среда, 18 декабря 2013 г.

Александр Гурнов: «Живя в Великобритании, я понял: монархия — это символ непорочности власти»


Алекс
 

 Марина ГУСАРОВА
 Фото автора

 В минувшую субботу по приглашению Международного медиа-клуба «Формат А 3» крымскую столицу посетил известный журналист, телеведущий, политический обозреватель, ведущий телеканала «Russia Today» Александр Гурнов.
 Тема встречи с крымскими журналистами, политологами и общественностью «Роль СМИ в формировании имиджа страны» в свете последних событий звучала как никогда актуально. Сразу отметим — канал, на котором работает Александр Гурнов, рассчитан на международную аудиторию и вещает через спутник на английском, испанском и арабском языке. А главная цель «Russia Today» — показать зарубежному зрителю Россию настоящую, а не искаженную западными и многими либеральными российскими СМИ.

 «Чем закончится противостояние на майдане? Думаю, ничем »
Александр Гурнов, в разные годы работавший в Эфиопии, США, Великобритании, не строит иллюзий:
 — За все эти годы я понял одно: такой вещи, как взаимопонимание, просто не существует. Убедить кого-то в чем-то, в принципе, невозможно. Каждый воспринимает мир в силу той «карты», которая создается у него в голове. Взять ту же Украину — Западную и Восточную. Жителям Западной Украины, смотрящим на Киев, солнце светит прямо в глаза, а Восточной Украины — в спину, потому и картина получается разная. Шутка, конечно, но в ней есть большая доля правды. Поэтому не нужно никого не в чем убеждать — просто дать людям возможность увидеть все самим.
Выступать в роли эдакого «российского витии» Гурнов явно не собирался:
— Учить хохлов — известная русская народная забава, которая ни к чему не приводит. Вот, скажите, почему люди скачут на майдане? У них в голове — взрыв. Они недовольны тем, что было, тем, что есть, хотят, чтобы было лучше, но не представляют, как. Чем закончится противостояние на Майдане? Думаю, ничем. И решать все будут не в Киеве, а где-нибудь в Брюсселе, Вашингтоне и Москве.

«Нет свободы слова — есть некая этика»
Коснулись, как водится, и темы свободы слова. На прозвучавший из зала вопрос: «Каковы границы допустимого между освещением событий и пропагандой?» Александр Борисович ответил так:
 — Для меня слово «пропаганда» никогда не было бранным. Кстати, появилось оно с появлением христианства и в переводе с латыни означало «разъяснение широким слоям населения чего-нибудь методом неоднократного повторения». А что касается границ допустимого, тут все просто — нельзя врать. Задача СМИ — информировать. И как только начинаешь говорить о том, во что ты сам не веришь или о чем тебя просят, начинаешь лгать. Что делать, если сомневаешься? Все просто: поехать, посмотреть, пожить, если надо, выяснить, где правда — и рассказать людям. Естественно, это не истина в последней инстанции, это твоя правда, но ты имеешь право высказать именно свою точку зрения. Вообще, я думаю, нет свободы слова — есть некая этика. Особенно это касается писателей — садись, пиши, потом это опубликуй и тебе за это, возможно, даже заплатят — вот такая свобода слова. А свобода журналиста — это, скорее, выбор СМИ, где ему не стыдно работать. Мне в «Russia Today» работать не стыдно!

«Будущее не может являться предметом исследования. Это, скорее, вопрос веры»
Мало-помалу разговор снова перешел к теме событий на Украине, а именно — к вероятности раскола страны. «Насколько вероятна возможность отделения Западной Украины?» — поинтересовались журналисты.
— Вероятность и вообще будущее не может являться предметом исследования, — убежден Гурнов. — Это, скорее, вопрос веры. К примеру, Бжезинский искренне верит, что Россия перестанет существовать, если оторвется от Украины. Я в это не верю. Но верю в то, что, если Украина разделится на Западную и Восточную, то она попросту перестанет существовать как государство. Более того — мне кажется, что государственности в мировом понимании у Украины никогда и не было. Вы видели рестораны украинской кухни на Манхэттене? Я — нет. Итальянской — видел, китайской — видел, а украинской — не видел. Украина практически всегда была частью империи, а Россия, хоть и считала себя старшим братом, всегда гордилась тем, что русская земля пошла из Киева. Кстати, вечный спор Украины и России чем-то напоминает мне соперничество между Санкт-Петербургом и Москвой — кто главнее? Повторюсь — сегодня судьбу Украины решают не в Киеве. Но решение это тактическое. Кстати, монархия гораздо более предсказуема — монарх мыслит стратегически, ему надо что-то передать детям. А нынешние президенты и депутаты могут передать только то, что успели стырить. Я долгое время работал в Великобритании и понял, зачем нужна монархия. Это символ непорочности власти. В другом случае ты прекрасно понимаешь, что тобой правят жулики, проходимцы и уроды. А, если у тебя есть королева, ты способен даже умереть за нее. Потому, что она олицетворяет то самопожертвование во имя народа, которое продолжалось несколько веков. Что касается Украины, то да — можно провести референдум, сделать федерацию. Кто хочет — пусть отделяется. Но, как правило, такие простые и ясные решения никогда не пронимаются. Ведь у политиков кратчайшее расстояние между двумя точками — это совсем не прямая.

