Марина ГУСАРОВА
Фото Виталия ПАРУБОВА
Весной
прошлого года исполнилось 190 лет со дня рождения Александра Николаевича
Островского, великого русского драматурга одновременно и наиболее точно
показавшего, и опередившего свое время. Именно в этом «сочетании несочетаемого»
заключается главный секрет непреходящей популярности его пьес.
Очередная
премьера начавшегося сезона — «Бешеные деньги» — уже пятая по счету пьеса Островского
в репертуаре Крымского академического русского драматического театра им.
Горького. Это не случайность — скорее, закономерность. Во-первых, уже само
присутствие в названии театра слов «русский драматический» и «академический» к
этому обязывает. Во-вторых, именно в пьесах Александра Островского некогда
блистали на этой сцене великие русские актеры Мария Савина, Гликерия Федотова,
Вера Комиссаржевская, Митрофан Иванов-Козельский.
Но
вернемся к премьере. В пьесах Островского деньги — именно тот незримый
«персонаж», который не только помогает раскрыть характеры героев, но порой
весьма жестко проверяет их «на вшивость». И давняя истина, что злом являются не
сами деньги, а отношение к ним, звучит здесь особенно остро и современно.
Какая
же красавица не мечтает подцепить богатого мужа? Правда, миллионеров на всех не
хватает — ни сегодня, ни во времена Островского. Вот и приходится очаровательной
Лидочке Чебоксаровой (Нина Станиславская) и ее мамаше Надежде Антоновне
(Валерия Милиенко) крутиться в поисках перспективного жениха. Ведь годы идут, а
подходящей партии все нет… Давние поклонники — вальяжный Иван Петрович Телятев
(Юрий Хаджинов), шустрый Егор Дмитрич Глумов (Алексей Аносов) и пожилой, но
весьма охочий до женских ласк Григорий Борисович Кучумов (Валерий Юрченко) — не
в счет: один давно женат, другие связывать себя узами Гименея не собираются. Где
же найти денежного простака?
Провинциал
Савва Геннадьевич Васильков (Антон Навроцкий) нашелся сам. Влюбился страстно и
горячо, женился и даже оплатил дочкины и мамашины астрономические долги. Но
потом испортился. Или обеднел — кто знает? И твердой рукой вставил жену и тещу
в рамки семейного бюджета.
Ну,
какой красавице понравится переезд из хором в тесный домишко, отсутствие
прислуги и денег на наряды? Мама и дочь в отчаянии: первая тихо стенает от
безденежья, а вторая, бросив в сердцах: «Бедность — вот бесчестье!», всерьез
готова пуститься во все тяжкие…
Вот тут-то и выходит на
сцену тот самый незримый «персонаж» — деньги. Именно они становятся для каждого
героя спектакля пресловутой «лакмусовой бумажкой», которая и определит их
жизненную философию. Истина здесь глаголет устами жуира и гуляки Ивана
Телятева: есть деньги умные, а есть бешеные. Один из исследователей творчества Островского
так определил последние: "Бешеные деньги — значит, деньги случайные,
непоседливые, которые в кармане надолго не задерживаются. Всегда их не хватает,
все за ними охотятся, да только не каждому они достаются».
Увы, в современном
мире умных (то есть, заработанных честным трудом) денег все меньше и меньше, а бешеных
— все больше. Посмотрите хотя бы передачу «Свiтське життя» — и увидите, кто пускает
на ветер миллионы, когда остальные получают копеечные пенсии и нищенские
зарплаты. А ведь эти деньги тоже могли бы стать «умными», если бы хоть одной
красотке с увеличенной грудью и накачанными губами хватило ума и сердца
направить бабки очередного богатенького «папика» не на бесчисленные шопинги в
Париже и Милане, а на лечение детей, больных лейкемией!
Что
же противопоставляют Островский и его герой — Васильков — обществу бездумного
потребления? Ответственность, труд на благо людей, рачительное отношение к
деньгам и, конечно же, любовь. Не развращающую страсть, которая нуждается в
постоянных финансовых «подпитках» в виде норковой шубки, бриллиантового колье и
отдыха на Канарах, а глубокое чувство, которое способно трезво оценить любимого
человека и помочь ему найти правильный путь в этой жизни.
Спектакль
«Бешеные деньги» — это еще и актерский ансамбль, где плечом к плечу воплощают
замысел автора и режиссера и опытные актеры, и молодежь, на которую,
собственно, и сделал ставку режиссер-постановщик Юрий Хаджинов. Важно и то, что
молодым исполнителям здесь есть, у кого поучиться: Валерия Милиенко и Валерий
Юрченко, которые на Островском, как говорится, «собаку съели», уверенно и очень
точно лепят характеры своих героев.
И
еще. Есть ли опасность у «Бешеных денег» обрасти хрестоматийным глянцем и «зависнуть»
в рамках школьного абонемента? Думаю, все-таки нет — ведь тема денег, особенно
тех самых, бешеных, в нашу эпоху вялотекущего экономического кризиса актуальна
как никогда.
Комментариев нет:
Отправить комментарий