Елена
РАСКИНА,
Москва, специально для «КВ»
фото
автора
«Я вырос на лоне крепостного права,
вскормлен молоком крепостной кормилицы, воспитан крепостными мамками и,
наконец, обучен грамоте крепостным грамотеем…», — писал о себе Михаил Салтыков-Щедрин.
Салтыковы были крупными землевладельцами — и
властвовали не только над землей, но и над душами крепостных крестьян. И
таковых душ у родителей писателя было 2600. Имение Салтыковых располагалось в
Пошехонье — ныне это окрестности подмосковного города Талдом, селение
Спас-Угол. Откуда такое редкое название — Спас-Угол? Объясняется оно, однако,
очень просто: селение расположено на стыке трех областей (губерний):
Московской, Тверской и Ярославской (поэтому — угол). А вот первая часть
названия связана с родовой церковью Салтыковых — Храмом Спаса-Преображения
Господня.
Сгоревшая усадьба и уцелевшая церковь
Именно
здесь, на фоне нежной, грустной, какой-то ласково-усталой природы (такой, о которой
К.Д. Бальмонт говорил: «Есть в русской природе усталая нежность, / Безмолвная
боль затаенной печали…»), и располагается ныне Музей Салтыкова-Щедрина.
Находится он не в родовой усадьбе Салтыковых, поскольку ее уже не существует.
Уже через год после Октябрьской революции усадьба Салтыковых в Спас-Угле была конфискована,
а потом сгорела. То ли сожгли революционеры, то ли пропала, как всякий дом,
оставшийся без присмотра. А в родовой церкви Салтыковых до 1970-х годов хранили
семенной картофель. Печальная история большевистского варварства!
Так или
иначе, усадьбы больше нет, а от Салтыковых осталась только родовая церковь,
Храм Преображения Господня, в трапезной которого и нашел приют
историко-литературный музей. Этот музей был открыт стараниям местных
краеведов-энтузиастов: директора Т. Куликовой, редактора районной газеты «Заря»
В. Саватеева, педагога Л. Нешумовой, щедриниста из Петербурга А. Левенко и
других поклонников творчества Михаила Евграфовича. Храм — действующий, музей — тоже
действующий, но они мирно существуют бок о бок. Так живая, горячая вера
Христова помогает русской литературе.
Правда, храм нуждается в реставрации — прекрасные
фрески облупились, стены нужно заново покрасить, купол потускнел. Вероятно,
власти — и местной, и федеральной — недосуг выделить деньги на ремонт храма, а
заодно и построить для музея отдельное помещение. Щедра матушка Российская
Православная Церковь, приютила она музей великого писателя, но все же — храм
есть храм, а музей есть музей. И хорошо бы музею не ютиться в трапезной церкви,
а жить собственной жизнью. Грустно смотреть на то, как разрушаются оазисы
русской культуры XIX века,
как обветшала построенная бабушкой писателя, Надеждой Ивановной Салтыковой в
1797 г. родовая церковь…
«Воин и супостатов покоритель»
Но все
же сохранились усадебные хвойные и липовые аллеи, каскад прудов, святой
источник Иорданка и родовое кладбище Салтыковых у стен храма, где покоятся дед
и бабушка, родители, братья и сестры великого писателя. В 1957 г. в селе
Спас-Угол был установлен бюст М.Е. Салтыкова-Щедрина работы Л.А. Бернтама. А в
музее выставлены кое-какие вещи, принадлежавшие Салтыковым: родовой герб,
календари-месяцесловы, курительная трубка отца писателя, документы, рукописи,
фотографии, письма, книги, мебель… Например, диванчик, на котором сиживали с
вышивкой сестры писателя, или потрет трогательного мальчика в белой рубашечке с
огромными темными глазами. Это — сам писатель, маленький Мишенька Салтыков.
Михаил
Евграфович родился 15 (27) января 1826 года в родовом имении Спас-Угол.
Крестный отец Мишеньки, мещанин Дмитрий Михайлович Курбатов, после свершения
обряда крещения пророчествовал, что «младенец сей будет воин и супостатов
покоритель…». Если под супостатами понимать чиновников-бюрократов и
помещиков-мракобесов, которых Михаил Евграфович нещадно высмеивал, то
предсказание сбылось. Салтыков-Щедрин действительно в жизни немало воинствовал
— хоть и не с оружием в руках, а пером по бумаге. Но «помпадуры и помпадурши»,
изображенные им в одноименной книге, получили, что называется «по первое
число».
Вот, к примеру, такое гневное и едкое
рассуждение: «Скажу, например, про себя: сделайте меня губернатором — я буду
губернатором; сделайте цензором — я буду цензором. В первом случае: сломаю на
губернаторском доме крышу, распространю больницу, выбелю в присутственных
местах потолки и соберу старые недоимки; если, кроме этого, надо будет еще
«суть» какую-нибудь сделать, и «суть» сделаю: останетесь довольны. Во втором
случае, многие сочинения совсем забракую, многие ощиплю, многие украшу
изречениями моего собственного вымысла… (…) Не нужно только торопиться, а
просто призвать подчиненного и сказать ему: милостивый государь! Неужто вы не
понимаете? Верьте, что он поймет тотчас же и почнет такие чудеса отчеканивать,
что вы даже залюбуетесь, на него глядя». Прочитаешь такой пассаж, задумаешься и
поймешь, что ничего у нас не изменилось… Или почти ничего. Только «милостивых
государей» теперь по-другому называют.
Михаил
Салтыков нравом и способностями пошел в отца: Евграф Васильевич знал иностранные
языки, изучал науки, считался одним из образованнейших дворян в Пошехонье. А
вот матушка, Ольга Михайловна, из купеческого рода Забелиных, была «министром в
юбке», «кулаком-бабой». Науки и искусства ее не интересовали, но семейные
богатства помещица сумела приумножить. Мишенька же в три года знал азбуку, в
четыре «со слуха» начал болтать по-французски и по-немецки, а в семь лет стал
обучаться грамоте под руководством крепостного живописца Павла Соколова. В
восемь лет мальчик прочел Евангелие и написал впоследствии, что именно эта
вечная книга поселили в его сердце «зачатки общечеловеческой совести».
«Я люблю эту бедную природу…»
Далее была
учеба в Царскосельском лицее, сочинение стихов и сначала — полное равнодушие к
прозе, а потом — горячая к ней привязанность. Михаилу Евграфовичу пришлось
долго послужить под началом тех чиновников-«помпадуров», которых он
впоследствии так едко и метко высмеял. Воспоминания детства отражены в
последнем произведении писателя, «Пошехонской старине», — прощальном даре
родному Спас-Углу. О пошехонской природе Михаил Евграфович трогательно и
проникновенно писал: «Я люблю эту бедную природу, может быть, потому что какова
она ни есть, она все-таки принадлежит мне; она сроднилась со мной точно так же,
как и я сжился с ней; она лелеяла мою молодость, она была свидетельницей первых
тревог моего сердца, и с тех пор ей принадлежит лучшая часть меня самого».
"Крымское время" №7(3362) 23 января 2014
Комментариев нет:
Отправить комментарий