Марина
ГУСАРОВА
Фото Виталия ПАРУБОВА
Новый
театральный сезон в Крымском академическом русском драматическом театре им.
Горького открыли классикой - спектаклем «Доходное место» по пьесе
Александра Островского.
Как откровенно признался в интервью накануне сезона художественный
руководитель «горьковского», а по совместительству – режиссер-постановщик
премьеры Анатолий Новиков, эта
комедия Островского - пьеса на все времена.
То,
что «Доходное место» — мина замедленного действия, власти поняли сразу после того, как пьесу в 1957 году напечатали в журнале
"Русская беседа". Реакция была
мгновенной – к постановке в театрах
новинку не допустили. Лишь через
шесть лет - 27 сентября 1863 года - комедию впервые поставят в Петербурге, на сцене знаменитой Александринки.
Думаю, тайные мысли о запрете «Доходного
места» регулярно щекочут чиновничьи мозги и сегодня. Но, как говорится, видит
око, да зуб неймет – слишком большой
риск разбить толоконный лоб о гранитно крепкое
реноме признанного классика. Остается
одно -
на голубом глазу наблюдать за
происходящим на сцене, делая невинный вид: «Да разве это про нас!». Увы, и про
вас тоже, бывшие товарищи, а ныне – господа!
Что же наверняка зацепит зрителя на премьере? Прежде всего - глубина анализа, умение разложить ситуацию,
что называется, по полочкам. Наверху чиновного «карточного домика» - настоящий
«туз» - Аристарх Владимирыч Вышневский (Анатолий Новиков). Несколькими рангами ниже – «десяточка»,
выслужившийся из чиновничьей «мелкоты» Аким Акимыч Юсов (Игорь Бондзик). Особняком стоит миловидный «валет» - племянник «туза» Вася Жадов (Дмитрий Еременко)
– юноша пылкий, не чуждый вольнодумным взглядам и любовному томлению. И,
наконец, «шестерка» - помощник Юсова Онисим Панфилыч Белогубов (Владимир
Курцеба) – ни грамотностью, ни умом не
отмеченный, зато услужливый!
И без дам не обошлось. Червонная – очаровательная супруга Вышневского
Анна Павловна (Татьяна Павлова), отчаянно скучающая и в глубине души
презирающая и престарелого муженька, и затхлую
атмосферу родного дома. Пиковая –
небогатая вдова чиновника Фелисата Кукушкина
(Инна Аносова), только и думающая, как бы выгоднее пристроить дочерей –
бойкую «бубновую» Юлиньку (Елена Ципилева) и мечтательную даму треф Полину
(Юлия Островская).
За два часа спектакля героям предстоит
пережить взлеты и падения, радужные
надежды и горькое разочарование, но самое главное – переоценку ценностей.
Островский отнюдь не утопист - порой он реалистичен просто до
жесткости. Когда бывший «правдоискатель»
Жадов приходит, наконец, к дядюшке просить «доходного места», Вышневский не жалеет для бывшего идеалиста самых
обидных, самых издевательских слов.
Почему? Наверное, потому,
что Жадов – еще недавно прямой,
бескомпромиссный, сплошной «немой укор» системе взяток и кумовства, так быстро сдался, уступив уговорам уставшей
от бедности молодой жены. А, может, в своем племяннике дядюшка увидел себя,
много лет назад тоже полного надежд изменить мир и так же позорно капитулировавшего?
А
вот в современном нам мире подобные метания – скорее, исключение, чем
правило. Рядом с нами уверенно правят
бал исполнители-Юсовы и беспинципные карьеристы-Белогубовы. Взывающих
к «общественному мнению» Жадовых сегодня
к чиновничьей кормушке и на пушечный выстрел не подпустят. А вот озвученные
Вышневским строки «наше общественное
мнение: не пойман – не вор!», стали не просто крылатой фразой - руководством к действию!
Классика – великая сила. Под ее эгидой сегодня еще можно говорить правду,
невзирая на ранги и лица. Что и сделали худрук и его команда. И опытные актеры, и молодежь попытались «нырнуть в Островского», что
называется, до дна. Откровенно гротескна Кукушкина Инны Аносовой.
Плакатно-беспринципна в роли Юленьки Елена Ципилева, а Юлия Островская,
напротив, поднимает образ уставшей от нищенского существования Полины до подлинного драматизма. Надломленным цветком
предстает перед зрителем Анна Павловна
Татьяны Павловой. Убийственно ядовит в
исполнении Анатолия Новикова
непотопляемый Аристарх Вышневский. Приспособленец Белогубов Владимира
Курцебы способен у любого вызвать
безоговорочное презрение. А Дмитрий
Еременко и его Жадов заставляют задуматься: на каком «градусе» бедности
способны улетучиться наши благие намерения?
Однако самые интересные метаморфозы
предстояло претерпеть Игорю Бондзику. Записные театралы еще помнят, как несколько
лет назад он сыграл в «Доходном месте» -
да-да, того самого, полного юношеского максимализма Василия
Николаевича Жадова. А теперь –
Аким Акимыча Юсова, самую, что ни на есть, чиновничью душу…
«Доходное место» и такие же, уже стоящие вне
времени пьесы не столько дарят нам
возможность следить за перипетиями сюжета, сколько возвращают к вечным темам
- чести и совести, любви и
ненависти, добре и зле. С таких спектаклей
даже самый легкомысленный и невзыскательный зритель не уйдет с пустым сердцем
- именно в этом главная сила классики.
"КВ" № 105 от 4 октября 2012 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий