вторник, 2 апреля 2013 г.

Возвращение к истоку. Сегодня Москва прощается с Валерием Золотухиным



 
Алексей ВАСИЛЬЕВ

  Поймал себя на мысли, что при написании этого некролога в голове беспрестанно крутилась золотухинская-бумбарашевская песня :

Журавль по небу летит, корабль по морю идёт.
А кто меня куда влекёт по белу свету?
И где награда для меня, и где засада на меня?
Гуляй, солдатик, ищи ответу!

  Наверное, только легких и светлых людей поминают песнями.


  
Мы любим героев. Cегодня герои живут  в голливудских фильмах. Тот же «Форрест Гамп» - обездвиженный инвалид, который переборол  себя и  начал ходить.  Это у них. На экране. А у нас…
   А у нас паренек из  Алтайского поселка Быстрый Исток мечтал стать актером. «Много» шансов, чтобы сбылась мечта, не так ли?  К тому же  после тяжелой болезни  мальчишка  несколько лет не вставал с койки. Потом с трудом передвигался на костылях. Над «актером» посмеивались. А он однажды на школьном новогоднем вечере, превозмогая боль, отбросил костыли и сплясал «Яблочко»!  Школа замерла. Вот это наше  кино!
   Но это был не фильм. Валерий Золотухин после окончания школы  поехал в Москву,  поступил  и с блеском закончил  ГИТИС (тот самый,  который мистическим образом  сгорел за день до его смерти).
   У Золотухина был великолепный голос и талант комика. А он пошел туда, где труднее – в драматический театр. Год -  в театре Моссовета. И потом, почти навсегда, - в театр на Таганке. Но «широкий зритель» запомнил Валерия Сергеевич по киноролям.
   Его герои – русские люди. С веселой придурью и трагическим осознанием жизни.  Тот же  Петька Трофимов из «Пакета», конечно же,  Бумбараш, старшина Серёжкин из «Хозяина тайги»   стали частью нашего культурного мира.  Частью нас самих. От того   утрата  этого актера стала для многих личной потерей.
   Ролей было много. Около  восьмидесяти (и плюс  в театре под тридцать).  Ролей главных и второстепенных. Но, как сейчас говорят,  «знаковых»:  Евгений  Ксидиас в  «Интервенции», Касаткин в  «Единственной»,  Моцарт в «Маленьких трагедиях».  А чего стоят   Суворов  в «Адъютантах любви»,  Гитлер  в «Приказано уничтожить!», столпник в «1612», управдом  Босой  в «Мастере и Маргарите»!
   Золотухин очень любил Крым, говорил, что ему хорошо отдыхать и играть в Ялте. Южный город Валерий Сергеевич посетил в последний раз в 2011 году  с   антрепризой "Собачье сердце". После спектакля с актером общался главный редактор газеты «Ялта» Сергей Сардыко.  Сергей Александрович рассказал корреспонденту «КВ», о чем тогда   говорили они  с Золотухиным. О том, "что же с нами происходит", о крушении СССР. Актёру, например,  было неприятно вспоминать, как  он поддерживал Ельцина в 1993-м…
   …Сегодня в театре на Таганке у Золотухина последняя роль: гроб с его телом выставлен на сцене  для прощания.
 А похоронят актёра в пятницу, согласно его воле, на территории построенного им Храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Быстрый Исток на Алтае, где он родился.

…Где я только не был, чего я не отведал –
Берёзовую кашу, крапиву, лебеду,
Только вот на небе я ни разу не обедал,
Господи, прости меня, я с этим обожду.
Журавль по небу летит, корабль по морю идёт.
А кто меня куда влекёт по белу свету?
И где награда для меня, и где засада на меня?
Гуляй, солдатик, ищи ответу!

Сокращенный вариант некролога опубликован в газете "Крымское время" №35, 2 апреля 2013  

Комментариев нет:

Отправить комментарий