Олег МАРКЕЛОВ,
авторский вариант статьи.
Сокращенный вариант опубликован в газете
"Аргументы и факты - Крым", 2014г.
Индейский
ребенок мог умереть. Его надо было срочно отправлять в госпиталь, который
находился в городе. Но как только родители ребенка услышали слово «госпиталь»,
они начали плакать.
-
Оказывается, у индейцев в этой резервации существует поверье, что живым из
госпиталя никто не возвращается, - рассказывает крымский врач Сергей Крутько,
который живет и работает в Коста-Рике. – Я пытался убедить родителей, что без
лечения в условиях стационара их сын погибнет, но безуспешно.
В конце
концов, индейцы просто забрали ребенка и убежали в лес. А спустя время, когда
Крутько работал в госпитале города Лимон, он
понял, что страх индейцев не был простым суеверием. Дело в том, что их дети часто заражались
внутрибольничной инфекцией, против
которой были бессильны любые антибиотики, и умирали именно от этой инфекции. Детские трупы отдавали безутешным
родителям
Жизнь с
нуля
На ПМЖ в Коста-Рику – небольшую страну в Центральной Америке
– крымский врач-невропатолог Сергей Крутько переехал незадолго до развала
Советского Союза.
Чтобы подтвердить свой диплом, Крутько пришлось сдать 16
письменных, 5 устных экзаменов, фактически заново проштудировав медицинскую
науку, и еще раз пройти интернатуру. Получив право на медицинскую практику, Сергей
лечил индейцев в резервации на границе с Панамой, работал в государственном
госпитале, а одно время даже был лидером синдиката врачей (так здесь называют профсоюзы) в провинции
Лимон.
Около 15 лет назад он создал частную клинику, которая
находится неподалеку от столицы страны города Сан-Хосе. Клиника называется
«Назарет».
- Почему «Назарет»? Во-первых, Коста-Рика – католическая
страна, и библейские названия здесь не редкость, - объясняет Сергей. – А
во-вторых, мне и моим крымским друзьям и коллегам, вместе с которыми мы
создавали клинику, нравится рок-группа «Назарет».
Плюсы и
минусы
В первые годы работы, когда Крутько только знакомился с
системой здравоохранения Коста-Рики, он постоянно сравнивал ее с советской. По
словам Сергея, свои плюсы и минусы есть у обеих систем, но советская, на его
взгляд, была более эффективной. Сейчас
такая система сохранилась только на Кубе.
В Коста-Рике страховая медицина. Граждане страны платят
обязательную медицинскую страховку как налог. Это примерно 10 процентов от
зарплаты.
– В экстренных и серьезных случаях помощь оказывается быстро
и очень качественно, вне зависимости от уровня доходов, - рассказывает Крутько. – По страховому полису
делаются даже операции на сердце и пересадка органов. А вот если человек просто
заболел, у него температура, и ему надо взять больничный, то начинаются
проблемы. Чтобы попасть к врачу, нужно занять очередь часа в четыре утра, за
три часа до открытия поликлиники. Принять всех, как правило, не успевают,
поэтому людям приходится приходить на следующий день и снова выстаивать
очередь. К тому же больничные выписывают очень неохотно. А рассчитывать на
полноценную медицинскую помощь в такой государственной поликлинике не
приходится – в лучшем случае врач пропишет парацетамол. Поэтому те, кому
больничный не нужен, обращаются в частные клиники.
Английский
пациент
По убеждению Крутько, фармакологические препараты – это не
основное средство лечения. В работе с пациентами он старается использовать
элементы психотерапии, показать людям, почему они заболели.
А пациенты бывают разные.
- Однажды мой друг-костариканец Эдуардо привез в индейскую
резервацию английского туриста, - рассказывает Крутько. – Этот турист принял
там какой-то наркотик, может, покурил чего-то. Мой друг позвонил мне, сообщил,
что англичанину плохо, он потерял ориентацию во времени и пространстве,
попросил помочь. Я оставил пациента в
клинике и принял меры, чтобы его компенсировать. Через сутки англичанин пришел
в себя, и я привез его к себе домой, чтобы передать Эдуардо. Мы пообедали, друг поблагодарил меня. И вдруг англичанин
берет со шкафа календарь с изображением Сталина, Рузвельта и Черчилля на
Ялтинской конференции (мне этот календарь подарили в Крыму) показывает на него
и говорит: «Смотри, Эдуардо, это мой дедушка!». Я чуть со стула не упал –
вылечил, называется, больного. Осторожно спрашиваю англичанина: «А кто твой
дедушка? Вот этот?» - показываю на Рузвельта. Он говорит – нет. «Тогда может
быть, этот?» - показываю на Сталина. Он отвечает – «Нет. Вот мой дедушка!». И
тычет пальцем в какого-то человека, который стоит за спиной Черчилля. Как
выяснилось, дед моего английского пациента действительно служил в охране
Черчилля и был на Ялтинской конференции. Я, конечно, подарил англичанину этот
календарь.
Как
шаман врачу помог
Как ни странно, но взглянуть на себя, свою профессию и
окружающий мир по новому доктору Крутько помог индейский шаман по имени
Эрнесто.
- Несколько лет назад я участвовал в нескольких экспедициях
на Амазонку, в регионы Перу и Бразилии, где проживают племена индейцев шипибо,
- рассказывает Сергей. – Экспедиции организовал крымский психотерапевт Вячеслав
Гусев. Индейцы шипибо практикуют особый шаманский ритуал, в котором мы
принимали участие.
В то время у Крутько была проблема – камни в желчном пузыре.
Он понимал, что заболевание имеет психосоматичнский характер: хронический
стресс вызывает выброс адреналина в кровь, это приводит к дисбалансу
вегетативной нервной системы, спастическим явлениям в желчном пузыре и желчных
протоках. Отток нарушается, возникает застой, молекулы желчи выпадают в осадок.
В результате постепенно образуются сначала «песок», а потом и камни.
- Ночью после ритуала, который провел Эрнесто, я проснулся
от невыносимой боли в области желчного пузыря, - рассказывает Крутько. – Началась
рвота, словом, было очень плохо. Уснул я под утро. А когда проснулся, понял,
что чувствую себя отлично. Когда в клинике мы сделали УЗИ, оказалось, что
камней нет. Более того, я изменил отношение ко многим вещам, стал менее
желчным, циничным, более «благостным», как говорили друзья. Я и своих пациентов
стараюсь побудить изменить тот образ жизни, который привел их к болезни. Тогда лечение будет успешным.
Кстати, в разговоре Крутько часто употребляет выражение «У
нас в Коста-Рике». Теперь для него это родина. Он – «русский костариканец».
Кстати
В индейской резервации Крутько работал врачом общей
практики. По его словам, у индейцев есть своя народная медицина и свои целители
– курандеро (не путать с шаманами, шаман – это духовное лицо, жрец). Они лечат
большинство известных болезней, за исключением острых состояний, требующих
срочного хирургического вмешательства. При этом курандеро – хорошие диагносты, и в острых случаях они
как правило направляют своих пациентов к «белым» врачам .
- Об эффективности индейской
медицины можно судить по такому примеру, - рассказывает Крутько. – В
Центральной Америке распространена кожная форма лейшманиоза. Это заболевание
вызывает паразит, попадающий в кровь с укусом насекомого. В результате на коже
по всему телу возникают незаживающие язвы. Современная медицина научилась
бороться с этим заболеванием сравнительно недавно, причем для лечения
применяется очень токсичный препарат. А курандеро испокон веков лечат это
заболевание травами и специальной диетой. И очень успешно.
Теме не менее, индейцы все чаще обращаются к «белым» врачам.
Дело в том, что при лечении у курандеро больной должен выполнять все его
рекомендации, которые включают в себя диету, голодание, изменение образа жизни.
Это долго и сложно. А «белый» врач дает таблетку – и порядок…
- Индейцы деградируют, и виновата в этом, как ни странно, та
помощь, которую оказывают им власти и благотворительные организации, - говорит
Крутько. – Им дарят еду, одежду, делают все, чтобы они не думали об автономном
существовании. Индейцам платят деньги, которым нет места в традиционной для них
системе отношений. Это настоящая чума, потому что деньги в основном тратятся на
алкоголь. И люди очень быстро спиваются.
Досье
Сергей Николаевич Крутько
родился в 1962 году в Евпатории. В 1986 году закончил Симферопольский
медицинский институт. До отъезда в Коста-Рику работал в Центральной курортной
поликлинике Евпатории, на «Скорой помощи», был заведующим отделом медицинской
статистики при Евпаторийском городском отделе здравоохранения. Женат, имеет двух дочерей и сына.
Комментариев нет:
Отправить комментарий