вторник, 22 апреля 2014 г.

«Любовное безумие»: комедия + классика





















Марина  ГУСАРОВА
Фото Виталия ПАРУБОВА

    На премьере комедии   Жана-Франсуа Реньяра «Любовное безумие»  в Крымском академическом русском драматическом театре им. Горького я на пару часов вернулась в свое детство.  Тогда поход в театр казался чем-то волшебным и взрослым, а гаснущие огни рампы  предвосхищали приход пусть маленького, но все же волшебства. В этот вечер в зале Основной сцены тоже присутствовали маленькие зрители. И, как когда-то и я, с придыханием приобщались к явлению по имени «театр».


    Возможно, любителям сценического авангарда увиденное на сцене покажется несколько наивным. Признаюсь, такое же чувство сопровождало меня в далеком 1988 году, когда я увидела на сцене «Комеди Франсез» мольеровского «Мнимого больного». Но потом я поняла:  мне выпала редкая возможность приобщиться к истории развития театра.

  Выдающийся французский комедиограф Жан-Франсуа Реньяр был  одним из наиболее талантливых учеников и последователей Жана- Батиста  Мольера. Вольтер в свое время даже говорил: "Кому не нравится Реньяр, тот не достоин восхищаться Мольером". Острый французский юмор, замешанный, к тому же, на традициях итальянской комедии, виртуозные диалоги, динамизм сюжетной интриги надолго сделали пьесы Реньяра фаворитами зрительского интереса. Им рукоплескали не только во Франции, но и   на сценах Англии, Германии и России.

 
 «Любовное безумие» - одна из тех комедий, из незамысловатых сюжетов которых выросли такие шедевры, как, к примеру, «Севильский цирюльник» Бомарше. Юная девица, старый опекун, желающий жениться на богатой наследнице, молодой воздыхатель, ловкий слуга, наперсница-служанка – именно из этого  «набора» персонажей  в семнадцатом-восемнадцатом веке выстраивали и весьма посредственные  водевили,  и шедевры драматургии. Сценическая судьба именно этой пьесы интересна уже тем, что, незаслуженно забытая,  сегодня она  снова  стала благодатным материалом для создания яркого театрального действа. В ней есть и  запутанная интрига, и  лиризм, и юмор, и  возможность для полета фантазии режиссера, хореографа  и актеров.

  История любви юной наследницы Агаты (Елена Ципилева) и молодого кавалера Эраста (Андрей Чаквитая)   разворачивается  на фоне интриг, стремительных переодеваний и преследований и напоминает красочный карнавал, атмосферу которого создает  и активно задействованный в премьере балет.  Как водится в комедии, все закончится хорошо: старый ревнивец Альбер (Юрий Хаджинов) будет посрамлен, а ловкие слуги Лизетта (Дарья Рухадзе) и Криспен (Александр Денисенко)   помогут молодым людям соединиться.  Их путь к счастью не будет легким, однако мы вовсе не намерены  разглашать зрителям все повороты запутанного сюжета – пусть сами все увидят.

 
  Большинство ролей в  премьере доверили молодым, ведь сами персонажи комедии молоды  и влюблены. Правда, и Елена Ципилева, и Дарья Рухадзе, в отличие от своих партнеров,  уже имеют солидный сценический опыт. Вполне «вписался» в молодежную компанию и режиссер-постановщик, а по совместительству – ворчливый и подозрительный опекун Агаты Альбер Юрий Хаджинов.

   Премьера получилась яркой, зрелищной, по-настоящему театральной и весьма подходящей для первого знакомства   с искусством Мельпомены. Поэтому надеемся, что число юных зрителей на этом вечернем спектакле будет расти. Но весомый повод для критики  все же есть - это костюмы и декорации, выполненные в стиле «где-то  когда-то я это уже видел».   Такое впечатление, что и то, и другое собирали с миру по нитке.  Красавец Эраст красуется в одеянии времен первого Бурбона – Генриха IV, хотя на троне  при Реньяре восседал уже его внук Людовик XIV. А  вот ворчливый опекун, «перепрыгнув» почти век, облачился в камзол  уже XVIII cтолетия. Гардероб главной героини  вообще сплошная эклектика – от наряда середины уже XIX века до платья в стиле «Кармен» и казачьего мундира времен наполеоновских войн. Что до декораций, то часть их  я, насколько я помню, уже использовалась в близкой по стилю «Трактирщице»… 

  Впрочем, думаю, что, несмотря на спорные моменты и шероховатости, премьеру стоит увидеть. Чтобы прикоснуться к истории театра, да и просто отдохнуть, посмотрев эту легкую искрометную комедию, наполненную весельем, музыкой и танцами.

   

 


1 комментарий:

  1. хочу выразить слова благодарности Виталию Парубову,за то что теперь знаю,как выгляжу,когда сплю!!!

    ОтветитьУдалить