четверг, 5 сентября 2013 г.

Глава Дома Романовых Великая Княгиня Мария Владимировна отвечает на вопросы главного редактора «КВ» Игоря Азарова.


«Улыбайтесь чаще окружающим, и эти улыбки вернутся к вам».



1.             Ваше Императорское Высочество! Нынешний год совершенно исключительный, это год 400-летия Дома Романовых, который Вы ныне с таким достоинством возглавляете. У любого торжества всегда есть сугубо личная сторона. Как Вы сами ощущаете эту дату? Какие струны в душе Вашего Высочества она задевает?
— Я испытываю огромную радость, что великий юбилей всенародной победы над Смутой наш Дом имеет возможность отмечать на родной земле вместе с соотечественниками. Обилие и разнообразие мероприятий, которыми в России, Украине и многих других государствах отметили 400-летие, показывает, что историческая память жива, что общество само, без политического давления и указаний чиновников чтит свое прошлое и находит в нем опору для настоящего и будущего. А значит, жива великая цивилизация, сформировавшаяся за три века царствования моих предков. Для меня и для моего сына очень дорого сознание того, что дело нашей династии не погибло, и что в новом мире не забыты дорогие для нас идеалы и принципы.



2. Династия Романовых — самая оболганная династия в мире. Её историю долгие годы писали «победители» — разного калибра фальсификаторы. Сейчас, слава Богу, ситуация меняется. Что Ваше Императорское Высочество выделяет как самое главное для авторитета Династии? Что простые люди должны знать о Романовых прежде всего?
— Я не стала бы столь категорично утверждать, что Романовы — «самая оболганная династия». Оклеветание — это «профессиональные издержки» деятельности любой династии. Царственные семьи являются стержнем всей системы монархии как Государства-Семьи и главные носители и хранители монархической идеи, поэтому они всегда оказываются первой мишенью для противников традиционного общества.

При этом нужно различать злонамеренную клевету и полемику. Я вовсе не против честной критики. Более того, я сама признаю, что кроме подвигов и достижений в истории нашего Дома было много грехов и ошибок. Нужно уметь не только прощать, но и просить прощения. Признавать очевидные просчеты и каяться в них. А если обвинения в наш адрес дискуссионны, и происходят от разницы во взглядах — я считаю своим долгом не сердиться и не обижаться, а постараться понять оппонентов и дать им спокойный, доброжелательный и примиряющий ответ.

К сожалению, нам приходится встречаться также и с явной клеветой. Но в этих случаях я всегда вспоминаю пример св. императора Николая II Страстотерпца и св. императрицы Александры Феодоровны. Более оболганных при жизни и после смерти людей трудно себе представить. Это было значительной и, наверное, самой страшной частью их мученического креста. Но теперь иконы с их изображением находятся в каждом православном храме и во многих домах по всему миру. Правда и любовь всегда побеждают. Поэтому к недобросовестным хулителям нашего Дома я отношусь не с неприязнью, а с сожалением. И молюсь, чтобы каждый такой человек осознал, что ненависть и ложь разрушительны для своего создателя больше, чем для тех, против кого они направлены.

И я уверена, что абсолютное большинство соотечественников, независимо от их политических убеждений и отношения к возможности восстановления монархии, знает и чувствует, что Романовы всегда любили свою страну, никогда не предавали ее и самоотверженно служили ей.

3. Исторический опыт и благодарная память. Ими обладает народ, ими обладает каждый думающий человек. Что в личном жизненном опыте Вашего Императорского Высочества оказалось самым главным? Были ли в Вашей жизни горькие уроки? Что доставляет Вашему Высочеству радость?
— Главное, что я поняла благодаря примеру родителей, а потом и на собственном жизненном опыте, что никогда не нужно отвечать злом на зло. Даже в мыслях. Ведь в этом случае мы уподобляемся тем, кто поступает несправедливо с нами, становимся такими же, как они. Нельзя оправдывать собственные плохие поступки неправотой других и несовершенством окружающего мира. Во всех жизненных ситуациях следует оставаться самим собой и слушать только голос своей совести.
Самый горький жизненный урок — это предательство тех, кому мы верим. Но эти тяжелые уроки не должны убить веру в достоинство и честь людей. Благоразумная осторожность должна быть, но и доверие должно быть тоже. А радость мне доставляет сознание, что кому-то я сама смогла доставить радость. Иногда даже простое слово или улыбка преображают состояние человека. Я всегда говорю: улыбайтесь чаще окружающим, и эти улыбки вернутся к вам.

4. Излишне пространно говорить о том, что Дом Романовых значит для Крыма. Приезда Вашего Императорского Высочества ждут десятки тысяч крымчан. Какие слова Государыни может для них сегодня передать газета «Крымское время»?
— Я счастлива и взволнована, что в этот юбилейный год я могу встретиться с вами и отметить великую историческую дату в очень дорогом для членов моей семьи месте. В прошлый визит мне было очень приятно чувствовать, как некогда чувствовали они, что меня окружает доброжелательство жителей этого райского уголка. Я очень благодарна Верховному Совету Автономной Республики Крым и властям Украины за приглашение, которое позволит мне вновь увидеться с крымчанами.

Крым — прекрасная земля с великолепной природой и богатым культурным наследием. Его населяют представители многих народов, веками живших в мире, дружбе и сотрудничестве. Так должно быть и впредь. Нужно помнить и чтить все исторические периоды, извлекая из каждого положительный опыт и учась на ошибках прошлого. Искать, прежде всего, не врагов, а друзей, и видеть, в первую очередь, не то, что разобщает, а то, что сближает. Дорожить своей малой родиной, своим Отечеством и всей той великой цивилизацией, которую наши предки совместно создавали в течение веков.

Я желаю всем крымчанам счастья, здоровья, благостостояния, любви и помощи Божией. 

"Крымское время" №94 (3309) от 5 сентября 2013

1 комментарий:

  1. Хорошие слова, хорошо что Великая Княгиня не забывает Крым

    ОтветитьУдалить