Марина ГУСАРОВА
Фото
Виталия ПАРУБОВА
Отца
Валерий Юрченко потерял, когда ему было всего два месяца — свой первый и
последний бой летчик-истребитель Иван Юрченко принял на подлете к Воронежскому военному
аэродрому. С тех пор Валерий сам мечтал о небе. Не сложилось — подвел
вестибулярный аппарат. А вот талант не подвел — за свою жизнь сыграл в кино артист
Валерий Юрченко немало отважных командиров Красной армии. «Дослужился» даже до
дважды Героя Советского Союза!
Но, несмотря на успешную кинокарьеру,
главной любовью жизни народного артиста Украины Валерия Юрченко был и остается
театр. Последние двадцать четыре года — Крымский академический русский
драматический театр имени Горького. С любимцем крымских театралов мы
встретились вскоре после его 70-летнего юбилея.
«Гастроли» его жизни
Похоже,
что актерская стезя была предопределена для моего собеседника с самого детства,
так плотно наполненного переездами, как жизнь артиста — гастролями. Родился
будущий народный артист в Приморском крае, почти у границы с Японией. Потом
отчим перевез семью в Казахстан, на целину. Далее путь лежал в Калининскую
область — в Торжок. Оттуда — снова на восток — на остров Русский, где прослужил
матрос Юрченко четыре года на Тихоокеанском флоте.
Одновременно
он мечтал о небе и грезил о сцене. И не просто грезил. Еще школьником играл в
народном театре, даже сам ставил кукольные спектакли. Однако путь золотого
медалиста в большое искусство оказался далеко не простым.
— Постепенно
я понял, что без театра уже не могу, — признается собеседник. — Сначала начал
«штурмовать» театральные вузы Ленинграда — там жила вся моя родня. Первый раз
не поступил — подвел дефект речи — «р» я вообще не выговаривал. В приемной
комиссии не сказали: «Мальчик, научишься говорить «р», приезжай еще раз». Я
научился — сам, всего за три месяца. Потом приехал в Калинин, пришел к главному
режиссеру местного театра кукол Александру Львовскому и попросился на работу. Он
меня взял, несмотря на то, что у меня не было образования. Зато был большой
голосовой диапазон, я мог сыграть всех — от мышки до медведя! Через два года я поступал
уже в Москву. И опять провалился! Потом было четыре года армии. Отслужив, снова
приехал в Москву — и поступил в ГИТИС на курс профессора Иосифа Раевского,
ученика Станиславского, и народной артистки СССР Ангелины Степановой. Конкурс
был четыреста двадцать человек на место, взяли только тридцать человек, а
выпустили — тринадцать. Отсев был жесточайший!
Жесткую
школу ГИТИСа Юрченко, спустя годы, применил уже в Симферополе, когда вел курс в
театральной школе-студии.
— Шестнадцать человек взял, а четверых мальчишек
отчислил с первого же курса, — вспоминает он. — Осталось у меня двенадцать, а
выпустил вообще десять. Эта требовательность — родом из ГИТИСа. Но я горд тем,
что мои выпускники почти все получили высшее образование, звания и успешно
работают и у нас, и в других театрах. Они стали хорошими артистами, мне за них
не стыдно!
С севера до юга
ГИТИС
Юрченко окончил с отличием. Удивительно, но у него хватало времени на все — обзавестись
семьей, работать на радио, телевидении, озвучивать картины на «Мосфильме» и
даже вести драмкружок. А первым местом работы молодого актера стал Астраханский
областной драматический театр имени Кирова — жить молодой семье с маленьким
сынишкой было негде, а там давали жилье.
— Там
проработал я пять лет, — вспоминает Валерий Иванович. — Потом рванули мы на
Север, в Петрозаводск — шутка ли, двойная зарплата! В этом потрясающем краю я
отдал сцене восемь лет. И театр там был великолепный. Именно в Петрозаводске я
сделал и первые шаги в кино — снялся в литовском фильме «Люди на болоте», где
играл Юозас Будрайтис.
Потом
в его жизни будет еще много фильмов и съемок — на «Мосфильме», киностудиях в
Одессе, Киеве, Минске. Будет любимый всеми фильм «Женские радости и печали»,
где он сыграет главную роль, будет знаменитая «Битва за Москву» и другие
картины. Вот только амплуа останется неизменным — военный, защитник Родины
Герой и даже дважды Герой Советского Союза. По иронии судьбы единственную
предложенную ему «гражданскую» роль Юрченко так и не сыграет. Но об этом позже.
А
пока семья актера снова меняет прописку. На этот раз — Днепродзержинск, где
буквально «с нуля» создается новый музыкально-драматический театр. Валерий
Иванович идя туда, думал не только о себе. Достойное место в новом коллективе
займет и его супруга — хормейстер, выпускница Московской консерватории,
закончившая, к тому же, аспирантуру института имени Гнесиных. Впрочем, новый
театр дал и самому Юрченко попробовать себя в новом амплуа.
— В
Петрозаводске играл я, в основном, интеллигентов-сволочей, а здесь прикоснулся
к классическому репертуару — сыграл профессора Хиггинса в «Моей прекрасной
леди» в постановке Александра Барсегяна, потрясающего режиссера из Харькова, — вспоминает
он. — Но тут снова пошли съемки и в итоге мне сказали: выбирай — или театр, или
кино. Роль была уже почти отснята, поэтому я ушел из театра. Доснялся в Одессе
— и приехал в Севастополь, в театр Луначарского. Вот так, как говорил мой
коллега Владимир Тишаев, я и «зацепился за Крым». Но жилья в Севастополе не
было. Временно меня приютила комендант здания — у нее было восемь собак и шесть
кошек. И со всеми я подружился! Целый год мы с женой провели порознь. В итоге с
трудом поменяли трехкомнатную квартиру в Днепродзержинске на однокомнатную в
Севастополе …
В
Севастополе моему собеседнику пришлось пережить разные моменты. Бурный старт с роли
Буслая в «Пороге» Дударева сменился застоем и уже привычными ролями
интеллигентов-алкоголиков. Потом — новый всплеск, связанный с приходом в театр режиссера
Владимира Петрова.
— Именно
при нем я сыграл свои основные роли — Матадора в «Арене» Фридберга, разведчиков
в пьесах Юлиана Семенова, — говорит Юрченко. — В то время театр Луначарского
вообще был на подъеме — четыре года аншлагов, потрясающие ежегодные гастроли
Рига — Вильнюс — Таллинн — Ленинград — Москва. Именно Петров сделал меня настоящим
актером. А потом его пригласили главным в Киев, в театр Леси Украинки… Перед
нами стал вопрос: куда дальше? Приглашали меня в Ригу, звали в Харьков, в
Кишинев сватали … Мы с женой ломали голову — куда ехать?
В
итоге Юрченко выбрал… Симферополь. Узнав о том, что худрук Крымского
академического русского драматического театра имени Горького Анатолий Новиков,
видевший его во многих спектаклях, «имеет на него виды», позвонил сам.
— Приехал,
меня тут же оформили — с тех пор уже двадцать четвертый сезон пошел, — улыбается
Валерий Иванович. — Отсюда уже, наверное, никуда — я полюбил своего режиссера,
ведь Анатолий Григорьевич меня многому научил. Да и первая моя роль в этом
театре была знаковой — в пьесе «И аз воздам» я сыграл Боткина, врача
императорской семьи. Многие вначале говорили: «Зачем ты сюда приехал? Это не
твой театр!». А оказалось — это и моя труппа, и мой театр, и мой город.
А
вот с кино пришлось проститься. Ту самую единственную «гражданскую» роль — секретаря
обкома партии в фильме «Человек из черной «Волги» он так и не сыграл. Новиков
поставил условие — или театр или кино. Юрченко выбрал театр.
«В
каждой роли есть зона ада и зона рая»
— Актер
кино и актер театра — абсолютно разные профессии, — убежден Валерий Иванович. —
И ближе мне, безусловно, театр. Здесь есть возможность примерить на себя разные
характеры, разные судьбы… Новиков научил меня никогда не играть на сцене плохих
людей — только хороших. Я всегда адвокат своих героев — и любителя «клубнички»
Кучумова из «Бешеных денег», и крестьянина-чудика Мультика в спектакле по пьесе
Дударева «Еще не вечер», и деда Федота из «Рябины кудрявой» Александра
Коровкина — ролью, над которого работаю сейчас. Очень люблю Малую сцену — это
постоянный «крупный план», именно тот случай, когда кино — рядом. Фальшивить
здесь нельзя, кричать — тоже. Новая сцена — особая манера игры, особое общение.
Именно на ней я сыграл одну из своих любимых ролей — Бориса Олеговича в
«Афинских вечерах» с одной из моих любимых партнерш — Ларисой Терентьевной
Бойко, которой, к сожалению, уже нет с нами.
Валерий
Юрченко убежден: на роль в вечернем спектакле нужно «заводиться» в течение
всего дня, и признается:
— Думаю, в каждой роли есть зона ада зона рая.
Вот эти вещи надо постоянно искать. Бывает, чем проще внешне материал, тем он
сложнее, тем больше думаешь, как вовлечь зрителей в орбиту твоего героя, чем
удивить, приковать внимание. Однако нельзя просто идти на поводу у зрителя,
надо быть всегда на метр-два впереди.
Говорят,
даже для самого успешного, знаменитого актера, лучшая роль — еще не сыгранная.
О какой же роли мечтает Валерий Юрченко?
— Западная
классика и еще Достоевский — это мой стон, — признается юбиляр. — Хотелось бы
сыграть Грегори Соломона в «Цене» Артура Миллера. А еще одна моя мечта — Фома
Опискин из «Села Степанчикова и его обитателей». И я знаю, что все равно это
сыграю!
В конце нашей беседы речь зашла о юбилее.
— Когда я это семидесятилетие проскочил, то от
творческого вечера отказался, — улыбается Валерий Иванович. — Потому, что не понимаю
и не принимаю эту форму творчества. Ведь за вечер надо выступить в шести-семи
ролях и показать, что ты не актер по большому счету, а лицедей — тут
прикинулся, тут переключился… Идет просто обесценивание профессии, какое-то
неуважение — причем, исходящее от самого актера. А ведь актер, по большому
счету, это глубина, это миссия, это проповедь, это, прежде всего, исповедь.
Если в актере есть исповедническое начало, он обязательно состоится!
"КВ" № 109 от 10 октября 2013 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий