среда, 30 ноября 2011 г.

Уличный художник Шарик

 Корреспондент «КВ» пообщалась с автором граффити, который скрывает свое имя и лицо
Алена Маркелова
 







Прогуливаясь однажды по одной из улиц Симферополя, заметила на стене забавную картинку: бутылка молока с автоматом в «руках» «берет в плен» бутылку «кока-колы», на которой красуется фашистский шлем. Чуть левее подпись художника — «Шарик». Картина запомнилась. Чуть позже от своего младшего брата (ему 12 лет, он учится в художественной школе), я узнала, что художник, подписывающийся забавным псевдонимом Шарик, оказывается, весьма популярен в Симферополе — этакий местный Бэнкси. А еще я узнала, что личность эта окружена неким ореолом тайны. Во всяком случае, на странице Шарика «Вконтакте», нет ни его настоящего имени, ни лица — на всех фотографиях он стоит спиной к камере. Корреспонденту «КВ» удалось немного приоткрыть завесу тайны и пообщаться с Шариком. Правда, назвать свое настоящее имя и фамилию он отказался и фотографироваться не захотел.

 

До того, как я увидела работы Шарика, рисунки на стенах зданий казались мне детской забавой. Или мелким хулиганством. На самом деле современные «настенные росписи» (конечно, только те, что действительно имеют хоть какую-то художественную ценность) в мире называют стрит-артом, то есть, уличным искусством. Желающим увидеть произведения Шарика долго искать их не придется. Например, на стене одного из домов на улице Козлова (перекресток возле центрального рынка) изображен человек с фотоаппаратом, который сосредоточенно фотографирует… кучу фекалий. Это что, про нас, журналистов, что ли? Одним словом, чем больше картин симферопольского стрит-арт художника я видела, тем сильнее становилось желание сделать о нем материал для газеты. И вот как-то в разговоре с подругой я затронула тему уличного искусства, граффити. Естественно, речь зашла и загадочном Шарике.  — А я его знаю, — улыбаясь, сказала подруга. — Могу тебя с ним познакомить, если хочешь. Через пару дней встреча была назначена. Шарик оказался скромным, общительным молодым человеком на вид лет 25.
— Стрит-артом я занимаюсь давно, — рассказывает Шарик. — Но отсчет предпочитаю вести с 2008 года, так как до этого момента мои работы были унылыми и не очень удачными. Кистью не работаю, это слишком долго. Использую трафаретную технику. Для этого сначала готовлю трафарет. Беру большой лист картона и наношу на него нужное мне изображение. Затем вырезаю темные или светлые участки на нем, все зависит от того, на темную или светлую поверхность будет наноситься рисунок. Прикладываю трафарет к стене и в вырезанные места «задуваю» краску.
— Каждая твоя работа содержит некий подтекст. Откуда берешь идеи?
— Все, что нас окружает — это огромный и неиссякаемый источник идей. Разговариваю ли с человеком, смотрю фильм или читаю книгу — отовсюду черпаю содержание для будущих работ. Иногда бывает достаточно просто оглядеться вокруг. Потом пропускаю все «впитанное» через свое сознание, додумываю, что-то добавляю, где-то упрощаю и затем переношу все это на стены.

- Твои  рисунки украшают не только стены зданий. Например, из невзрачного камня ты с легкостью можешь сделать чудного человечка. Сложно найти подходящий объект для таких художественных превращений?
— У людей, интересующихся и занимающихся какой-либо деятельностью, развивается мышление в данном направлении. Объясню это примере. Раньше я катался на скейте, и когда просто ехал в транспорте или шел по улице, то высматривал места, где можно было бы покататься и сделать какой-нибудь трюк. Так и со стрит-артом — просто видишь какой-нибудь объект, и в сознании всплывают потенциальные образы по облагораживанию этого места.
— Говорят, ты рисуешь по ночам. Один этим занимаешься или с единомышленниками?
— Ночь — самое подходящее время для рисования в публичных местах. Бывает рисуем и днем — легально или на заброшенных территориях. Готовлю все сам, а наносить рисунок иногда помогают ребята.
— Что ты хочешь донести до людей своими рисунками?
Уже ничего. Я, к счастью, переболел юношеским максимализмом и теперь для меня рисование — это просто увлечение, досуг, самореализация. Мои граффити — это шуточное высказывание, отношение к некоторым социальным явлениям, тенденциям. Сейчас много умных и образованных людей, до которых уже ничего доносить не надо. А рисунок на стене — это просто рисунок на стене, который не имеет никакого воздействия.
— А как твои родители относятся к такому хобби? Это ведь небезопасно. 
— Конечно, они переживают, особенно когда я по ночам ухожу неизвестно куда.
— А плоды таких ночных похождений они видели?
— Они только знают, что я хожу и рисую что-то, а что конкретно — не видели. Но я показывал им фотографии некоторых работ.

Стрит-арт — твое хобби. А чем Шарик занимается в повседневной жизни?
— Как и все — работаю «денно и нощно», тружусь на благо семьи и себя.
— Бытует мнение, что творческие люди, в особенности художники и музыканты, чтобы создать очередной шедевр, должны непременно «принять на грудь» или еще что похуже. Действительно ли это так?
— Да, существует такой стереотип и, к сожалению, многие люди, и творческие и не совсем творческие, прибегают к такого рода средствам. Я не курю, не пью и вообще против употребления веществ, которые изменяют сознание. Могу с уверенностью сказать, что самые сильные и действительно достойные произведения создаются при трезвом образе жизни и в ясном сознании. В некоторых своих работах, я затрагивал проблему наркотизации общества.
— Несколько слов для молодых читателей нашей газеты.
— Жму руку всем, кто молод душой и честно делает свое дело.
— Что ж, творческих успехов тебе, Шарик.
— Спасибо.

В тему
Стрит-арт (англ. Street art — уличное искусство) — изобразительное искусство, отличительной особенностью которого является ярко выраженный урбанистический стиль. Основной частью стрит-арта является граффити (иначе спрей-арт), но нельзя считать, что стрит-арт это и есть граффити. К стрит-арту также относятся постеры (некоммерческие), трафареты, различные скульптурные инсталляции и т. п. В уличном искусстве важна каждая деталь, мелочь, тень, цвет, линия. Художник создает свой стилизованный логотип — «уникальный знак» и изображает его на участках городского ландшафта. Самое главное в стрит-арте — не присвоить территорию, а вовлечь зрителя в диалог и показать свою собственную сюжетную программу.
Загадочный Бэнкси

Бэнкси (англ. Banksy) — псевдоним скандально известного английского андерграундного художника граффити и политического активиста, чья личность не установлена. Благодаря таланту художника и остро-социальной тематике своих рисунков, Бэнкси быстро обрел популярность сначала в Англии, а затем и во всем мире. Самое удивительное, что он до сих пор сохраняет анонимность и скрывается от полиции. В 2010 году Бэнкси принял участие в Берлинском международном кинофестивале Берлинале со своим фильмом «Выход через сувенирную лавку», пройдя инкогнито по красной дорожке фестиваля. Фильм номинирован Американской киноакадемией на премию «Оскар»-2011 в категории «Лучший документальный полнометражный фильм».
"Крымское время" №120 от 29 октября 2011 года


Комментариев нет:

Отправить комментарий