 «То, что нашим бизнесменам удобнее с вами работать, это правда»
Участники встречи, тем не менее, продолжали задавать вопросы из серии предположений: «В случае если Украина все же «ляжет» под ЕС, насколько это затронет политические и экономические интересы России?».
— Я, конечно, понимаю, что стоящие на майдане думают о том, что будут ездить в Европу без виз, — улыбается Александр Борисович. — Но они не понимают, что ассоциированное членство в ЕС и безвизовый режим — это совершенно разные вещи. Кстати, Россия тоже ведет переговоры с Европейским союзом о безвизовом режиме. Что касается цен, то дешевле не будет ничего — только дороже. У вас сейчас по нашим меркам в ресторане поужинать можно за копейки, а если пойдете в Европу — увы… Что касается украино-российских бизнес-связей, то деловые интересы, как правило, способны адаптироваться к любой политической ситуации. Но то, что нашим бизнесменам удобнее работать с вами, это правда. Это и один язык и, прямо скажем, похожие способы ведения бизнеса, которые многим европейцам показались бы дикостью. Однако, по моим наблюдениям, в развитии Украина сегодня отстает от России лет на десять, а то и двадцать. Русские, в общем, стали приличней. Бандиты уже давно превратились в сенаторов, а новое поколение бизнесменов — это люди лет тридцати пяти, окончившие Гарвард и очень легко договаривающиеся со своими однокашниками за океаном.

 «Изменить имидж, не изменившись самому, нельзя»
В конце встречи ее участники вновь вернулись к заявленной теме. Прозвучал вопрос: «Предположим, что у страны сформировался какой-то определенный имидж. Есть ли у СМИ возможность этот имидж изменить, ничего не меняя внутри самой страны?».
— Имидж есть у любой страны, — заметил Александр Гурнов. — И он может меняться не только по политическим причинам. Вы знаете, что сегодня в Туманном Альбионе никогда не бывает туманов? А знаете, почему? Потому, что сегодня в Великобритании не топят углем! Что касается смены имиджа, то менять его посредством СМИ, мне кажется, нет смысла. Как придать Украине или России имидж европейской страны? Стать европейской страной! Возможно ли это? Думаю, пока нет. Вывод один: изменить имидж, не изменившись, нельзя. Зато можно научиться использовать имидж себе на пользу. Возьмем, к примеру, Канаду — это первая страна мира, которая само слово «Canada» сделала брендом.

 — И все же, как считаете, СМИ формируют имидж страны?
— Безусловно. Хотя я бы посоветовал журналистам меньше думать о себе, как о носителях некоего мессианства, и стараться хотя бы не портить имидж своей страны. Мы просто передаем новости и этим зарабатываем. А миссия… До 1994-95 годов мне тоже казалось, что я и мои коллеги — вершители этой самой миссии. Мы мечтали о переменах, о культурном скачке, хотели «Лед Зеппелин» — а получили Верку Сердючку!


 Досье «КВ»

ГУРНОВ Александр Борисович. Родился в Москве 8 июля 1957 года. Окончил факультет журналистики МГИМО. Работал в главной редакции вещания на США и Великобританию, военным переводчиком в Эфиопии, политическим обозревателем и ведущим программы «Вести», заведующим бюро ВГТРК в Лондоне, генеральным директором информагентства «Телевизионная служба новостей», ведущим программы «Международная панорама». С декабря 2005 года — ведущий программы Spotlight телеканала «Russia Today».
 Александр Гурнов — руководитель гильдии журналистов-международников. Награжден медалью «Защитнику свободной России» (1993), орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени (2001). В 1996 году стал обладателем первой премии ТЭФИ в номинации «Лучший репортер».
 Владеет английским, французским и амхарским (государственный язык Эфиопии) языками. Хобби — рисование, теннис, горные лыжи. Женат, воспитывает сына.

"КВ" №   137   от 19 декабря 2013 г.
 Марина Г

Комментариев нет:

Отправить комментарий