Крым решил присудить художнику-живописцу, члену Крымской организации Национального союза художников Украины, заслуженному художнику Автономной Республики Крым Александру Андрееву  за серию работ «Мой Крым» (номинация «Изобразительное искусство») премию Автономной Республики Крым за 2011 год.

Однажды на вопрос «Какое ваше жизненное кредо?» Александр Абрамович ответил: «Всегда в поисках себя, теплых стран и цитрусовых». Сегодня его взгляды на жизнь несколько изменились:
— С цитрусовыми стало попроще, — признался художник.
Выставка Александра Андреева «В поисках себя...» продлится до середины февраля. Вход свободный.








Досье «КВ»

Александр Абрамович Андреев родился 14 мая 1958 года в с. Большая-Черная Новосибирской области. С 1971 по 1975 год занимался в частной студии А. А. Фадеева (пос. Магарач Бахчисарайского района). Окончил художественно-графический факультет Кубанского государственного университета (кафедра живописи).
Творческий путь начал в 1987 году. С тех пор Андреев — участник всеукраинских и крымских выставок. Работы художника выставлялись в Киеве. Санкт-Петербурге, Москве,  Хайдельберге, Стамбуле.
Творческую деятельность художник совмещает с педагогической и общественной работой — возглавляет Симферопольское отделение Крымской организации Национального Союза художников Украины.
За последние три года живописец провел несколько персональных  выставок: в Крымской организации НСХУ (2008), Доме науки Таврического национального университета имени В. И. Вернадского (2008), Художественном музее историко-архитектурного заповедника (Бахчисарай, 2008), галерее  АРТ-Усадьба (Ялта, 2009), Верховной Раде АРК (2010).
В 2001 году Андреев стал лауреатом премии Ассоциации национальных обществ и общин народов Крыма Крымского республиканского фонда культуры им. Максимилиана Волошина. В 2008 году получил звание заслуженного художника АРК. 

"Крымское время"№10 от 2 февраля 2012

1 комментарий: