Игорь АЗАРОВ
В Киево-Печерской лавре президент Украины Виктор Янукович 27
июля принимал предстоятелей поместных православных церквей, прибывших в Киев на
празднование 1025-летия Крещения Руси. Девять выдающихся лидеров православного
мира получили в тот день высшую награду нашего государства — орден Ярослава
Мудрого I
степени.
В числе награжденных был и Хризостом II, блаженнейший архиепископ Новой Юстинианы
и всего Кипра.
Кипрская православная церковь — одна из старейших поместных
церквей Востока: согласно преданию, основал ее в 47 году н.э. апостол (из числа
семидесяти) Варнава.
В1950-1977гг главой Кипрской православной церкви был
совершенно легендарный человек — архиепископ Макариос III (1913-1977), герой нашего сегодняшнего
рассказа. Кстати, именно архиепископ Макариос в 1972 году возвел своего
нынешнего преемника Хризостома II в сан
игумена.
Остров Афродиты
Кипр — гористый средиземноморский остров площадью в 9,251
тыс.км2 (полуостров Крым — ок. 26860 км2). В античной
древности этот остров связывали с богиней любви и красоты, вечной весны и жизни
Афродитой — отсюда ее поэтическое прозвище Киприда.
Кипр был родиной знаменитого философа Зенона Китийского (ум.
в 264/262г. до н.э. в Афинах), основателя философии стоицизма. Слабый,
нескладный, очевидно, очень болезненный Зенон был глубоко почитаем как мудрец и
еще при жизни удостоился золотого венца и статуи.
Но мы в античную эпоху углубляться не станем, пронесутся
мимо нас и времена Средневековья, когда Кипром владели византийцы, крестоносцы,
венецианцы. В 1571 году Кипр захватили турки и хозяйничали на острове до 1878
года.
Как любопытно складывается история! Пока в ходе
русско-турецкой войны российское воинство лило реки крови за хронически
неблагодарных «единоверцев», когда Османская империя трещала по швам, победами
русского оружия умело пользовались другие. В 1878 году смертельно напуганный
Абдул-Хамид II отдал
Кипр англичанам — победоносный Петербург оказался в политической изоляции, и
султан удержался на троне.
Еще одна примечательная деталь, важная для нашего повествования.
Основным населением Кипра всегда были православные греки, как только остров
захватили католики (сначала крестоносные Лузиньяны, потом венецианцы), местные
жители всячески ущемлялись в религиозном плане. А турки проявляли известную
толерантность — их интересовала не вера, а лояльность и аккуратная уплата
налогов. Общину 85 тысяч греков-христиан турки называли «миллет» — религиозная
община во главе с религиозным лидером. Так киприоты привыкли к тому, что глава
Кипрской церкви — он же и глава общины, руководитель светской власти.
Становление национального лидера
Ровно 100 лет назад — 13 августа 1913 года — в сельце Ано
Панагия близ Пафоса на Кипре в бедной крестьянской семье родился мальчик Михаил
Мускос. И что бы предвещало его грядущее величие? В 11 лет он остался без
матери, но повезло с мачехой. Рос он в атмосфере любви. И совершенно искренней
глубокой веры. И отец, и мать, и мачеха хотели видеть Михаила духовным лицом.
Итак, в 1926 году 13-летний отрок Мускос становится
послушником самого известного монастыря на острове — Божьей Матери Киккской.
Монахи отправляют парня учиться в единственное приличное учебное заведение —
Всекипрскую гимназию в Никосии. В 1936 году, вернувшись в Киккос, Михаил Мускос
не только возглавляет греческую монастырскую школу, но и становится секретарем
административного совета родного монастыря. Его перспективы уже очевидны —
сколько юношей из плебейских слоев делали блистательные карьеры именно по
духовной линии!
Судьба Мускоса решилась — в 1938 году он принимает
монашество с именем Макарий (у нас укоренилась нецерковная традиция называть
его Макариос). Молодой монах начинает занятия в теологической школе Афинского
университета. Но все обрывается в один миг! Война! В Афинах немцы — флаг со
свастикой плывет в бирюзовые небеса над священной громадой Парфенона… Макариос
опаздывает на кораблик, плывущий из Афин на родной Кипр. Но это Божий промысел:
суденышко, на которое он не попал, атаковано немецкой авиацией — не спасся
никто… Вплоть до ухода немцев Макариос остается в университете — на юридическом
факультете.
И снова родной Кипр! С января 1946 года наш герой —
архимандрит. Стипендия Всемирного совета Церквей позволяет Макариосу выехать в
США, в Бостон — два года в местном университете он занимается по курсу
«Социология религии». А от социологии недалеко до политики.
Как «знамя» разошлось с «мечом»
Англичане в1925 году объявили Кипр своей колонией и правили
на острове твердой рукой, не желая идти ни на какие уступки местному населению.
Чуть только киприоты пытались приподнять голову, британцы ловко сталкивали
лбами греческую и турецкую общины. До какого-то времени эта тактика себя
оправдывала.
К середине XX века
кипрские греки все больше и больше проникались идеей воссоединения с Грецией.
Создание «единого греческого мира» называлось тогда эносис. Идея эносиса стала
массовой. Во главе подпольной повстанческой армии — Национальной организации
кипрских борцов — встал мужественный и опытный офицер — полковник Георгиос
Гривас (1897/1898-1974). Греческая церковь всецело поддерживала Гриваса и его
людей.
Макариос 20 октября 1950 года был избран архиепископом Новой
Юстинианы и всего Кипра — как Макариос III. Союз полковника и архиепископа был
залогом освобождения острова от чужеземной власти. Народ их так и называл —
«знамя и меч Кипра».
Дошло до того, что англичане решились выслать архиепископа
Макариоса на Сейшельские острова — это произошло в марте 1956 года. Однако в
подполье оставался Гривас, а киприоты, безмерно возмущенные высылкой их этнарха
— национального и духовного лидера, развернули настоящую партизанскую войну.
Но идея эносиса осталась лишь идеей. Архиепископ Макариос
смог вернуться на родину лишь в 1959 году. До этого ему пришлось подписать так
называемые Цюрихско-Лондонские соглашения — и это были «похороны» эносиса: Кипр
отказался от воссоединения с Грецией. В 1960 году англичане признали
независимость Кипра, и архиепископ Макариос III был избран президентом новой независимой
республики. (Позже он переизбирался на этот пост еще дважды). Впрочем, Лондон
удержал 2,7% кипрской земли, оставив за собой базы Акротири и Декелия.
«Знамя» и «Меч» Кипра стали врагами. Гривас, верный идеей
эносиса, уехал в Грецию.
Архиепископ лишь доказал, что политика — все-таки лишь
«искусство возможного»…
Власть духовная и светская
Президент-архиепископ сразу оказался между двух огней.
Во-первых, соединением духовной и светской власти в руках главы Кипрской церкви
были недовольны кипрские (и не только кипрские!) турки. Во-вторых,
националистически настроенные греки считали Макариоса предателем и лондонской
марионеткой. Последних поддерживал ставший греческим генералом Гривас. Так, был
обстрелян вертолет, в котором находился Макариос III. Сам глава государства не пострадал, но
пилот был ранен. Снова вмешательство с небес? Истекая кровью, пилот посадил
машину, а Макариос смог доставить раненого в больницу. В 1972 году отставки
Макариоса с поста главы государства потребовал Синод Кипрской церкви. Но
Макариос выстоял, кстати, поддержанный тогда патриархом Московским и Вся Руси
Пименом.
Мечта Гриваса (к тому времени уже умершего) осуществилась в
июле 1974 года, когда в Никосии произошел военный переворот, и Макариос III бежал в Лондон. Воспользовавшись моментом,
войска не остров высадила Турция. Непризнанное государство — Турецкая Республика
Северного Кипра — сейчас составляет примерно 36% общей территории острова.
Потрясения сказались на здоровье архиепископа. Его последние
годы на Кипре были полны разочарований и тревог. В апреле 1977 года он перенес
инфаркт, а 3 августа Макариос III умер.
Он завещал похоронить себя в Киккском монастыре, на вершине горы: «Отсюда я
буду видеть весь Кипр».
Кем же он был, архиепископ и президент Макариос III, крестьянский сын, поднявшийся на
недосягаемую высоту? Споры о его личности ведутся и сегодня. Возможно, он не
являлся сильным политиком. Но свой долг он исполнил до конца, как смог.
"Крымское время", 15 августв 2013
Комментариев нет:
Отправить комментарий