понедельник, 18 мая 2015 г.

Севастопольский галс


Алексей Васильев,
фото автора

В каком направлении будет развиваться Севастополь, каким галсом войдёт он в новую российскую жизнь? Сегодня мы познакомим читателей "Нового Крыма" с азами концепции, разработанной Союзом архитекторов Севастополя (САС). Эта авторитетная организация насчитывает более полусотни специалистов высокого уровня, высококвалифицированных профессионалов по всем отраслям городского строительства. На наши вопросы отвечает представитель Союза архитекторов Севастополя, кандидат архитектуры, член Союза архитекторов России Сергей Пушкарёв.

Линии жизни

– Сергей Григорьевич, когда в последний раз в Севастополе разрабатывался документ о пространственном развитии города и в какой мере он был осуществлен?

– Последний генплан датируется 2005 годом. Он частично был реализован, прежде всего, в части строительства вылетных магистралей. Вместе с тем фиксируется множество нарушений, в первую очередь точечная застройка с несоблюдением нормативов по обеспеченности придомовой территорией, машиноместами и т.д. К слову, нынешние предложения САС представляют собой попытки откорректировать материалы генплана 2005 года с учетом новых реалий – прежде всего тематикой российской армии и флота, а также перспектив развития бюджетоформирующих отраслей.

– Что главное в вашем проекте, чего сейчас не достает Севастополю прежде всего?

– Наша команда считает, что первоочередной задачей является постройка широтной магистрали от Инкермана до Казачьей бухты. Это позволит снять большую часть нагрузок с центра города и трасс, идущих вдоль морского побережья. Нашим проектом пре-
дусмотрены мостовые переходы через балки, а также, возможно, туннельные конструкции в районе со сложным рельефом неподалеку от Инкермана. Из-за высокой стоимости данного сооружения возможна постройка первоочередного участка трассы от ул. Острякова до улицы Мельника, что также решит ряд транспортных проблем. В случае принятия решения такое строительство может занять от 1,5 до 2 лет.

– Как будет решен вопрос "распутывания" сегодняшней транспортной развязки?

– Данная тематика очень объемна и требует отдельного рассмотрения. Следует обратить внимание на раздел по транспорту, выполненный институтом "Урбаника". На наш взгляд, он максимально широко и конструктивно подходит к решению основных проблем города.

– Предусматривает ли ваш проект строительство моста или другого соединительного сооружения (фуникулера, например) главного города Севастополя с его Северной стороной?

– Связь с Северной стороной можно улучшить за счет совершенствования системы катерного сообщения и реконструкции причалов и подходов к ним. Фуникулерное сообщение может рассматриваться как дополнительное, в большей степени туристическое и зависимое от погодных условий.


Строить новое, сохраняя старое

– В Севастополе много свободной земли, но новое строительство нередко начинают в местах старой застройки, где есть здания с уникальной архитектурой. Есть в планах сохранение старой застройки и развитие незанятых территорий?

– При внимательном рассмотрении видно, что так называемой свободной земли в городе немного. В большинстве случаев действует ряд ограничений, в том числе имущественного порядка. Одной из первоочередных задач для города является работа над зонами охраны памятников природы, истории и архитектуры. Без данных материалов вести крупномасштабные градостроительные работы недопустимо.

– Нам очень близка позиция САС по сохранению памятников и памятных мест. А как Херсонес, Инкерман и Балаклава представлены в вашем проекте?

– В настоящее время в городе официально зафиксировано до 2000 разного рода памятников и достопримечательных мест. На самом деле их значительно больше. В случае профессиональной работы археологов, историков архитектуры, краеведов город может стать уникальным комплексным туристическим центром европейского уровня. У каждого из упомянутых вами мест есть свои проблемы. В частности, в Херсонесе не решен вопрос с некрополем, что недопустимо для памятника такого уровня. В Инкермане комплекс монастыря соседствует с промзоной. Балаклава требует работ по реконструкции набережных, особенно в районе музея в штольнях.

– Вопрос о дне сегодняшнем или даже завтрашнем. Читатели "Нового Крыма" нам рассказали о том, что значительная часть Корабельной стороны – это дома без центрального отопления либо без газа. Есть ли в ваших планах газификация и проведение отопления в эти дома? Отражена ли вообще в вашем проекте возможность модернизации подобных жилищ?

