четверг, 30 июня 2011 г.
Симферополь: миражи прошлого
Марина ГУСАРОВА
Фото автора
Многие картины этой выставки, открывшейся на днях в Симферопольском Доме художника, — своеобразные раритеты. Потому, что пейзажи, запечатленные на них, навсегда остались в прошлом. Одни — на пожелтевших от времени дореволюционных снимках, другие — в воспоминаниях их автора, коренного симферопольца Леонида Герасимова.
Сегодня Герасимов — уже не вихрастый парнишка, детство и отрочество которого прошло, по его собственному признанию, «на Салгире под мостом, где собирались короли улиц», именно оттуда «родом» его первые зарисовки. Леонид Степанович Герасимов — народный художник Украины, лауреат премии им. М.Волошина, лауреат премии АРК, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств (Россия, Санкт-Петербург), участник научно-исследовательских экспедиций «Маршрутами античных мореходов», «Дорогами крестоносцев», автор книг «Искусство акварельной живописи» и «На веслах до Афин». Он — признанный мастер, работы которого экспонировались в Италии, Франции, Англии, Германии, Турции, Бразилии и хранятся в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве, Симферопольском художественном музее, Феодосийской картинной галерее им. Айвазовского, музее А. Грина, Министерстве культуры Украины, частных коллекциях.
Каналы Венеции, улочки Парижа, Амстердама, Праги, пейзажи средней полосы России… И, конечно, любимые Крым и Симферополь, где он родился и вырос, и куда всегда неизменно возвращается из дальних странствий. Все это многообразие сюжетов — на его полотнах. Создавать которые в излюбленной художником технике акварели — настоящее искусство.
— Акварель — сложнейшая из техник, — считает председатель фонда «Искусство во имя Христа Георгий Когонашвили. — Это, пожалуй, как в музыке: один неверный звук — и весь концерт насмарку! Так и тут: один неверный мазок и все пропало!
На открытие выставки художника «До того, как Симферополь стал Чикаго» пришли многочисленные почитатели таланта Герасимова, его близкие, друзья, знакомые, официальные лица. И, конечно, те, под руководством которых он делал первые шаги в искусстве. Среди них — преподаватель Крымского художественного училища им. Самокиша Валентин Григорьев.
— Характер у Леонида неуемный, — не скрывает гордости за ученика Валентин Иванович. — То он идет на галерах путями аргонавтов, то путешествует по Италии, Франции, Бразилии. Он активен, он познает мир, а потом передает свои впечатления зрителям. А сегодняшняя выставка — это ностальгия по тем уголкам старого Симферополя, которые, к сожалению, уходят от нас, оставаясь только в памяти. Именно благодаря работам Герасимова я и мои ровесники — дети войны — вновь увидели места, где мы росли, где прошли наши детство и юность…
Храм Всех Святых на старом кладбище у рынка, Петровская балка, мостик у Архивного спуска, улицы Чехова, Крылова… Эти места — родом и из моего детства. В эту церковь каждое воскресенье ходил мой дед, принося домой освященные просфоры и пахнущие ладаном свечи. По этим улицам я добиралась в школу — один год даже на трамваях, которые, увы, тоже стали историей.
Я до сих пор люблю бродить там, рассматривая старые дома и покосившиеся заборчики — и, кажется, если на их месте появятся даже самые красивые, самые суперсовременные здания, что-то очень важное уйдет из моей жизни. И, думаю, не только из моей. Надо было видеть, как пожилые люди со слезами на глазах подолгу стояли у каждой акварели, запечатлевшей старый Симферополь, и вспоминали — а, помнишь, на этом месте был рынок, а здесь — трамвайная «контролька»…
На этой выставке в адрес создателя проникнутых ностальгией акварелей было сказано немало искренних слов восхищения. Однако сам виновник торжества — не любитель панегириков: они вызывают у него, скорее, неловкость. Как человек истинно верующий, Леонид Степанович считает даже малейшее, мысленное, проявление гордыни грехом и уверен, что у людей, которых Всевышний наделил даром творчества, — совсем иное предназначение.
— Художники — интересный народ, — признается Герасимов. — Они обладают неимоверной силой и могут открывать глаза людей, помогая увидеть, казалось бы, самые простые вещи в новом свете. Но этот дар — и огромная ответственность. И очень бы хотелось, чтобы это оружие мы использовали не для самоутверждения, а для того, чтобы наш мир стал чище и добрее. Помню, как-то мне сказали — мол, у тебя нет своего лица. Мне бы обидеться, но я почему-то вспомнил Андрея Рублева, который в своем творчестве добивался не того, чтобы обрести свое «лицо», а показать в своих работах лицо Господа. Вот этому надо учиться!
"КВ" № 69 от 30 июня 2011 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
sdravstvuite...ia prosu u vas pomoci mne naiti Leonida Gerasimova..ili pusti on napiset mne na moi e-mail...mne nujno srocno pogovoriti c nim...menia zovut Valentina Zancarli, vnucka Nini Vasilievnoi iz Italii...on znaet...scajite cto mi iscem contact...moi adres valentinazancarli@gmail.com...pusti piset na russcom...jdem otveta
ОтветитьУдалитьДобрый день. Вы ищете адрес Герасимова? К сожалению, он совершенно далек от Интернета. Поэтому у него нет не только электронного адреса но даже компьютера. Меня зовут Белов Александр. Я хорошо знаю Леонида Герасимова. У меня есть все его координаты. Я по просьбе Герасимова создал для него сайт gerasimov.at.ua Можете зайти туда. Или пишите мне по адресу avbelov@ukr.net Я дам вам телефон Герасимова и вы сможете с ним пообщаться.
УдалитьСайт художника Леонида Герасимова http://gerasimov.at.ua
ОтветитьУдалитьСпасибо, Александр!
ОтветитьУдалить