вторник, 10 июля 2012 г.

Неисправимый авантюрист Анатолию Новикову — 85



Марина ГУСАРОВА
Фото из архива КАРДТ им. Горького

…В летящем светлом плаще и  широкополой шляпе он идет по Пушкинской домой после дневной репетиции.   Интересно, сколько тысяч километров «намотал» Анатолий Новиков на этом пути за почти сорок лет, которые стоит у руля Крымского академического русского драматического театра имени Горького?   Хотя, думается, подобными подсчетами Анатолий Григорьевич вряд ли занимается, ведь в его каждодневной повестке дня — масса гораздо более важных дел и забот.

…Лето 1972-го. Жарким августовским  днем новоназначенный худрук  направляется в театр.   В фойе безлюдно —  лишь у касс неспешно гуляет невесть как забредшая сюда… белая коза.  Вот так, неожиданно и странно начался в театре имени Горького «новиковский» период.

     Белая коза в театре все же оказалась доброй приметой. Заметно подзаглохшая  жизнь «горьковского», на сцене которого блистали Щепкин и Комиссаржевская, Царев и Раневская, где под скромным прозвищем «Дуня» работал  великий Дунаевский, шаг за шагом начала возрождаться от многолетней спячки.  Первого сентября Новиков только приступил к работе, а 16 декабря уже состоялась премьера первого его спектакля «Царь Федор Иоаннович». 
Потом будут и другие — всколыхнувшая театральную Москву «Версия» Штейна — ох, и наделали тогда шуму в столице дерзкие провинциалы! «Гнездо глухаря» Виктора Розова — постановка, сделанная буквально на грани фола. Блестящий спектакль по пьесе Натансона «Они были актерами», в основе которой — реальные события, развернувшиеся в этом самом театре в годы Великой Отечественной. Яркое прочтение классики —  Шекспира,  Лопе де Вега,  Лермонтова, Толстого, Чехова, Гоголя, Горького, Гумилева,   мистический булгаковский «Мастер и Маргарита»…
Новиков-режиссер  не признает границ — двадцать лет сотрудничал с болгарским театром, работал в Венгрии, ездил на гастроли в Германию — сначала Восточную, а потом и Западную, буквально покорив публику сценической версией пьесы Михаила Штейна «Дальше. Дальше. Дальше…» о последних месяцах и днях жизни Ленина и позднем прозрении вождя революции. 

Однако запомнят в Крыму Новикова не только как режиссера и   создателя целой галереи ярких сценических образов.  Ему удалось то, что и сегодня по плечу немногим — соединить алгебру и гармонию, подарив  Симферополю и Крыму новый, современный, до сих пор не имеющий аналогов на Украине театр — точнее, целый театральный комплекс, включающий несколько сцен. 
В то, что у Новикова что-то получится, поначалу верили немногие. Но он не зря называет себя авантюристом — это качество плюс невероятная работоспособность и сила убеждения сотворили чудо: пришедшаяся на сложное время перемен  стройка не заглохла, не умерла, разве что растянулась на более долгий период.  Скептики и критики были посрамлены — у него получилось!
Получилось и другое — влить в труппу «свежую кровь». Создание в 1995 году  при театре Государственной школы-студии радикально решило  столь болезненную  сегодня кадровую проблему. Причем, не только в «горьковском» — выпускники театральной школы-студии успешно работают сегодня в театрах Крыма, Украины, России. 

Есть у Крымского академического еще одна особенность — аншлаги. Времена, когда в зале, как пелось в водевильных куплетах, еле-еле набиралось «вместе с автором пятнадцать человек», давно канули в Лету.   Симферопольцы и крымчане любят этот театр, где зрителя всегда готовы удивлять, где сверкают люстры, блещут ложи и везде — безупречные чистота и порядок.
 Я педант, человек придирчивый и вредный, — признается Анатолий Григорьевич. — Я обращаю внимание на мелочи — потому, что в театре нет мелочей!
Действительно, глобально мыслящий Новиков-режиссер время от времени уступает место Новикову-хозяйственнику, чье внимание к деталям, наверное, сделало бы честь самому прославленному кутюрье.  И висящий у служебного входа  своеобразный девиз здешней театральной жизни «Храни порядок — и порядок сохранит тебя» — тому подтверждение. Здесь не увидишь курящего за кулисами машиниста сцены   или монтера под хмельком. Здесь не точат лясы и не распивают часами чаи. Здесь трудятся — и трудятся на совесть, отвечая головой за свой, может, и маленький, но ответственный фронт работ. Похоже, худруку Новикову удалось главное — создать не просто хорошую труппу и технические цеха, а настоящий коллектив единомышленников, эдакий «механизм», работающий как часы.
Часто он, дотошный и вездесущий, подобно  булгаковскому Воланду, появляется  из ниоткуда и уходит в никуда, успев за пару минут обнаружить острым глазом пару-тройку недочетов. В театре знают — Анатолия Григорьевича не проведешь. Потому, что сложную и многоплановую театральную «кухню» он знает, как говорится, от «а» до «я» — ведь свою карьеру начинал Новиков  как бутафор и художник. Собственно, и поступать-то собирался в Днепропетровское художественное училище. А попал в расположенное буквально в нескольких метрах училище театральное — так распорядилась судьба… 
Была в его жизни учеба в ГИТИСе, потом — на Высших режиссерских курсах,  работа во многих театрах и знаковые встречи, из которых особо хочется выделить две: в молодости Анатолию Григорьевичу довелось работать с только что вернувшимся на родину Александром Вертинским и быть ассистентом-переводчиком таинственного прорицателя Вольфа Мессинга. Было высокое звание академика Академии искусств Украины и государственные награды. Были  встречи и беседы на дружеской ноге с сильными мира сего.  Были, есть и,  думаю, еще будут  — но не это для него главное. Главное — удивлять зрителя, ведь Новиков и сегодня остается неисправимым авантюристом!

Родившись на донецкой земле, он стал в Крыму своим, создав театр, который Юрий Лужков в свое время точно и  емко  назвал «штучным».  Театр, спектаклям которого стоя аплодировали в питерской Александринке. Театр, который,  пропагандируя классику, не чурается и   искрометных комедий, заставляя зрителя то хохотать до слез, то задумываться о смысле жизни. Театр, который уже стал своеобразной творческой лабораторией, ставя в первопрочтении пьесы современных драматургов. Театр, о котором можно спорить, но не любить который нельзя! 

 

 "КВ" № 67 от 5 июля 2012 г. 






















































































Комментариев нет:

Отправить комментарий