Наталья КИСЕЛЁВА
Украина как тот былинный персонаж перед вещим камнем.
Нет, на Илью Муромца явно не тянет, но задачу, куда пойти, решает. Прямо не
получается, остаётся либо направо — в Таможенный союз, либо налево — в
Европейский. Выбрали налево. Ну, кто бы сомневался. Тут, как говорится, может
быть, и хочется, и колется (направо), но Штаты не велят. Поэтому только налево.
Не зависимо от того, что там найдёшь, а что потеряешь.
Плюсы и минусы разных проектов
интеграции для Украины обсуждали на прошлой неделе политологи, историки и
географы Таврического национального университета вместе с коллегами,
приехавшими из Москвы, Севастополя, Днепропетровска и Ялты. За круглым столом
обсуждали интеграционные проекты Запада и России и проблемы выбора для Украины.
Хотя проблемы вроде бы и не
существует. По крайней мере, украинские политики уже выбрали. Без нас. То есть
без референдума. И теперь, как тот шакал из мультфильма про Маугли, бегают по
телеканалам и приговаривают: «А мы уйдём на Запад! А мы уйдём на Запад!» Только
вот почему-то не вспоминают пророческое предупреждение из того же мультфильма:
«Глупцы, они забыли Закон Джунглей — каждый сам за себя!»
Что-то много сказочных
ассоциаций в этой истории Украина–ЕС. Кстати, об ассоциации. Именно она —
ассоциация — ждёт Украину в случае подписания договора на предстоящем в
Вильнюсе саммите. И ни буквой больше. То есть ни о каком членстве в Евросоюзе
речи не идёт. Не смотря на то, что Арсений Яценюк (которого за глаза, кстати,
тоже называют сказочным персонажем — Кроликом) с экранов телевизора говорит о
том, что у нас увеличится всё, причём в пять раз — и пенсии, и зарплаты… Только
вот о повышении цен на газ, свет и воду украинские кролики почему-то
умалчивают.
ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК ИЛИ ПРИКЛЮЧЕНИЕ АССОЦИИРОВАННЫХ
БУРАТИНОК
Что же касается манны
небесной в виде роста пенсий и зарплат и в целом благосостояния, то чудо
(экономическое) бывает только в сказках. Что собственно и доказали своим
примером государства, уже подписавшие в разное время договоры об ассоциации с
Евросоюзом.
К настоящему времени 15 стран
имеют в своём кармане договоры об ассоциации с ЕС (см. таблицу). Это Тунис,
который уже 15 лет состоит в этой самой ассоциации. Израиль, Марокко, Мексика и
Южно-Африканская Республика, подписавшие соответствующие документы в 2000-м.
Годом позже к ним присоединилась Македония.
11 лет тому назад соглашение
об ассоциации с ЕС подписала Иордания, 10-летие в этом году отметит Чили. Впоследствии
к ассоциации с ЕС подключились Египет, Алжир, Ливан, Босния и Герцеговина (БиГ),
Албания, Черногория и Сербия.
При этом Босния и
Герцеговина, кстати, уже пять лет ждёт, когда же соглашение об ассоциации
вступит в силу, так как оно должно быть ратифицировано всеми странами
Евросоюза. Если же кто-то один из так называемого «элитного клуба» упрётся, то
жди у моря погоды. Вот БиГ и ждёт.
Как видите география стран,
получивших ассоциацию с ЕС, отнюдь не ограничивается Европой. В этом списке два
американских государства, три азиатских и по пять европейских и африканских.
Принесла ли им ассоциация экономическое процветание? Нет, конечно. Потому что
соглашение об ассоциации с Евросоюзом означает, что страна берёт на себя
обязательства проведения различных реформ (политических, экономических, судебных),
а в обмен может получить беспошлинный
доступ к некоторым или всем рынкам ЕС, а также финансовую или техническую
помощь. Обратите внимание, МОЖЕТ ПОЛУЧИТЬ, а МОЖЕТ и НЕ ПОЛУЧИТЬ!
А теперь об экономическом
процветании. Две трети государств (см. таблицу), подписавших соглашение об
ассоциации с Евросоюзом, находятся ниже среднемирового уровня по объёму
валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения по паритету покупательной
способности (ППС). А четыре из них в этом рейтинге расположились даже ниже
Украины. Любопытно отметить, что все они со времени подписания ассоциации с ЕС
не улучшили свои показатели, а наоборот ухудшили. Египет, к примеру,
переместился в списке на 4 позиции вниз, а Иордания — аж на 39 позиций (с 78
места на 117).
Кстати, этот критерий с
длинным названием считается наиболее точной характеристикой, определяющей
уровень экономического развития. И отрицательная динамика стран,
ассоциированных с ЕС, в данном рейтинге свидетельствует только о том, что
соглашение об ассоциации с Евросоюзом не является золотым ключиком, открывающим
дверь к экономическому благополучию.
КТО НА СВЕТЕ ВСЕХ БОГАЧЕ
Следует отметить, что и в списке
членов Евросоюза не всё так благостно с экономическим благополучием. Например,
в десятке самых богатых государств только одно является членом ЕС. Это
Люксембург.
Можно было бы предположить,
что в этом списке нет больше европейских государств. Есть (см. таблицу). Но из
пяти стран Европы, входящих в десятку самых богатых государств, четыре не
входят в Евросоюз. Это Лихтенштейн, Монако, Норвегия и Швейцария.
Кстати, позиции европейских стран, не
являющихся членами ЕС, в рейтинге экономического благополучия выглядят лучше,
чем их соседи – члены Евросоюза. Судите сами. Если взять средний показатель ВВП
на душу населения (по паритету покупательной способности) для стран ЕС как
ориентир экономического развития, то оказывается, что большинство евросоюзников
(61%) находятся в рейтинге ниже этого показателя и соответственно 39% выше.
В европейских странах, не входящих в
Евросоюз, это соотношение выглядит получше. 44% из них имеют показатели ВВП на
душу населения выше среднего по Евросоюзу и 56% ниже.
Так что не только ассоциация
с ЕС, но даже и членство в ЕС является не единственным и уж тем более не
обязательным условием экономического процветания.
СТРАШНЫЕ СКАЗКИ
На упомянутом в начале статьи
круглом столе звучали разные точки зрения, как сторонников евроинтеграции для
Украины, так и скептиков.
Доводы евроинтегратов часто
вызывали улыбку.
Например, один из аргументов
против сближения с Россией сводился к тому, что некоторые члены Таможенного
союза периодически заявляют о выходе из него — это президент Белоруссии
Александр Лукашенко. А вот в ЕС, заявил выступающий, таких центробежных
устремлений не наблюдается.
«Как же не наблюдается?» —
удивилась руководитель Центра евроатлантических исследований Российского
института стратегических исследований Елена Хотькова, напомнив об аналогичных
угрозах, звучавших из уст английского премьер-министра Джеймса Кэмерона, а
также руководства Греции, Италии и Франции.
А мы добавим, что такие
угрозы не только звучали, но и были приведены в исполнение. Пока не на уровне
государств, а на уровне европейских автономий, но всё-таки были. Например,
автономия члена Евросоюза (Дании) — Гренландия — в своё время вышла из состава
ЕС. В 1973 году Гренландия вместе с Данией стала членом ЕС, а в 1985 году,
после проведения местного референдума, отказалась от этого членства.
Ещё одна датская автономия —
Фарерские острова — провела на своей территории референдум ещё до вступления в
ЕС и, получив негативный ответ жителей автономии, не вошла в состав Евросоюза.
Следует отметить ещё один
факт. Из 44 европейских стран в состав ЕС входят 27 плюс полуазиатский Кипр. 17
остальных европейцев к членству в Евросоюзе относятся по-разному.
Бедные страны Восточной
Европы туда стремятся. Это уже упоминавшиеся государства, подписавшие
соглашение об ассоциации (Албания, Босния и Герцеговина, Македония, Сербия,
Черногория) и стоящие в предбаннике к ассоциации Молдавия с Украиной. А далеко
не бедствующие Андорра, Лихтенштейн, Монако, Норвегия, Швейцария и др.
почему-то не собираются осчастливить себя еврочленством, ограничиваясь
договорами о таможенном, торговом или экономическом сотрудничестве. Получается
как в известном мультфильме, если заменить Таити на ЕС: «Tаити, Tаити… Не были
мы ни в какой Таити! Нас и тут неплохо кормят».
«Крымское время», №114 от 24 октября 2013 г .
Комментариев нет:
Отправить комментарий