вторник, 2 апреля 2013 г.

Сорок лет «эпохе Новикова»



Марина ГУСАРОВА

…Театр уже полон, ложи блещут, партер и кресла все кипит… Нет, это не театр времен Пушкина, это наше время. Итак, Крымский академический русский драматический театр им. Горького, 26 марта — публика с нетерпением ждет творческого вечера, посвященного — страшно сказать! — сорокалетию пребывания «у руля» одного из старейших театров СНГ народного артиста Украины Анатолия Григорьевича Новикова.

Собственно, юбилей надо было отмечать еще в прошлом году — ведь к обязанностям руководителя театра Новиков приступил ровно 1 сентября 1972 года. Но все как-то «не срасталось». Срослось в 2013-м — в аккурат накануне Международного дня театра. Руководство всех ветвей крымской власти на этот раз прибыло в полном составе, заполнив партер практически полностью. Шутка ли — даже большой друг театра, банкир Борис Финкельштейн на этот раз сидел не в пафосном пятом ряду, а только в шестом!
Но сильные мира сего были лишь частью торжественного действа: на сцене всецело царил Новиков — по обыкновению подтянутый и элегантный. Даже не верилось, что Анатолий Григорьевич уже сорок лет стоит у руля беспокойного хозяйства под названием «театр». За это время он успел многое — провести реконструкцию, открыть, помимо основной, еще шесть новых сцен (сейчас их, к сожалению, стало на одну меньше), поставить порядка 140 спектаклей, вывезти театр на гастроли в Германию, создать уникальную школу-студию при театре… А начиналось все с… козы, которая в том далеком сентябре 1972 года встретила новоназначенного худрука у театральных касс. Историю с козой с легкой руки Анатолия Григорьевича, знают, уже, наверное, все. А что было потом? Была первая симферопольская премьера Новикова «Царь Федор Иоаннович». Был уникальный спектакль «Они были актерами» (о работе подпольной группы «Сокол», созданной в годы войны работниками театра), в 1977-м отмеченный Государственной премией СССР. Были «Мастер и Маргарита», «Дети Ванюшина», «Ревизор», «Поминальная молитва». Были долгих 16 лет реконструкции и строительства, когда мало кто верил, что у него получится. Получилось. Получается и сегодня — к примеру, растить достойную смену в собственном вузе, ведь Новиков убежден: в тридцать играть Джульетту актрисе уже поздно. Впрочем, многие питомцы школы-студии, оставшиеся работать в родном театре — уже вполне сложившиеся, зрелые актеры и заслуженные артисты.
— Руководить театральным коллективом в течение 40 лет — это уникальный случай, достойный уважения, — отметил председатель Совета министров АРК Анатолий Могилев. — Даже не знаю, есть ли художественные руководители, остававшиеся у руля одного театра столь долгий срок. Такое достойно внесения в Книгу рекордов Гиннесса!
В подарок крымский премьер вручил виновнику торжества сертификат на отдых в крымском санатории — любом, на выбор. Председатель Верховного Совета Крыма Владимир Константинов как профессионал отдал должное Новикову-строителю, а постоянный представитель президента Украины в АРК Виктор Плакида отметил, что Анатолий Григорьевич развил и приумножил традиции театра, на сцене которого в свое время блистали Щепкин, Комиссаржевская, Кенигсон, Раневская, где начинал свою творческую жизнь Дунаевский. Генеральный консул Российской Федерации в АРК Владимир Андреев напомнил еще об одном знаменательном событии — высоко оценив вклад Новикова в развитие русской культуры, президент России Владимир Путин в ноябре прошлого года вручил ему в Москве высокую награду — Орден Дружбы.
Звучали со сцены поздравительные телеграммы, Новикову дарили корзины и букеты цветов, картины и швейцарские часы, но, наверное, самыми желанными подарками стали для Анатолия Григорьевича выступления коллег по «культурному цеху» — народных артисток Украины Елены Басаргиной и Эльмиры Налбантовой, ансамбля «Джаз-рандеву» Крымской филармонии, заслуженного артиста Украины Владислава Черникова, Севастопольского академического театра танца под руководством Вадима Елизарова и, конечно, артистов его родного театра, где уже сорок лет царит «эпоха Новикова». Не обошлось и без сюрпризов — художественный руководитель Симферопольского цирка Борис Тезиков на торжество, как всегда, пришел не один. Однако на этот раз — не в компании медведей, львов, акробатов и гимнастов, а вместе с одним из самых сильных людей планеты, легендарным Дмитрием Халаджи, который на глазах у восхищенной публики с легкостью завязывал в узел стальные прутья, рвал цепи и забивал голыми руками гвозди. Но точку в творческом вечере поставил, конечно же, сам худрук. 

— Театр — это огромный корабль, на котором уйма людей — у нас, к примеру, работает 300 человек, — заметил Анатолий Новиков. — Он часто отправляется в плавание, но главное для каждого корабля — вернуться в свою гавань, где тебя встретят, подремонтируют и снова отправят в путь. Не скрою, меня не раз приглашали работать и в большие города и за границу, но я остался здесь. Почему? Потому, что у этого театра — своя история. Здесь блистали многие великие актеры. Здесь артисты создали уникальную подпольную группу, передавали сведения партизанам, спасали молодежь от угона в Германию и были замучены фашистами буквально за три дня до освобождения Симферополя. Такой театр невозможно не любить! Как невозможно не любить моих коллег, с которыми мы вместе делаем общее дело. И наши мэтры, и молодежь — все они помогают мне руководить этим кораблем. И, конечно, невозможно не любить наших зрителей, которым я обещаю: мы не сдадим наших позиций и будем все время радовать вас новыми спектаклями!

"КВ" № 34 от 30 марта 2013 г.




Комментариев нет:

Отправить комментарий