Марина ГУСАРОВА
Фото Виталия ПАРУБОВА
На премьере комедии Жана-Франсуа Реньяра «Любовное безумие» в Крымском академическом русском
драматическом театре им. Горького я на пару часов вернулась в свое
детство. Тогда поход в театр казался
чем-то волшебным и взрослым, а гаснущие огни рампы предвосхищали приход пусть маленького, но все
же волшебства. В этот вечер в зале Основной сцены тоже присутствовали маленькие
зрители. И, как когда-то и я, с придыханием приобщались к явлению по имени
«театр».
Возможно, любителям сценического авангарда
увиденное на сцене покажется несколько наивным. Признаюсь, такое же чувство
сопровождало меня в далеком 1988 году, когда я увидела на сцене «Комеди
Франсез» мольеровского «Мнимого больного». Но потом я поняла: мне выпала редкая возможность приобщиться к
истории развития театра.
Выдающийся французский комедиограф
Жан-Франсуа Реньяр был одним из наиболее
талантливых учеников и последователей Жана- Батиста Мольера. Вольтер в свое время даже говорил:
"Кому не нравится Реньяр, тот не достоин восхищаться Мольером". Острый
французский юмор, замешанный, к тому же, на традициях итальянской комедии,
виртуозные диалоги, динамизм сюжетной интриги надолго сделали пьесы Реньяра
фаворитами зрительского интереса. Им рукоплескали не только во Франции, но
и на сценах Англии, Германии и России.
«Любовное безумие» - одна из тех комедий, из
незамысловатых сюжетов которых выросли такие шедевры, как, к примеру,
«Севильский цирюльник» Бомарше. Юная девица, старый опекун, желающий жениться
на богатой наследнице, молодой воздыхатель, ловкий слуга, наперсница-служанка –
именно из этого «набора» персонажей в семнадцатом-восемнадцатом веке выстраивали
и весьма посредственные водевили, и шедевры драматургии. Сценическая судьба
именно этой пьесы интересна уже тем, что, незаслуженно забытая, сегодня она
снова стала благодатным материалом
для создания яркого театрального действа. В ней есть и запутанная интрига, и лиризм, и юмор, и возможность для полета фантазии режиссера, хореографа
и актеров.
История любви юной наследницы Агаты (Елена
Ципилева) и молодого кавалера Эраста (Андрей Чаквитая) разворачивается на фоне интриг, стремительных переодеваний и
преследований и напоминает красочный карнавал, атмосферу которого создает и активно задействованный в премьере балет. Как водится в комедии, все закончится хорошо:
старый ревнивец Альбер (Юрий Хаджинов) будет посрамлен, а ловкие слуги Лизетта
(Дарья Рухадзе) и Криспен (Александр Денисенко) помогут молодым людям соединиться. Их путь к счастью не будет легким, однако мы
вовсе не намерены разглашать зрителям
все повороты запутанного сюжета – пусть сами все увидят.
Большинство ролей в премьере доверили молодым, ведь сами
персонажи комедии молоды и влюблены.
Правда, и Елена Ципилева, и Дарья Рухадзе, в отличие от своих партнеров, уже имеют солидный сценический опыт. Вполне
«вписался» в молодежную компанию и режиссер-постановщик, а по совместительству
– ворчливый и подозрительный опекун Агаты Альбер Юрий Хаджинов.
Премьера получилась яркой, зрелищной,
по-настоящему театральной и весьма подходящей для первого знакомства с искусством Мельпомены. Поэтому надеемся,
что число юных зрителей на этом вечернем спектакле будет расти. Но весомый
повод для критики все же есть - это
костюмы и декорации, выполненные в стиле «где-то когда-то я это уже видел». Такое впечатление, что и то, и другое
собирали с миру по нитке. Красавец Эраст
красуется в одеянии времен первого Бурбона – Генриха IV, хотя на троне
при Реньяре восседал уже его внук Людовик XIV. А вот ворчливый опекун, «перепрыгнув» почти
век, облачился в камзол уже XVIII cтолетия.
Гардероб главной героини вообще сплошная
эклектика – от наряда середины уже XIX века до платья в стиле «Кармен» и
казачьего мундира времен наполеоновских войн. Что до декораций, то часть их я, насколько я помню, уже использовалась в
близкой по стилю «Трактирщице»…
Впрочем, думаю, что, несмотря на спорные
моменты и шероховатости, премьеру стоит увидеть. Чтобы прикоснуться к истории
театра, да и просто отдохнуть, посмотрев эту легкую искрометную комедию,
наполненную весельем, музыкой и танцами.
хочу выразить слова благодарности Виталию Парубову,за то что теперь знаю,как выгляжу,когда сплю!!!
ОтветитьУдалить