– Наша позиция состоит в том, что усадебный тип застройки в городе является неотъемлемой частью его ландшафта и образа жизни. В этом случае задача градостроителей и администрации состоит в обеспечении таких районов сетями, так же как это происходит в районах многоэтажного жилищного строительства. Очень важна тематика выполнения проектов дорог, с утвержденными "красными линиями".

– А как обстоит дело со стихийными застройками?

– Тема "нахаловок" очень актуальна и вместе с тем болезненна для Севастополя. Достаточно взглянуть на территории балок, повсеместно застроенных гаражами. Масштаб этого явления сопоставим с неконтролируемым дачным строительством. Здесь не должно быть "революционных" лозунгов. В ряде случаев возможны сугубо правовые подходы, в других – компромиссные решения. В частности, в случае гаражей на рельефе реально применение дизайнерских проектов с использованием цветовых решений и декоративного озеленения на террасах при безусловном проектном транспортном решении, удобных подъездах не мешающих повседневной жизни города.

Культурный центр

– Севастополь  –  город военный, предусмотрено ли в вашей концепции "цивильное" развитие города? Появятся ли, к примеру, новые пляжи?

– Очевидным является то, что город должен обратить пристальное внимание на берега моря, которые еще могут войти в состав открытых пространств общественного рекреационного использования. Как один из участков нами рассматривается зона в районе мыса Восточный. В этом месте расположен полуразрушенный военный полигон с хаотичной коттеджной застройкой и гаражами. Вместе с тем к рассматриваемой территории примыкает крупный строящийся жилой район. Очевидной является необходимость срочной проектной разработки для данного участка, иначе ему грозит полная деградация. Союз архитекторов готов участвовать в такого рода работах как по мысу Восточный, так и для других проблемных зон.

– Говоря казенным языком: а как насчет новых объектов культуры?

– В составе нашей работы есть раздел, посвященный формированию набережной вдоль моря от мыса Хрустальный в сторону Александровской бухты. Здесь могут формироваться комплексы, похожие на те, которые составляют основу композиции Приморского сквера. Уместно размещение нового киноконцертного зала неподалеку от памятника Матросу и Солдату, на месте недостроенного музея. В городе до сих пор нет такого объекта, который в комплексе с киноцентром даст новое качество в развитии города.

– Когда-то "Новый Крым" писал о необходимости отведения земельных участков для будущей Севастопольской киностудии. Ваше мнение по этому поводу?

– Наши архитекторы поддерживают идею создания киноцентра в Севастополе. Это начинание очень позитивно скажется на культурной жизни города.

 – Сейчас на слуху термин "точки сборки" – своеобразные площадки, с которых начинается развитие, раскручивание чего-либо. Какие точки сборки в вашей концепции?

– Наши "площадки-локомотивы" нового развития города расположены, в частности, в районе порта в Камышовой бухте, в зоне влияния комплекса "Муссон", на Красной горке и в Инкерманском узле.

Возвращаясь к напечатанному

"Новый Крым" сообщал, что в конце апреля в Законодательном собрании Севастополя были подведены итоги завершающей сессии по разработке Концепции пространственного развития города-героя. Свое видение будущей градостроительной карты представили Научно-исследовательский и проектный институт Генерального плана города Москвы, Институт территориального планирования "Урбаника", Институт градостроительства и инвестиционного развития "Гипрогор" и Союз архитекторов и Союз строителей Севастополя. На основе концепций пространственного развития города будет создано общее техническое задание для составления генплана Севастополя.

В одном из интервью вице-президент Союза архитекторов России Дмитрий Наринский напомнил о том, что в России конкурсное альтернативное рассмотрение больших градостроительных проектов началось с Новой Москвы, и теперь эта эстафета перешла к Севастополю. По мнению Дмитрия Михайловича, сейчас у нового субъекта федерации "есть возможность учесть российский опыт, взять лучшее и не допустить ошибок, совершенных в других городах". Московский архитектор убежден, что для работы такого масштаба очень важны привлечение разных команд и ведение открытой дискуссии, ведь даже проектирование генплана можно и нужно провести в "командном формате".


Пушкарёв Сергей Григорьевич, родился в 1949 году в Москве. В 1973 году окончил Московский архитектурный институт. Автор архитектурных планировок городов Самары, Смоленска, Волгодонска, а также руководил проектом "Территория природного комплекса г. Москвы"
(1991–1997 гг.). Автор более ста архитектурно-проектных разработок и научных исследований.


Комментариев нет:

Отправить комментарий