Марина ГУСАРОВА
Фото автора
Завтра все служители и поклонники древнего и вечно юного искусства Мельпомены отметят Международный день театра. Накануне праздника мы побывали в одном из старейших театров на постсоветском пространстве — Крымском академическом русском драматическом театре им. Горького.
Щепкин, Комиссаржевская, Царев, Раневская…
…А также Савина, Орленев, братья Адельгейм, Иванов-Козельский, Заньковецкая, Дунаевский — одной из строчек биографии всех этих людей, обогативших наше искусство, значилось: «работал в Симферополе, в драматическом театре».
«Жизнь дается нам только один раз – и прожить ее надо в Крыму» - эта поговорка до сих пор в ходу. Наверное, именно непознаваемая магия нашего полуострова «виной» тому, что уже с 20-х годов XIX уже позапрошлого столетия сюда следом за курортной публикой подтянулись и актерские труппы.
Первой яркой «точкой» в театральной жизни Симферополя стал приезд в 1846 году великого Щепкина, сыгравшего, здесь кроме прочих ролей и Городничего в гоголевском «Ревизоре».
Все этапы большого и славного пути театра можно увидеть в музее, посвященном его истории. Моим гидом любезно согласилась стать руководитель литературно-драматургической части Людмила Касьяненко.
— Экспонаты музея нашего театра собирались десятилетиями — и в 30-е, и в 40-е, и в 50-е. Эти материалы, фотографии, афиши, программки, рецензии сохранили до наших дней настоящие подвижники, — рассказывает Людмила Григорьевна. — Вот лишь один пример: один из актеров нашего театра, Сергей Иванович Корникола, архив фотографий пронес в своем вещмешке всю войну…
Овеществленная память бережно хранилась, передавалось — и, наконец, стала экспонатами музея, который начал работать с 1995 года, после реконструкции основной сцены театра.
— Конечно, здесь выставлено далеко не все, что находится в запасниках, но мы старались, чтобы на стендах музея были представлены все периоды в истории нашего театра, начиная от его создания в 1821 году, все великие актеры, которые здесь работали, - продолжает экскурсию собеседница.
Герои не только на сцене
История театра уникальна не только потому, что на его сцене в разные годы блистали будущие знаменитости. Актеры «горьковского» в годы немецкой оккупации доказали: люди столь мирной профессии могут стать героями не только на сцене, но и в жизни. Члены подпольной группы «Сокол», которую возглавили художник театра Николай Барышев и артистка Александра Перегонец, ковали победу в тылу, спасая крымскую молодежь от угона в Германию, и были казнены фашистами в апреле сорок четвертого, буквально перед освобождением Крыма советскими войсками. Важные для каждого, кто пережил войну, слова «никто не забыт» в театре в начале 70-х наполнили реальным содержанием — в 1973 году состоялась премьера спектакля В. Орлова и Г. Натансона «Они были актерами», удостоенной, помимо прочих наград, Государственной премии СССР. Сегодня пьеса об актерах-подпольщиках — вновь в репертуаре.
Вскоре мне самой посчастливилось в прямом смысле слова «прикоснуться к истории»: сотрудник театра Елена Абражевская демонстрирует уникальные костюмы к спектаклю «Царь Федор Иоаннович», сохранные подпольщиками «Сокола».
Магия числа «11»
Удивительно, но факт — в истории театра немало знаменательных дат связано с числом «11».
11 апреля 1911 года оперой Глинки «Жизнь за царя» торжественно открылось новое здание театра. Автором его проекта, по результатам объявленного конкурса, стал академик архитектуры Алексей Бекетов. С тех пор театр стал своеобразным символом столь почитаемого классиками единства формы и содержания.
— Этот год пройдет для нас под знаком двух юбилеев, — подчеркивает Людмила Касьяненко. — 11 апреля нашему зданию исполнится сто лет, а 11 ноября — 190-летний юбилей театра. Эти две знаменательные даты мы отметим в ноябре — именно тогда состоится торжественный вечер, посвященный юбилею. Но самое главное — то, что предварит это событие декада лучших спектаклей театра. В ее программу войдут постановки, которые мы специально посвящаем юбилею — это «Горе от ума», спектакли, которые составляют наш «золотой фонд»: «Поминальная молитва», «Дети Ванюшина», «Ревизор»… И, конечно, «Мастер и Маргарита» — наша визитная карточка. Этот спектакль, который мы играем с 1981 года, зрители увидят в обновленном актерском составе.
Впрочем, еще одна дата в жизни театра с числом «11» не связана: в 1972 году театр возглавил Анатолий Новиков. С тех пор Анатолий Григорьевич неизменно остается у руля сложного и беспокойного театрального хозяйства. В активе художественного руководителя «горьковского» — реставрация основного здания, постройка нового театрального комплекса, создание Театра юного зрителя и Театра современного балета, работа с современными авторами, яркие, новаторские постановки и, наконец, создание театральной школы — студии, в конце прошлого года отметившей пятнадцатилетие.
Школа-студия для Новикова — предмет особой гордости: 14 выпусков, 175 выпускников — это, согласитесь, дорогого стоит. Буквально накануне Международного дня театра дипломы о высшем актерском образовании получили еще 15 новоиспеченных служителей Мельпомены. К слову, молодые актеры пополняют не только труппу «горьковского» — бывшие питомцы школы-студии работают в севастопольском театре им. Луначарского, Крымском украинском музыкальном театре, театрах Украины и России, а некоторые даже успешно штурмуют столичные сцены Москвы и Киева.
Профессиональный праздник отметят премьерой
Да, главные торжества в Крымском академическом еще впереди, но неужели здесь обойдут вниманием Международный день театра?
Ни в коем случае! — заверили меня. Конечно, будут и торжества, и поздравления, но главные подарки к профессиональному празднику здесь привыкли не получать, а дарить — зрителю. Не станет исключением и нынешний сезон. Сегодня, в канун Международного дня театра, состоится премьера спектакля «Собака на сене» — безусловно, одна из лучших пьес признанного классика драматургии Лопе де Вега. Как подчеркнула моя собеседница, у этой пьесы — счастливая сценическая судьба, в том числе и в Крымском академическом. Правда, вспомнить последнюю постановку сорокалетней давности смогут, пожалуй, лишь зрители-старожилы. Но не стоит расстраиваться: в искрометной «комедии плаща и шпаги» на этот раз выйдут на сцену и молодые, но уже полюбившиеся публике Елена Сорокина, Александр Соловонюк, Елена Ципилева, Дмитрий Кундрюцкий, Кристина Овчаренко, и признанные мастера сцены Владимир Кондратьев, Валерий Юрченко, Владимир Крючков, Игорь Бондзик. Это еще раз подчеркивает: преемственность поколений остается одной из лучших традиций театра с богатой историей и далеко не до конца раскрытым творческим потенциалом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий