среда, 15 июня 2011 г.

«Скелеты в шкафу», или Пари с непредсказуемым исходом




Марина ГУСАРОВА
Фото Виталия ПАРУБОВА

Ведра и корзины, полные яблок, тенистый дворик, деревенские пересуды… Именно в этот микромир, в котором правит хозяйка небольшого домика Ольга Ивановна, бесцеремонным ревом магнитофона вторгается… город. Вернее, наконец-то вырвавшаяся из московской суеты пара — ученая дама бальзаковского возраста с хрестоматийным именем Мария Ивановна и ее спутник Игорь.

Завязка пьесы российского драматурга Александра Коровкина «Около любви», премьера которой недавно прошла в Крымском академическом русском драматическом театре им. Горького, настолько обыденна, что, кажется, и не ждешь от дальнейшего раскручивания фабулы ничего особенного. Однако обыденность эта — всего лишь ширма, заглянув за которую можно увидеть немало любопытного.
Пара дачников, на которую в городе почти не обратили бы внимания, — ну, велика невидаль: состоятельная матрона и мальчишка — по всему видать, альфонс — у деревенских, не избалованных разными там пикантностями, вызывает живейший интерес. Кто он ей — муж, любовник, содержанец, а, может, просто коллега? Вопрос этот интересует не только любопытную квартирную хозяйку Ольгу Ивановну (Людмила Могилева), но и местную «оторву» Ирку (Жанна Бирюк), которая не прочь «закрутить» с городским — и даже готова поспорить на три мешка картошки, что молодой дачник не устоит перед ее прелестями…
На этом легкий налет банальщины заканчивается, уступив место прихотливому сюжету с абсолютно неожиданными поворотами, ярким диалогам, пронзительным мизансценам и много еще чему, что можно назвать одним словом — хорошая драматургия.
«У прошлого длинные тени» — гласит английская пословица. Как выясняется, у каждого героя спектакля есть свой «скелет в шкафу», своя трагедия, боль, которую одни пытаются прикрыть ничего не значащими разговорами, а другие — бравадой. Если выразиться языком музыкальным, спектакль этот очень полифоничен: ревность, конфликт поколений, юмор, безысходность, надежда — вся эта гамма чувств, как голоса фуги, идут как бы параллельно друг другу, то диаметрально расходясь, то тесно переплетаясь.
И еще я бы назвала этот спектакль очень интимным, «внутренним» — и поэтому требующим большого мастерства — и режиссерского и актерского. Здесь не «выедешь» на внешних эффектах — нужно глубокое проникновение в самую суть образа.


Режиссер-постановщик Юрий Хаджинов поставил на глубину и опыт — и не прогадал. Взаимодействие, взаимопроникновение «ролевых линий» трех героинь просто завораживает. И здесь хочется опять провести сравнение с полифонией: Ольга Ивановна в исполнении Людмилы Могилевой — безусловная «основа», «бас» — жизненный опыт, убеждение что муж, каким бы он ни был, всегда прав, и твердая уверенность в том, что она-то знает как кому жить. Ее антипод — непутевая молодуха Ира — витает «по верхам»: Жанна Бирюк рисует свою героиню то деревенской шлюшкой в нелепых «павлиньих» нарядах, то, вдруг нараспашку открывает душу как ящик Пандоры — а там…
Но, наверное, самый яркий и неоднозначный персонаж достался Людмиле Федоровой. Ее героиня — как прихотливая мелодия с неожиданными интонациями: то закрытая от всего мира стеклами очков ученая дама, то разбитная дачница, то просто страдающая женщина, готовая все отдать за простое бабье счастье…
В центре этого треугольника — единственный мужчина. Кто он, Игорь? Содержанец солидной мадам, молодой ученый, безутешный вдовец, искатель сомнительных приключений? Наверное, и то, и другое, и третье и четвертое… А, может, совсем не то? Молодой актер Дмитрий Еременко, уже запомнившийся зрителям яркой ролью в спектакле по пьесе Червинского «Счастье мое», не жалеет для своего героя и ярких красок, и еле заметных полутонов, создавая образ сложный, спорный и неоднозначный.
… В конце двум героям спектакля предстоит уехать, двоим — остаться — чтобы завершить, наконец, миром давний конфликт. А зрителям — задуматься о том, какая в сущности сложная и одновременно простая штука жизнь…

"КВ" № 63 от 11 июня 2011 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий