Александр Чумаков с автором статьи
Олег
Маркелов
Фото
Алексея Васильева
и из архива Александра Чумакова
Негр
был явно неадекватен – то ли обкуренный, то ли наколотый. Он приставил дуло
автомата к виску Александра и нажал на спусковой крючок…. Вместо выстрела
раздался щелчок ударного механизма – в магазине закончились патроны. Александр
бросился бежать. Но, во-первых, с простреленной ногой далеко не убежишь. А
во-вторых, и бежать-то было особо некуда, потому что все происходило на палубе
судна, захваченного пиратами.
Негр перезарядил
автомат и дал очередь вслед беглецу…
Захват
… Мы сидим в редакции «КВ». Севастополец Александр Чумаков
как будто заново переживает события того страшного дня. А ведь поначалу, как
пишут в романах, «ничто не предвещало беды».
В середине мая 2010 года второй помощник капитана Чумаков
вернулся домой из очередного плавания и приготовился наслаждаться крымским
летом.
- Через несколько дней мне позвонили из Германии и сказали,
что срочно нужен второй помощник на судно «ВВС
Polonia»,
которое принадлежит немецкой компании «Briese Swallow», - вспоминает Александр. - Корабль
вез в Нигерию якорные цепи для буровых вышек. Мне предложили вылететь в Швецию,
где судно стояло в порту на погрузке. И 27 мая я был уже на борту.
Экипаж «Полонии» состоял из 13 человек. Среди них были двое
немцев (капитан и старший помощник), граждане Украины, России, латыш и литовец.
- 27 июня мы пришли в Нигерию и встали в устье реки Бони,
рядом с городом Бони Таун, - рассказывает Александр. – Ближе к вечеру мы
снимались с якоря и уходили подальше от берега. Это делалось в целях
безопасности. В Нигерии идет война между правительством и исламистскими группировками.
Но о том, что в этом районе возможны нападения пиратов, власти нас не
проинформировали.
Пираты атаковали «Полонию» 2 июля 2010 года около 18 часов.
Было еще совсем светло. Судно как раз подняло якорь и стало уходить от берега в
море. В этот момент и появились две быстроходные лодки с вооруженными людьми.
На одной из лодок был установлен крупнокалиберный пулемет.
Около полутора часов «Полония» маневрировала, пытаясь уйти
от преследователей, а экипаж «отстреливался» водой из брандспойтов. В ответ пираты
открыли огонь на поражение. Они подошли к судну с двух сторон и взяли его «на
абордаж». Поняв, что сопротивление бесполезно, капитан приказал команде
собраться на мостике.
Пираты высадились на корабль, поднялись на мостик, вывели из
строя спутниковую связь, разбили и расстреляли оборудование. Ударами прикладов морские
разбойники согнали моряков на главную палубу, усадили вдоль борта и готовились пересаживаться
в лодки. Захватчиков не интересовали ни судно, ни груз, им были нужны
заложники, за которых можно получить выкуп.
Капитанский мостик изрешечен пулями
На
волоске от смерти
- Нам приказали спустить трап, по которому экипаж должен был
спуститься в пиратские лодки, - говорит Александр. – Однако судно шло на полном
ходу, на море было небольшое волнение, и лодка не могла подойти вплотную к
трапу, который к тому же сильно болтался на волнах. На трап уже загнали троих
или четверых наших во главе со старшим помощником капитана. Старпому приказали
прыгать. Но это была верная смерть: он бы упал в воду, и его сразу же затянуло
бы под винты. Я сидел на корточках у трапа, под дулом автомата. Пульт
управления трапом находился возле меня. Я попытался объяснить пирату, который
стоял рядом, что надо опустить трап ниже. Но он стал стрелять в воздух, а потом
направил автомат на старпома: прыгай! Я нажал на кнопку, трап пошел вниз,
зарылся в воду, а пират выстрелил в меня почти в упор.
Александра отбросило назад, хлынула кровь. Он был в шоковом
состоянии. Пуля прошла навылет через бедро, не задела кость, но, поскольку
патрон был бронебойный, она разорвалась об палубу на множество мелких осколков,
часть из которых застряла в мягких тканях ноги и живота.
Увидев, что пират, который был явно не в себе, снова
направил на него автомат, Александр постарался его успокоить: мол, все
нормально, нормально…
Тем временем экипаж пересел в лодки, на корабле остались
только Александр, еще один матрос, который уже перебирался на трап и любитель
пострелять в безоружных людей.
- Пират спросил у меня по-английски, есть ли врач, -
продолжает Александр Чумаков. – Вообще-то я, как второй помощник, как раз и отвечал
за медицину. Но им наверняка нужны были наркотики, а в санчасти имелись наркосодержащие
препараты. Поэтому я решил промолчать. Пират сказал, что, если врача нет, он
меня пристрелит. Приставил к виску дуло автомата и нажал на спусковой крючок…
Дальше произошло то, что описано в начале материала. Пират выстрелил
вслед Александру. Пуля срикошетила о палубу, и попала беглецу в ногу, повредив
ахиллово сухожилие. Александр упал за подъемные приспособления для тяжеловесных
конструкций. Лежал и молил Бога, чтобы Он сохранил ему жизнь.
Пират, видимо, посчитал, что убил беглеца, а может, у него
просто не было времени. Он спустился в лодку, и разбойники отчалили от борта,
увозя с собой экипаж. Александр остался один
на неуправляемом судне, которое уходило в открытое море.
Приближалась ночь, повсюду на судне истошно выли сирены сигнализации.
- Я открыл госпиталь,
взломал ящик с медикаментами, перевязал раны, наглотался антибиотиков, -
вспоминает Александр. – Обезболивающие принимать не решился, потому что нужна
была ясная голова. Стал думать, что делать дальше. Меня спасло то, что пираты
не разбили факсимильный аппарат, и не оборвали провод, он просто отошел от
разъема. Я подсоединил этот провод, связался с компанией и сообщил о нападении.
Они сказали, что мне надо вернуться на якорную стоянку и бросить там якорь.
Для того, чтобы управлять кораблем класса «Полонии», нужно
не менее девяти человек. Русскому моряку пришлось вести судно в одиночку. Ему надо
было постоянно спускаться с капитанского мостика в машинное отделение и
подниматься обратно – а это примерно 40 метров по вертикали, по крутым
корабельным трапам. Не говоря уже о том,
что разбираться в сложнейшем устройстве ходовой части современного корабля,
пришлось на ходу.
Наступать на простреленную ногу Александр уже не мог,
поэтому передвигаться пришлось с помощью рук. Чтобы восполнить потерю крови и
жизненно важных веществ Александр развел в минеральной воде мед, расставил
бутылки на всем «маршруте» от мостика до машинного отделения и постоянно пил этот
«коктейль».
- Ящика два или три я, наверное, выпил, - рассказывает
Александр. – Выжить в этой истории помог Господь и еще подготовка, которую я
получил в школьные годы в севастопольском военно-спортивном клубе «Живая
энергия» при Союзе воинов-интернационалистов.
Около 21 часа, то есть, спустя пять часов после
нападения, Александр Чумаков привел
корабль на глубину, достаточную для того, чтобы бросить якорь. Отсюда он смог
позвонить домой в Севастополь по мобильному телефону и фактически попрощался с
семьей. После этого деньги на счету закончились. И только теперь на связь стали
выходить представители береговых служб Нигерии, которым сообщили о случившемся
из компании. До этого в эфире была мертвая тишина – хотя сигнал бедствия
«Полония» подала сразу же после появления пиратов.
Наконец к судну подошел сторожевой катер ВМС Нигерии. Однако
военные отказались подниматься на борт. Они потребовали, чтобы Александр
спустился к ним. Но наш моряк это предложение отверг.
- Во-первых, я точно не знал, с кем имею дело, а во-вторых,
не мог бросить корабль, судовые документы, ценности, - объясняет Александр.
Нигерийцы заявили, что охранять корабль они не будут. В
конце концов, на борт поднялся командир катера. Александр заявил о своём
решении вести «Полонию» до якорной стоянки на реке. Однако проводка по реке
была возможна только с лоцманом и только в светлое время суток. Тем не менее,
Александр взял на себя всю ответственность и повел корабль фактически вслепую…
В пять утра судно встало на якорь возле Бони Тауна .
- Сам не понимаю, как мне это удалось, - признается
Александр.
Примерно в семь утра на борт пожаловал адмирал нигерийских
ВМС. Увидев состояние Александра, он предложил ему немедленно ехать в
госпиталь. Но севастопольский моряк не покинул судно до тех пор, пока не остановил
главный двигатель (а это непростая задача) и не запер судовые документы и
ценности в надежном месте.
Команду
«Полонии» пираты отпустили через пару дней - после того, как компания заплатила
выкуп. Местные власти объявили, что спасение судна и освобождение заложников
стало следствием успешно проведенной нигерийскими военными операции. Однако
злоключения Александра Чумакова на этом не закончились. В госпитале ему
извлекли пулю из ноги, но занесли инфекцию, началось заражение. Александра оперативно
эвакуировали в Германию, где он пролежал в больнице больше месяца. К счастью,
ногу удалось спасти, хотя осколки бронебойной пули в ней остались – врачи рекомендуют
их не трогать.
P.S. После
окончания лечения с Александром встретился глава компании ««Briese Swallow» Рольф Бризе. Выслушав рассказ
севастопольского моряка, он сказал, что теперь понимает, почему русские
выиграли Вторую мировую войну.
Сейчас Александр
Чумаков работает в другой судоходной компании – канадской. Он уже Старший
помощник капитана. Недавно Александр отправился в очередной рейс – из США в
Европу.
Из
досье «КВ»
Александр Чумаков родился 19.02.1974г в Севастополе, в семье
офицера Черноморского флота СССР. Поступил в Черноморское высшее военно-морское
училище, но закончил только два курса: в начале девяностых казалось, что
никаких перспектив у выпускника училища нет. В середине девяностых Александр закончил
Черкасский институт пожарной безопасности МВД Украины, работал в пожарной
охране, затем в службе безопасности корпорации Интеррыбфлот. С 2001 года
бороздит моря и океаны.
"Крымское время" №135(3208), 13 декабря 2012
При перепечатке ссылка на "Крымское время" обязательна
Комментариев нет:
Отправить комментарий