четверг, 10 января 2013 г.

Ричард Никсон в тупике демократии



Игорь АЗАРОВ
  
Вчера  исполнилось 100 лет со дня рождения Ричарда Милхауса Никсона (09.01.1913 — 22.04.1994), 37-го президента Соединенных Штатов Америки. Карьера этого политика уникальна: Никсон единственный человек в американской истории, которому удалось дважды избираться вице-президентом и дважды — президентом США. И он единственный американский президент, которому пришлось досрочно сложить свои полномочия.
   Пост президента Соединенных Штатов (Барак Обама, нынешний, по счету уже 44-й) занимали очень разные люди, в том числе совершенно случайные. Каких-нибудь ничтожных Франклина Пирса или Честера Артура не помнят сами американцы. Но любой юный американский честолюбец, только лишь примериваясь к политической карьере, не может не думать о стремительном взлете и оглушительном падении такого компетентного и сильного лидера, как Ричард Никсон.
   Пример Никсона — убедительное свидетельство того, что демократические лабиринты далеко не всегда приводят к сверкающим ступеням прогресса. Бывают и темные тупики.


«Принципов нет, есть только методы»
   Сразу хочу сказать, что не намерен глубоко погружаться в политические бездны. Во-первых, они представляют слишком специальный интерес, во-вторых, мы ограничены газетным пространством. Нас сегодня Ричард Милхаус Никсон будет интересовать прежде всего как личность.
   Он появился на свет в маленьком городке Йорба-Линда, что в штате Калифорния. Отец и мать нашего героя имели ирландские корни и принадлежали к секте квакеров. Сам Никсон никогда не отличался глубокой религиозностью и трудно сейчас сказать, как на него его политическое становление повлиял либерализм и пацифизм квакеров. Семья Никсонов по уровню достатка находилась в нижних слоях среднего класса. Из-за нехватки денег отлично учившийся Ричард не смог поехать престижнейший Йельский университет в Коннектикуте. Пришлось довольствоваться сначала квакерским колледжем в Уттере, а потом университетом Дьюк в Дареме (Северная Каролина). Университет Никсон закончил третьим по успеваемости в своем выпуске — он был очень прилежен, так как знал, что может рассчитывать только на себя.
   Принадлежность к квакерам освобождала Никсона от призыва, но он добровольно (с прицелом на карьеру, конечно) пошел в военно-морской флот и всю войну провел на скромных тыловых (офицер службы снабжения) должностях. Немецкий биограф нашего героя Манфред Берг сообщает: «Служба не представляла возможности проявить геройство, зато он преуспел в игре в покер, выиграв значительную сумму в 10 000 долларов». В середине 40-х это были очень хорошие деньги, надо отметить!
   Никаких твердых политических убеждений в тот период у Никсона не было, просто первыми на перспективного молодого человека обратили внимание республиканцы. Так, в 1947 году Ричард Никсон попал в палату представителей конгресса США от 12-го калифорнийского  избирательного округа — он получил преимущество в 13,3%, самым подлейшим образом оклеветав своего соперника — демократа Дж. Вурхиса.
   Естественно, речь шла о «коммунистической угрозе». Конец 40-х и начало 50-х годов прошлого века в США ознаменовались разгулом политической истерии, которая по имени своего творца, сенатора от штата Висконсин Джозефа Маккарти (1908—1957), получила название «маккартизм». Нельзя сказать, чтобы маккартизм возник на голом месте: победа СССР в войне, огромный личный престиж Сталина, крайняя непопулярность президента Трумэна — все это толкало многих американцев в ряды компартии, а часто и в липкие сети советских спецслужб. Однако та шовинистическая волна, которую поднял неукротимый Джо Маккарти, очень скоро приобрела черты параноидально-истерические, иррациональные: «агентов красных» искали повсюду, даже в госдепартаменте и конгрессе США. Для Маккарти в итоге все закончилось печально, он просто спился. А вот ловкий Никсон уловил ветер своей удачи. В 1950 году Никсон стал сенатором, вновь оклеветав соперника — демократку Элен Дуглас, которой прилепил ярлык «Розовая леди».
   Исключительная моральная нечистоплотность начинающего политика, его стремление идти по головам были замечены. Один из оппонентов заявил, что у Никсона «принципов нет, есть только методы». Но в глазах однопартийцев это было не минусом, а плюсом!

Семья
   «Хотя Никсон при случае тепло отзывался о жене, в Белом доме он плохо относился к ней. Охваченный жаждой власти, он так демонстративно пренебрегал ею, что сотрудники Белого дома сочувствовали ей и часто брали под свою защиту», — так пишет о взаимоотношениях четы Никсонов в своей книге «Первые леди Америки» Лонгин Пастуснак. Близко наблюдавший взаимоотношения президента и его супруги современник высказался еще резче: «Он все время издевался над ней, разве что не физически».
   А ведь Тельма Риан Никсон (16.03.1912—27.06.1993) была верной и хорошей женой, и Никсон мог опираться на нее, как на каменную стену — Пат (так чаще называли ее) оказывала своему угрюмому и желчному супругу колоссальную психологическую поддержку. Но Никсон мог только брать.
   У четы было двое дочерей, Патриция и Джулия, причем младшая дочь в 1968 году стала женой внука президента Эйзенхауэра.
   Примечательна оценка миссис Никсон, данная ей советским министром иностранных дел А.А. Громыко: «Я знал жен многих президентов, но Пат Никсон была среди них самой приятной».

Власть
   В 1952 году было ясно, что демократам власть не удержать; срок президентства Гарри Трумэна истекал, а воздвигнутый партией для участия в выборах Эдлай Стивенсон не являлся сильной фигурой. Республиканцы смогли залучить в свои ряды и выдвинуть в президенты лидера куда как более яркого — «американского Жукова», четырехзвездного генерала Дуайта Эйзенхаура (14.10.1890 — 28.03.1969), героя минувшей войны. Из 39 млн. голосов Эйзенхауэр получил 21,5 млн. Но пожилой полководец показался партийным боссам республиканцев слишком уж либеральным. И генералу сосватали напарника — вице-президентом оба срока президентства Эйзенхауэра являлся Ричард Никсон.
Никсон в 1947—1950 был конгрессменом, в 1950—1953 — сенатором от штата Калифорния. Шесть лет в конгрессе — это не срок. Но ставка была сделана именно на него. Конечно, совершенно правы те, кто полагает, что 39-летний Никсон должен был привлечь на сторону республиканцев голоса молодых избирателей. Но его, выражаясь в терминах Станиславского, сверхзадачей значилось «страхование» администрации Эйзенхауэра от излишнего либерализма. Маккарти уже сходил со сцены, но ультраконсерваторы в ряда республиканцев были очень сильны.
   Эйзенхауэр занимал президентский пост в 1953—1961 годах. За это время Никсон «нагулял» большой политический вес. В своей монографии «Белый дом: политика и президенты» Эдуард Иванян замечает: «К 1960 г. в республиканской партии… не было деятеля, который мог бы успешно конкурировать с Ричардом Никсоном с точки зрения столь удачного сочетания опыта в области внутренней и внешней политики американского государства».
   Но Никсону не дано было сменить Эйзенхауэра в Белом доме. Метеором в большую политику вошел Джон Кеннеди, которому наследовал Линдон Джонсон.
   В ноябре 1968 года Никсон с незначительным перевесом победил демократа Хьюберта Хэмфри, и республиканцы вернулись в Белый дом.
   Теперь это был не тот Никсон, который повторял заклинания Джо Маккарти и щеголял своими ультраконсервативными взглядами. Американист Вячеслав Никонов (внук сталинского сатрапа) в книге «Республиканцы: от Никсона к Рейгану» справедливо указывает, что в 1969 году в Белом доме сидели «респектабельные консерваторы.
Судьба дала администрации Ричарда Милхауса Никсона 5 лет, 6 месяцев и 19 дней. И Никсон успел многое! Он был первым американским президентом, который смог посетить все 50 штатов своей страны. При Никсоне американцы высадилась на Луне. Никсон закончил войну во Вьетнаме. Никсон посетил Китай, где встретился самим Мао. Никсон вел тяжелые переговоры с Л.И. Брежневым, и отношения между СССР и США заметно улучшились. Правда, во внутренней политике успехи республиканцев оказались скромнее.
   Считают, например, что Никсон сделал значительный откат назад от демократических преобразований Кеннеди и Джонсона. Демонстрации студентов, безработных и бастующих при Никсоне разгонялись с исключительной жестокостью. Сам президент требовал от окружения безусловной личной преданности и повиновения, был совершенно нетерпим к критике, держал на расстоянии СМИ и становился год от года все жестче, озлобленнее и угрюмее.

Гробы повапленные
Иисус уподобил лицемеров «повапленным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» (Мтф, 23:27). Фальшь любой демократии очевидна, но никогда еще в США за блестящим фасадом демократических институтов не было столько откровенной грязи, как при Никсоне. Именно поток вырвавшейся из-за декорации грязи и смысл 37-го президента США с политической арены.
   Ранним утром 17 июня 1972 года (была суббота) молодой негр — ах, простите, афроамериканец! — Ф. Уиллс, охранник гостиничного комплекса «Уотергейт», призвав на помощь полицейских, задержал в офисе Национального комитета демократической партии пятерых взломщиков. «При них были найдены переговорные коротковолновые устройства, наборы отмычек, две фотокамеры, 40 катушек фотопленки, пистолеты со слезоточивым газом и другие атрибуты «рыцарей плаща и кинжал», — сообщает один из наших источников. Очень скоро стало ясно, что задержанные связаны с ЦРУ и что они устанавливали в штаб-квартире демократов подслушивающие устройства.
   Тогда, летом 1972 года, скандал в «Уотергейте», казалось бы, ничем лично Никсону не угрожал. Мало того, в ноябре 1972 года Никсон выиграл очередные президентские выборы, буквально разгромив в пух и прах кандидата от демократов Джорджа Макговерна.

Но дальше началось что-то ужасное: «Уотергейт» — скандал с прослушкой получил такое имя — набирал обороты. Никсон принялся выкручиваться и врать. В итоге юридический комитет нижней палаты конгресса сделал убийственный вывод: «Ричард М. Никсон действовал в противоречии с доверием, которое ему оказано как президенту, подрывал конституционное управление, нанес ущерб делу законности и правосудия и очевидный вред народу Соединенных Штатов. Поэтому своим поведением Ричард М. Никсон заслуживает импичмента, суда и отрешения от должности».

   На «уотергейт» наложился еще один оглушительный скандал, взорвавший общественное мнение: в октябре 1973 года Никсон буквально вытолкал отставку своего вице-президента Спиро Агню, уличенного во взяточничестве. В конце концов и сам Никсон, не дожидаясь, когда его изгонят из Белого дома, ушел в отставку — 8 августа 1974 года. Стоит ли говорить, что скандал, связанный с гостиницей «Уотергейт», был хитро спланированной ловушкой и что президента топили свои? Никсон заигрался во власть — от него избавились. Двадцать лет после отставки он прожил жизнью политического изгоя, утешаясь писанием мемуаров. В одной из своих книг он написал: «Меня всегда забавляет, когда психологи от истории, которых я ни разу в жизни не видал, находят во мне так называемую деформированную личность».

 

P.S. Кстати, любопытная деталь: Никсон был вторым и пока последним действующим президентом США (после Ф. Рузвельта), посетившим Крым.

 

"Крымское время",
№1 (3216) 10 января 2013г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий