суббота, 26 июля 2014 г.

Андрей Кобяков: «Подлинно экономично, по большому счету, только то, что нравственно»
























Марина ГУСАРОВА
Фото автора

    Как известно, политика – концентрированное выражение экономики. Именно о состоянии  последней – естественно, в политическом контексте – шла речь на встрече представителей крымских СМИ, а также аналитиков и политологов с  одним из ведущих экономистов России Андреем Кобяковым, организованной Международным медиа-клубом «Формат-А3».


  Целясь в Россию, метят в Европу

   Тема встречи «Россия и мировая экономика: угрозы, санкции, перспективы» довольно четко очертила круг обсуждаемых вопросов.
 -  Говоря о санкциях, нужно четко представлять, как развивалась в последнее время экономика, - убежден Кобяков. -  То, что происходило  в России и мир в 2000-е годы, практически аналогично американской «великой депрессии» 1929-39 годов. Но в наше время последствия этих процессов были несколько сглажены финансовыми вливаниями. Во всем мире выплеснули настоящее «денежное море», чтобы  процесс купировать и растянуть. Однако саму проблему, нагрузив систему ничем не обеспеченными финансами, таким образом не решить.

    Как и следовало ожидать, отдельно остановился Андрей Борисович  на роли США:
     - Сегодня  главные конкуренты Соединенных Штатов – Китай и Евросоюз.  И санкции США против России – очередная попытка погрузить Европу в экономические проблемы и, в конечном итоге, «прикрутить» ее к себе.  Как видите, тут ничего личного, только бизнес. К тому же, убрав одного конкурента, легче будет бороться с другим: по сведениям американских аналитиков, Китай экономически обгонит США  к 2016 году, а вот другие исследователи полагают, что экономика Поднебесной уже обошла американскую.   Я убежден:  интерес США к  событиям на Украине вызван вовсе не желанием ее «демократизации», а круто замешан  на сланцевом газе. Ослабить энергетический рынок России, заставив западные страны покупать американский (а в перспективе – и добытый на Украине) сланцевый газ, для Америки  не только дело принципа. Тамошние специалисты утверждают: это поможет продлить  экономический паритет  между США и Китаем, как минимум, до 2020 года.

 Санкции: по кому ударит сильнее?

    Отвечая на вопрос: «Способны ли санкции ощутимо ударить по экономике России?», Андрей Кобяков подчеркнул:
 - Конечно, в условиях застойно-депрессивной фазы развития экономики, в которой находится сегодня весь мир, применение санкций носит разрушительный характер. Другое дело – на кого падут основные тяготы. К примеру, Германии, весьма активно работающей на российском рынке, придется непросто. В краткосрочном плане санкции несут реальную угрозу и для России. А вот в среднесрочном и долгосрочном они  могут иметь, скорее, благоприятный характер. Что я конкретно имею в виду? Прежде всего, перспективу создания собственной платежной системы.  После скандала со Сноуденом стало ясно – России нужна и своя компьютерная операционная система. Возникла необходимость преодоления зависимости от смежников из других стран – к примеру, на Украине изготавливали комплектующие для российских систем вооружения. Теперь придется идти по пути импортозамещения, восстановления аутентичности российской экономики. Да, это и деньги, и время. Но результат того стоит.  Конечно, конкурировать на равных с США  и Китаем мы пока не можем. И, чтобы обрести большее число опор, нужны новые евразийские проекты, участниками которых вполне могут стать Иран, Турция или Индия.

 - Исходя из сказанного, стоит ли ждать ощутимых экономических подвижек уже в ближайшее время? – поинтересовались журналисты.

 - Увы, нижняя точка кризиса еще не пройдена, -  резюмировал экономист. – Нас ждет длительная депрессивная фаза, миновать которую не получится. Продлится она довольно долго – думаю, до 2025 года.

  Страсти по фрезеровщику

   В изменениях, по твердому убеждению Кобякова, нуждается не только структура производства, но и рынок труда. Распад СССР  привел к тому, что талантливые выпускники российских вузов налаживали компьютерные технологии вдали от родины, и бывшая космическая держава в этом вопросе просто «выпала из обоймы».  Сегодня, по мнению Кобякова, необходимо не оглядываться назад, в очередной раз изобретая велосипед, а направить силы на разработку новых технологий.
    - Технологии эти будут основаны, конечно же, на потребностях человечества, - считает собеседник. – Главное желание людей сегодня – болеть поменьше и жить подольше.  То есть, грядущий экономический кластер будет связан с организмом человека –  борьбой с неизлечимыми болезнями, исправлением наследственных пороков. Во главу угла станут генная инженерия, био- и нанотехнологии нового уровня.

    Однако, думая о нанотехнологиях, не лишне спуститься на грешную землю. А именно, проанализировать уже имеющийся рынок труда.  Ведь хорошего фрезеровщика или сварщика сегодня днем с огнем не сыщешь.

     - На уровне государства программы подготовки подобных специалистов нет, - разводит руками Кобяков. – Более того – наблюдается полный развал системы профобразования. Судите сами: даже в институте стали и сплавов появился  абсолютно не нужный там  отдел маркетинга!  Решить проблему, на мой взгляд, может не просто внедрение какой-то образовательной программы, а общий разворот государственной политики. Ведь еще недавно отдельные «дальновидные экономисты» просто задушили в нашей стране станкостроение, сельскохозяйственное машиностроение, а «новаторы от образования» сократили объем точных наук в школе.  Нехватка специалистов в технических отраслях уже приводит к тому, что некоторые предприятия создают собственные вузы, приглашая преподавателей из престижных университетов. По такому же пути, кстати, идут и в Германии, там связь производства, бизнеса и образовательной системы налажена практически идеально.  А вот в США сегодня не хватает даже швей-мотористок: продукцию известных домов моды производят уже даже не в Малой Азии, а в Африке, там дешевле.  А теперь давайте задумаемся, что будет, если все эти связи распадутся?  Великие державы, создавшие эту систему, в этом случае, окажутся абсолютно беспомощными.  В Европе это, кстати понимают. Опять приведу в пример Германию: весь цикл производства «Мерседесов» сосредоточен там. Отсюда и непревзойденное качество, за которое потредбитель готов платить!

 «Программу развития Крыма нужно обсуждать, прежде всего, с крымчанами»

  Далее разговор переместился к теме наиболее близкой аудитории – программе социально-экономического развития Крыма.  Многих интересовало: не станет ли наш полуостров бременем для российского бюджета?

 - Думаю, нет, - остудил страсти Кобяков. – Меня лично больше волнует другой вопрос: эти программы кто-то обсуждал и учтено ли в них мнение местного экспертного сообщества? Привлекали ли крымских экспертов к разработке этих документов?  Спрашивали ли крымчан, нужна ли им игорная зона в Ялте? Ведь в США тот же Лас-Вегас расположен в пустынной зоне, а не в перегруженном инфраструктурой курортном городе! Думаю,  надо показать гражданскому обществу и альтернативные программы. То, что в Крыму сейчас  наблюдается настоящий подъем, дает его народу право прямого участия в развитии республики.

  На вопрос, ударят ли ошутимо санкции  против России по нашему полуострову, гость из Москвы ответил так:

 - Статус неприятия присоединения Крыма будет существовать еще долго. Гораздо важнее для вас  - не допустить утраты связей с партнерами на Украине. Думаю, возможность перевода денег туда скоро  вновь появится – что-нибудь придумают. Любые препоны, в конечном итоге, можно обойти – даже страны, находящиеся в международной изоляции, находят выход из положения, позиционируя в качестве валюты, к примеру, золото.

  «Предприниматель» по-русски – это «мироустроитель»

    В конце встречи беседа плавно перешла от  цифр к идеологии. К примеру, взращиванию патриотизма в рядах российской элиты.

 - Имеет смысл обратиться к истории вопроса, - считает Кобяков. - В царской России слово «предприниматель» было тождественно слову «мироустроитель».  А мерилом личности предпринимателя – слова из Евангелия: «Кому много дано, с того много и спросится». Десятина на благотворительность в среде московского купечества была обычным делом. И не только она – строили странноприимные дома, больницы. На этом не экономили, создавая порой настоящие архитектурные шедевры. К этому кодексу чести делового человека, утраченному в 1917-м и, увы, так и не восстановленному, нужно возвращаться. Ведь подлинно экономично, по большому счету, только то, что нравственно.

Досье «НК»:

КОБЯКОВ Андрей Борисович.  Один из ведущих экономистов России, публицист,  кандидат экономических наук, доцент МГУ им. М. В. Ломоносова, заместитель главного редактора журнала «Однако». Родился 6 июля 1961 года в Москве. Окончил географический факультет МГУ  и аспирантуру кафедры политэкономии и естественных факультетов.  С 1996 года работал обозревателем в ряде деловых изданий («Эксперт», «Финансовая Россия»). В 2001-2005 годах был заместителем главного редактора, а затем  и главредом журнала «Русский предприниматель». В 2005 году стал одним из основных разработчиков и соредактором Русской доктрины, соучредителем созданного для этой цели Центра динамического консерватизма.  Соавтор Михаила Хазина по книге «Закат империи доллара и конец «Pax Amerikana».


Комментариев нет:

Отправить комментарий