вторник, 5 февраля 2013 г.

Водный мир Ирины Антоновой


 Марина ГУСАРОВА
Фото автора

…Переступаю порог, прохожу через сетчатый портал, напоминающий рыбацкий стан — и оказываюсь в совершенно другом мире — водном. За стеклом витрин таращат глаза удивительные создания — наверное, таким представляли авторы древних сказок Чудо-юдо-рыбу-кита… На стенах — причудливые коллажи из камешков, ракушек и затейливо переплетенных узелков. Называется все это разнообразие, уютно разместившееся в выставочном зале Крымского этнографического музея, коротко и научно — «Ихтиология».

Выставка на одну тему придумана не сегодня и даже не вчера. Лейтмотивом различных экспозиций в художественных галереях время от времени становятся цветы, женщины, море, бабочки и так далее. Тема выставки работ севастопольской художницы Ирины Антоновой — рыбы.
Ее работы (всего их шестьдесят пять) — не декоративно— конфетные золотые рыбки. Скорее, это некий философский срез — ведь издавна рыба была не только объектом промысла, но и символом — жизни, мудрости, глубины, а в христианстве — зашифрованным символом Иисуса Христа и Святого Причастия. Примечательно, что в «ихтиологическом» творчестве Ирины Антоновой прослеживаются три периода, абсолютно не похожие друг на друга. Ранние работы — пластик, папье-маше, плотная текстура, яркая фантасмагоричность. Впоследствии все сильнее проникают в скульптуры природные материалы — ракушки, камни с морского побережья, работы становятся плоскими, легкими. Последних же «рыбок» Антоновой скульптурами уже не назовешь — это своего рода символы рыбы, похожие на причудливые забытые письмена, которые уже никому не расшифровать…
Еще одна особенность этой выставки — наивная, почти детская мудрость, умение всего парой деталей передать и шлейф воспоминаний, и целую эпоху. Некоторые из работ Ирины Николаевны можно назвать «время, летящее над Крымом». Взять хотя бы скульптуру «Крымская война» — вместо спинного плавника у этой рыбы-парохода — горлышки английских бутылок, 1853—54 годов. Мощно стоит рыба-крепость «Хранительница жизни». А вот «Иордань» совсем другая — в изморози нитей парит рыба из серой гальки, несущая в прозрачной утробе икринки — символ будущего. 
За каждым экспонатом — не только раздумья, но и долгие часы упорного труда — причудливые переплетения выбеленных и состаренных сетей и веревок, сросшихся с камнем и деревом, делают время буквально осязаемым. Но чувствовать время Ирине Антоновой помогают не только ее работы, но и ученики из детской студии «Зернышко». Впрочем, каждый, придя на эту выставку, может хоть на миг почувствовать себя ребенком.
— Здесь зрителя буквально охватывает ощущение праздника, новизны и детского счастья, — признается первый заместитель Постоянного представителя президента Украины в Крыму Владимир Дегтярев. — В памяти всплывают картины, когда ты сидел на морском берегу и пытался что-то строить из песка. А вы в своем творчестве воплотили эти детские фантазии, создав из обыкновенных камешков настоящие произведения искусства, в которых каждый зритель сможет увидеть что-то свое.
Особый респект — искусствоведу Игорю Липунову. Именно благодаря одному из серии изданных им альбомов — «Прикладное искусство» — мудрые рыбки Ирины Антоновой проложили путь к сердцу сотрудников этнографического музея, а потом — и к сердцам зрителей.
— Хорошо, что у нас потихоньку налаживается связь с Севастополем, — замечает Липунов. — Благодаря альбомам, где указываются координаты художников, мастеров прикладного искусства, налаживается контакт с музейщиками, галереями, где мастеру помогают встретиться с людьми, готовыми оценить его дарование, его мысли. Ведь произведение искусства — это не просто материал, это, прежде всего, идея…
И, зачастую, позволю себе заметить, идея весьма злободневная. Может ли безмолвная рыбка говорить об экологии, культурологи, нравственности, наконец? Может — и это убедительно доказывают работы «Прощание с Омегой», «Проплывая вдоль крымских берегов». Известняки с глазами и окошками, отпечатки доисторических монстров, «морщины» земли рисуют картину гибели побережья, отданного на откуп ненасытным застройщикам. Вот так, прощально махнув хвостом, уплывает от нас в глубины времени первозданный Крым… 

Впрочем, не стоит предаваться пессимизму. Необычная и очень стильная выставка «Ихтиология» стала неким «предтечей» события важного и давно ожидаемого — открытия в обозримом будущем в этнографическом музее галереи декоративно-прикладного искусства Крыма. Организаторы уверены: эта и последующие выставки помогут детально обрисовать образ будущей галереи и стать ориентиром для тех, кто еще делает в искусстве первые шаги.
Увидеть «водный мир» Ирины Антоновой в Крымском этнографическом музее можно до 24 февраля. Кстати, в отличие от многих собратьев-прикладников, севастопольская мастерица даже на самые заманчивые предложения «прописать» своих рыбок в частных коллекциях пока отвечает отказом. Неужели сохраняет их для новой галереи?
  
"КВ" №  13 от 7 февраля 2013 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий