воскресенье, 20 ноября 2011 г.

У Крыма хотят забрать последнее


 Крым. Ласточкино гнездо.
Наталья КИСЕЛЕВА

О том, что полномочия Крымской автономии обрезаны практически до плинтуса, знает любой крымчанин, хоть раз участвовавший в выборах нашего парламента, потому что о расширении этих полномочий, как основной цели своего депутатского будущего, не говорит только самый ленивый кандидат на парламентский мандат. Но получив вожделенный мандат этот же кандидат, теперь уже депутат, забывает о необходимости расширять полномочия АРК и прочих обещаниях, данных избирателям. Это как в анекдоте:
– Дорогой, ты обещал на мне жениться!
– Да мало ли что я на тебе обещал. 



У Крыма отнимают памятники
 Крым. Неаполь-Скифский
Самое печальное, что наши депутаты в межсезонье между выборами не только не утруждают себя расширением автономных полномочий, но даже не заботятся о сохранении имеющихся. Вот и сейчас мы не видим никакой парламентской активности, хотя в Киеве готовятся отнять у Крыма чуть ли не единственное еще оставшееся право – право на охрану памятников и их использование. Кстати, не думайте, что к памятникам относятся только каменные изваяния Айвазовского, Чехова, Ленина и др. В списке объектов культурного наследия числятся здания, территории древних городищ, дворцовых комплексов и т.п. Помните, как крымчане всем миром во времена Кучмы и Ющенко отстояли Массандровский и Воронцовский дворцы от попыток переподчинить их президентской администрации? Так вот теперь в Киеве хотят «прикарманить» все дворцы и не только их.   
На крымские памятники покушается Михаил Кулиняк, родившийся в Дрогобыче Львовской области, работавший скрипачом в Львовском объединении музыкальных ансамблей, массовиком-затейником в профкоме «Укртрансгаза», а в 2004-м взлетевшем в качестве помощника в Кабмин и дослужившемся там до министра культуры.
Именно в Министерстве культуры Украины подготовили законопроект «О национальном культурном наследии», в котором на первый взгляд все правильно, но при внимательном изучении оказывается, что Киев решил теперь уже не обрезать, а просто отрезать полномочия автономии в области охраны памятников и любой деятельности в охранных зонах памятников и исторических ареалах населенных пунктов Крыма.
Если кто-то думает, что это мелочь, глубоко ошибается. Попытаемся объяснить угрозы для нас от этого законопроекта простым языком, продираясь сквозь дебри бюрократических формулировок.
Прежде всего, сообщим, что в Автономной Республике Крым около 9 тысяч памятников, а у каждого памятника должна быть охранная зона, измеряющаяся не всегда квадратными метрами, но и гектарами, а иногда сотнями гектаров.
Я попыталась подсчитать размеры охранных зон только памятников национального значения. Итак, идем по списку. Вот, например, могила писателя Сергеева-Ценского. Охранная зона составляет круг с радиусом 10 м. Если читатели не забыли школьную математику, то легко подсчитают, что ее размеры составят 314,16 квадратных метров. Так это мелочь по сравнению с другими памятниками такого же статуса. У памятника Ленину на Ялтинской набережной площадь охранной зоны уже не 300, а почти 3 тысячи кв. м. У «Ласточкиного гнезда» – 2,7 гектара, у Неаполя Скифского – 30,5 га у Аджимушкайских каменоломен – 170 га. И это малая толика памятников нашего полуострова, имеющих национальный статус, среди которых числятся пещерные города, крепости, древние городища, дворцы и виллы, церкви и мечети, и прочие. А у нас еще тысячи памятников местного значения! И каждому из них также положены охранные зоны.   
Кроме этого культурного богатства в крымской автономии 26 городов и поселков имеют статус исторических населенных мест, занесенных в соответствующий государственный реестр. Сказать, что в этом списке в подавляющем большинстве лакомые куски Черноморского побережья, значит, ничего не сказать. Из 26 населенных пунктов, за редким исключением, там ОЧЕНЬ ЛАКОМЫЕ ЗЕМЛИ. И очень дорогие. Это Ялта, Алушта, Евпатория, Симферополь и др. (смотрите таблицу) – в целом 13 из 15 городов АРК, что составляет 87% от всех городов автономии.
И если суммировать все эти земли, то не ошибемся, если скажем, что каждый ПЯТЫЙ метр крымской территории (не считая Севастопольского горсовета) имеет охранный статус. И за соблюдением этого статуса до сих пор следит Республиканский комитет по охране культурного наследия.
А что же хочет Киев? А Киев хочет забрать эти полномочия себе. Причем ВСЕ. И если крымские депутаты не встанут на защиту наших памятников, то через какое-то время распоряжаться всеми этими землями будет какой-нибудь присланный «дядька из Киева», а управлять его работой будет «дядька в Киеве». И эти чужие (для Крыма) дядьки будут сами решать, можно ли что-то строить или перестраивать в охранных зонах и исторических ареалах практически всех городов автономии.
Можете себе представить, во сколько раз вырастет в этом случае коррупция и размеры взяток? И кому вообще достанутся эти лакомые куски?
А представьте себе, если «дядькам из Киева» не понравиться, что в списке крымских памятников львиную долю составляют памятники событиям и героям Великой Отечественной войны, и не предателям? Может такое быть? Вполне, если учесть, как быстро с Западной Украины распространяется инфекция махрового национализма.

Нарушители законов
 Крым. Воронцовский дворец
Но идеология в данном случае не самая главная, хотя и важная составляющая. В данном случае главное – это очередная кастрация полномочий Крымской автономии и также очередное нарушение украинского законодательства и конституций, причем не только крымской, но и украинской конституции. 
Начнем с Основного закона страны. Открываем Х раздел, посвященный Автономной Республике Крым. Читаем статью 138-ю: «К ведению Автономной Республики Крым относится охрана и использование памятников».
А теперь пролистаем крымскую конституцию. Раздел II, глава 5, статья 18 определяет полномочия АРК. В пункте 17 четко указано, что «с учетом особенностей Автономной Республики Крым, определенных Конституцией Украины, и в соответствии с Конституцией Автономной Республики Крым к ведению АРК относится подготовка, утверждение и реализация программ и решение вопросов охраны и использования памятников истории и культуры».  
Вот эти конституционные нормы и планируют нарушить в Министерстве культуры Украины. Но не только эти, а и «свеженький» документ под названием Закон Украины «О Совете министров Автономной Республики Крым». О его пользе для автономии говорили практически все представители команды, собирающейся сделать из Крыма жемчужину. На официальном сайте крымского правительства можете освежить в памяти комментарий Василия Джарты по данному поводу: «Законопроект о Совете министров АРК был разработан по поручению Главы государства правительством Крыма совместно с Министерством юстиции Украины, и ЕГО ПРИНЯТИЕ СТАЛО ОЧЕРЕДНЫМ ШАГОМ К УКРЕПЛЕНИЮ И УСИЛЕНИЮ АВТОНОМИИ (выделено автором), как неотъемлемой части Украины. Такая поддержка Президента Украины и парламента дает нам все возможности реализоваться, как экономически сильному и успешному региону: Закон позволит максимально эффективно использовать потенциал исполнительной власти, направленной на проведение инициированных Президентом системных социально-экономических реформ».
«Хочу поблагодарить народных депутатов, которые поддержали «крымские законопроекты». Мы рассчитываем, что следующим документом, который примет парламент, будет законопроект о развитии Автономной Республики Крым», – выразил уверенность Василий Джарты.
Но парламентарии решили не заморачиваться законопроектом о развитии автономии, а «обрезать» недавно принятый закон «О Совете министров АРК». А именно исключить из 14-й статьи, посвященной вопросам компетенции крымского правительства осуществление таких исполнительных функций и полномочий, отнесенных к САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ведению АРК, как охрана памятников истории и культуры.

Как было и как будет
 Крым. Ливадийский дворец
Для того чтобы прибрать все памятники в Крыму к своим рукам, в Министерстве культуры Украины решили уничтожить действующий сегодня «Закон об охране культурного наследия», в котором детально прописаны полномочия автономии в области охраны памятников.
Согласно этому документу, в Совете министров АРК действует специально уполномоченный орган охраны культурного наследия (п.1, ст. 3). В настоящее время этот орган – Республиканский комитет Автономной Республики Крым по охране культурного наследия – входит в структуру Совета министров автономии, а его председатель назначается крымским парламентом по представлению председателя крымского правительства. При этом Положение о Республиканском комитете Автономной Республики Крым по охране культурного наследия утверждается Советом министров АРК.
Если же будет принят новый закон «О национальном культурном наследии», то новоявленный территориальный орган по охране памятников ПОЛНОСТЬЮ ВЫЙДЕТ из-под контроля Совета министров и Верховного Совета Автономной Республики Крым. Его руководителя будут назначать из Киева, и крымские парламентарии лишаться возможности контролировать его деятельность.
При этом уже не на крымском, а на киевском уровне будут осуществлять согласования любой деятельности, связанной с памятниками культурного наследия, в зонах их охраны, в исторических ареалах городов и поселков, внесенных в Список исторических населенных мест. Также на киевском уровне будут согласовывать приватизацию памятников (кроме памятников археологии), отводы всех земельных участков в автономии, выдавать разного рода разрешения на любую деятельность (в том числе и строительные работы), связанную с памятниками, с охранными зонами и историческими ареалами.
Но крымские депутаты пока не озаботились сохранением полномочий автономии. По крайней мере, в повестке дня ноябрьского заседания наших народных избранников об этом ни слова.

Список исторических населенных мест в Автономный Республике Крым


Города

Поселки городского типа
1
Алупка
1
Гаспра
2
Алушта
2
Гурзуф
3
Армянск
3
Коктебель
4
Бахчисарай
4
Кореиз
5
Белогорск
5
Ливадия
6
Евпатория
6
Массандра
7
Керчь
7
Новый Свет
8
Саки
8
Ореанда
9
Симферополь
9
Партенит
10
Старый Крым
10
Симеиз
11
Судак
11
Форос
12
Феодосия
12
Черноморское
13
Ялта
13
Щебетовка

    «Крымское время», № 128 от 17 ноября 2011 г.     

Комментариев нет:

Отправить комментарий