Алексей АРУНЯН
Фото автора
Как правило, музейные экспозиции — это плоды стараний археологов, этнографов, историков и прочих профессиональных «копателей в прошлом». Музей истории Симферополя в этом смысле исключение.
Его функционирование обеспечивается не только трудом специалистов, но и энтузиазмом простых горожан: симферопольцы ежемесячно пополняют музейные фонды десятками экспонатов. Работники учреждения решили не оставлять новые поступления пылиться в запасниках, а организовали выставку «Дары музею», открывшуюся 4 марта.
Цена народной любви — 40 000 гривен
Музей истории Симферополя бьет рекорды в номинации «зрительские симпатии». Из 4500 подарков, презентованных музеям полуострова, 3500 — приобретения музея. По примерным подсчетам администрации учреждения, в денежном эквиваленте дары симферопольцев оцениваются в 35—40 тысяч гривен.
Директор музея Ирина Вдовиченко признается: поначалу создается впечатление, что многие предметы старины не представляют ценности.
— Как-то принесли старые фотопленки, а закупочная комиссия предложила нам их выкинуть, — рассказывает руководитель музея, — Но потом мы сделали витрину, посвященную истории фотографии, и там все эти вещи заиграли. Потому, что это уже история! Во всяком случае, для меня и нашего поколения подобные экспонаты — воспоминание о первых шагах в овладении искусством фотографии.
Дарители музея — люди разного возраста и социального положения. Возможно, единственное, что их объединяет — это любовь к городу. Ирина Вдовиченко рассказывает, что до работы в музее считала, что симферопольцы — более или менее скучные и унылые люди. Теперь это мнение изменилось кардинально: Ирине открылись такие качества жителей крымской столицы как сентиментальность, отзывчивость, ревностная преданность к родному городу.
Иногда музейные экспозиции решают не только познавательные, но и педагогические задачи. Примером такой выставки является проект «Жил-был сад». В рамках экспозиции в вестибюле музея реконструировали городской сад советских лет, что дало возможность сравнить его состояние в довоенные годы и нынешние времена. Все, как известно, познается в сравнении, и современный горсад на фоне его «советского» варианта выглядит, увы, не лучшим образом.
— Цель этого экологического проекта — обратить внимание на то, насколько мы не соблюдаем чистоту, порядок в своем родном городе. Пора понять: если мы действительно любим Симферополь, то должны добиваться, чтобы в крымской столице была идеальная чистота, — продолжает Ирина Вдовиченко.
Работники музея с большой заботой и теплом относятся к своему делу, однако (как порой иронизируют сами сотрудники) этим теплом вряд ли обогреть холодные залы зимними днями. Надежды на появление в здании хорошей системы отопления музейщики не теряют — ищут спонсоров.
Кто они, дарители?
Экс-начальница управления культуры Симферополя Ирина Андрейченко — меценат музея со стажем. Экспонаты, подаренные Ириной, разнообразны по «возрасту» и способу применения. Это и маслобойка, и термометр-реометр, дедушкины медали времен Великой Отечественной, старинные гончарные изделия, фотоприборы, посуда. Всего и не перечислишь! Ирина знает, что многие из этих вещей имеют большую материальную ценность, но расставаться с антиквариатом ей не жаль.
— Конечно, все это очень ценно, но здесь эти вещи увидит большее количество людей, — считает она.
Целую коллекцию экспонатов предоставила Эльвира Масликова. В Симферополе она прожила 64 года. С 1967-го по 1991 год работала инженером-проектировщиком на крымском предприятии «Облсельпроект». Вещи, которые когда-то служили Эльвире Григорьевне верой и правдой теперь стали экспонатами, иллюстрируя страницы истории Симферополя.
В экспозиции «Дары музею» сразу бросается в глаза коричневое кожаное пальто необычного фасона. В далеком 1939-м отец Эльвиры Масликовой подарил его своей жене.
— Папа тогда служил в Монголии, а мама работала начальником шахты. Это пальто советского производства. Мама в нем ходила, потом — бабушка, а потом и я в нем в школу бегала! Пацаны меня называли «комиссар паники», — улыбаясь, делится воспоминаниями Эльвира Григорьевна.
…В те времена в Монголии не было ни радио, ни телевизора, одна отрада — пластинки. Отец Эльвиры Григорьевны привез свою фонотеку в Симферополь, теперь это — музейные экспонаты.
Подробнее — о «музыкальной» части выставки. Здесь не только пластинки, но также патефоны и проигрыватели. Во время открытия экспозиции патефон включили: он до сих пор в рабочем состоянии! Работник крутит ручку, и патефон превращается в машину времени. Звуки музыки разливаются по залам музея, погружая посетителей в атмосферу 20-х годов.
В экспозиции представлены различные дореволюционные документы, подаренные бывшим мэром Симферополя Анатолием Радионовым. Например, «вводный лист», выданный купцу Мухину. Когда-то в XIX веке документ дал торговцу право на владение усадьбой в Симферополе. Согласно другой бумаге, уездная земская управа требует налог от землевладельца Луцкого…
…За ветхими бумажками с выцветшими надписями — реальные истории тех, кто жил когда-то в «уездном городе С». Поэтому перед тем, как выбросить надоевшую или ставшую ненужной вещь, стоит задуматься — может, уже через несколько десятков лет именно этот предмет поможет нашим праправнукам «моделировать» прошлое?
Комментариев нет:
Отправить комментарий