понедельник, 31 октября 2011 г.

Крымская культура: блеск и нищета




Марина ГУСАРОВА
Фото автора

В минувшую среду в Рескомитете по информации АРК журналистов собрали, чтобы поговорить о культуре. Поделиться с прессой итогами работы Министерства культуры автономии за 9 месяцев, кроме профильного министра Алены Плакиды, пришли Начальник управления учреждений культуры, информационной деятельности и связей с общественностью Елена Эмирова, директора Центрального музея Тавриды и Симферопольского художественного музея Андрей Мальгин и Ларина Кудряшова, а также недавно возглавивший Бахчисарайский историко-культурный заповедник Валерий Науменко.
Сам отчет министерства был полон оптимистических цифр. Так, по данным Минкультуры, за отчетный период на полуострове стало больше сельских клубов, увеличилось число выставок, концертов, фестивалей — а, соответственно, и средств, поступивших в бюджет от «культурной» деятельности. А теперь — о главном.

Директорам музеев — стажировка в Эрмитаже

Как оказалось, столь обширное представительство руководителей музеев на пресс-конференции не случайно. Недавно они побывали в Северной столице России, чтобы пройти стажировку — и не где-нибудь, а в Государственном Эрмитаже — музейном комплексе, уровень развития и работы которого сегодня превосходит даже пресловутые западные стандарты.
Как сообщила Алена Плакида, в ходе стажировки крымчане познакомились с работой музеев Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также побывали в новом фондохранилище, оборудованном по последнему слову техники. И удивляться тут нечему — Россия на содержание своих музеев не скупится!
Одним из итогов поездки стало Генеральное соглашение между Министерством культуры АРК и Государственным Эрмитажем о налаживании работы в части обмена опытом, выставками и продолжении стажировок. Более того — в Северной столице состоялась встреча делегации автономии и с Фондом Д. С. Лихачева.
Говорили на пресс-конференции и о музейной педагогике, и о важности привлечения в работе с молодежью мультимедийного оборудования, и о том, как здорово было бы, если в Крым вновь прибудут экспозиции из Эрмитажа, ведь последняя «питерская» выставка демонстрировалась на полуострове аж в 1968 году. Но… Если в области музейной педагогики энтузиасты-музейщики ухитряются и в Крыму проявлять чудеса креативности, то в отношении новых технологий и приема эрмитажных ценностей на одном энтузиазме не выедешь: на мультимедийные экраны, электронных гидов и оборудование выставочных залов современными системами охраны и поддержания необходимого температурного режима нужны деньги — и немалые.

Бахчисарайскому музею-заповедннику - расширенную номинацию

Вторым «китом» пресс-конференции стал разговор о внесении в список Всемирного наследия ЮНЕСКО Ханского дворца. Как сообщил гендиректор Бахчисарайского историко-культурного заповедника Валерий Науменко, произойдет это долгожданное событие не раньше лета-осени 2014 года. И вот почему.
— Уже во время первой миссии международных экспертов в Крым в июне 2011 года стали понятными трудности, которые имели отношение к Ханскому дворцу как одному из возможных объектов номинирования, — пояснил Науменко. — Главные из них — отсутствие аутентичности и целостности объекта. Тогда эксперты предложили единственный выход из этой ситуации — расширять номинацию, то есть, подготовить номинационное досье, которое будет включать не только Ханский дворец, но и какие-то другие исторические объекты старой части Бахчисарая. Теперь основными его объектами становятся Ханский дворец и Чуфут-Кале.
Валерий Науменко убежден: если досье будет готово к 1 сентября 2012 года, можно начинать входить в тяжелый и длительный этап международной экспертизы, которая продлится никак не меньше полутора лет. В планах директора музея-заповедника — еще одно досье: на группу пещерных городов, ключевыми из которых станут Мангуп-кале и Эски-Кермен.
Что же конкретно даст включение данных культурных объектов в список Всемирного наследия ЮНЕСКО? Гарантию государственного финансирования, обеспечение дополнительной рекламы крымских достопримечательностей на международном уровне — и, соответственно, увеличение ежегодный приток туристов в Крым, как убежден Науменко, «на несколько миллионов человек».

Работникам культуры — зарплату в полторы тысячи гривен

Говоря о культуре, менее всего хочется думать о презренном металле, но приходится, потому, что в буквальном смысле питаться вдохновением ее работники еще не научились. На наш вопрос о минимальной зарплате в сфере культуры Алена Плакида ответила: в театрах и филармонии — полторы тысячи гривен. «А в музее — 950!», — невесело продолжил Андрей Мальгин. Согласитесь, после таких цифр вопрос привлечения в культуру свежих кадров ставить даже как-то неприлично. Держаться за такое, мягко говоря, вспомоществование, будут, пожалуй, только работающие пенсионеры.
Урезание зарплат работников театров и Крымской госфилармонии почти до прожиточного минимума, а также переведение двух отделений последней — Керченского и Феодосийского — на хозрасчет, уже сказалось на некоторых творческих коллективах. По данным автора этих строк, с начала года из Крымского симфонического оркестра уволилось 16 человек, из камерного хора «Таврический благовест» — 6 человек. И процесс этот продолжается.
— Мы живем в том бюджете, который есть… — разводит руками Алена Плакида и сетует, что в той же филармонии, как свидетельствуют обращения многих артистов, «не налажена работа организации концертов».
Но, позвольте, почему многочисленным чиновникам и руководителям, пользы от которых, честно говоря, кот наплакал, от бюджетного пирога всегда достаются кусочки пожирнее, а профессионалам в области культуры и искусства — шиш? Извините за резкость, но отношение к культуре сегодня напоминает историю о несчастной корове, которую нерадивый хозяин нещадно доил, забывая при этом кормить. А потом долго сокрушался: надо же, только буренка есть отвыкла, так сразу и померла…

"КВ" № 120 от 29 октября 2011 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий