Елена
РАСКИНА, Москва.
Специально
для «Крымского времени»
Пятьдесят лет назад не стало Эдит Пиаф. О
великой французской певице мы попросили рассказать московского литератора, доктора
филологических наук Елену Раскину. Почему именно её? Не так давно вместе со
своим мужем историком и писателем Михаилом Кожемякиным Елена Юрьевна написала
пьесу «Воробушек». Она — о жизни «великой Эдит». К слову, в середине сентября
жители Феодосии могли видеть этот спектакль на Втором Международном поэтическом фестивале «Алые
паруса».
На
свете есть много неповторимых голосов и прекрасных вокалистов. Но лишь единицы
из них входят в историю и становятся звуковым воплощением своей страны, ее
неповторимого духа и очарования. Эдит Пиаф, парижский «воробышек», — это голос
Франции, сначала нищей и отверженной, потом — всей страны (богатой или нищей — не
важно!), с ее неповторимым дыханием и утонченной культурой. В нашей с Михаилом
Кожемякиным двухактной пьесе «Воробышек», посвященной Эдит Пиаф, мы пытались
дать определение такой хрупкой и ускользающей субстанции, как красота,
заключенная в звуках человеческого голоса. Об этой субстанции и о феномене
«малышки Эдит» у нас в пьесе рассуждает Тео Сарапо, муж и последняя любовь
великой певицы. Он так определяет сущность очарования Эдит: «Ее душа, дамы и
господа, была еще прекрасней, чем голос! Я это говорю наверняка, потому что я
ее любил… Вот такую — взъерошенную, упрямую, обидчивую, гордую! И удивительно
сильную и добрую, как будто вся сила и доброта мира звучала в ее голосе! И как
будто сама Франция говорила ее устами! А вместе с Францией — сама Красота!».
Голос Бельвиля
Сначала,
впрочем, ничего не предвещало такого стремительного взлета. Была уличная
певичка, худенькая (если не сказать — тощая!), маленькая и хрупкая, как
воробей, и такая же взъерошенная. Она ходила по улицам Парижа вместе со своей
подружкой и «черным ангелом» Симоной Берто и пела. Таких певцов и музыкантов на
улицах Парижа — множество. И тогда, в начале 1930-х годов, и сейчас. И все они
неизменно веселы и жизнерадостны — в любую погоду и при любом заработке. Такова
Франция — ее жители грустят лишь в исключительных обстоятельствах и
предпочитают печали бесшабашную веселость. «Малышка Эдит» была бельвильской
певицей, а это значит, что в престижных и богатых районах она пела редко (пока
не заметят полицейские). Полицейские, впрочем, порой разрешали ей петь и на
богатых улицах и даже угощали плохими папиросами — таково было обаяние этого
исключительного таланта.
А
Бельвиль в начале 1930-х был опасным районом, пристанищем для всякого рода
авантюристов и, конечно, для воровских авторитетов. Один из таких авторитетов
(Андре Валетт) «контролировал» Эдит и отбирал у нее большую часть скудных
гонораров. А оставшимся Эдит делилась со своей названой сестрой, Симоной Берто,
своим «черным ангелом» или, попросту говоря, пиявкой.
Дочь циркача
Родители
юной Эдит не могли о ней позаботиться. Отец — солдат Первой мировой войны и
отставной циркач Луи Гассион — человек в общем-то добрый и даже в чем-то
благородный, но опустившийся, стремительно спивался и не обходил стороной ни
одного бельвильского кабака. Мать, бывшая певица Анита Майяр, выступавшая
некогда под псевдонимом Лина Марса, бросила малютку-дочь на попечение мужа, а
тот, уходя на Первую мировую, отдал Эдит своей матушке, «почти святой»,
содержательнице борделя в небольшом нормандском городке. В борделе Эдит и жила
и вволю насмотрелась на несчастных девчонок, у которых нет ни мужей, ни детей,
ни будущего. Падшие создания из бабушкиного борделя воспитывали Эдит, как
своего ребенка, — кормили, купали, пели ей незатейливые песенки. В раннем
детстве девочка была слепой, но потом чудом исцелилась. Мадемуазель из борделя,
Титин, водила маленькую Эдит к могиле святой Терезы из Лизье. И свершилось чудо
— святая Тереза вернула Эдит зрение. Случилось это 25 августа 1921 года. Эдит
было тогда всего шесть лет.
Луи
Гассион забрал малютку-дочь к себе. Это не значило, что Эдит обрела дом: такой
роскоши не было и у самого героя Первой мировой. Отец и дочь кочевали по
Франции вместе с бродячим цирком: Эдит ассистировала отцу в его гимнастических
выступлениях. Попросту говоря, держала в крохотных ручках консервную банку, в
которую зрители бросали монеты. Так она и выросла — без дома, в постоянных
скитаниях. Луи Гассион, впрочем, пользовался большим успехом у женщин. Каждая
из его новых подруг норовила назвать Эдит дочерью, но девочка не признавала
новоявленных мамаш.
Когда
Эдит повзрослела, она стала пением зарабатывать себе на жизнь. Теперь
консервную банку, в которую прохожие бросали монеты, держала Симона Берто,
отбиравшая у Эдит добрую долю выручки. Но Эдит, как ни странно, любила Симону и
все ей прощала, как сестре.
Папа Лепле
И вот
однажды случилось чудо. Около Эдит остановился хорошо одетый господин. И слушал
он пение юной уличной певички так внимательно, что Эдит почувствовала: вот оно,
свершилось! Она так молилась о том, чтобы петь когда-нибудь не на улице, а в
больших залах, где ярко светят люстры и где много хорошо одетых, улыбающихся
людей! Она так мечтала о том, что кто-нибудь всерьез заинтересуется ее голосом!
И этот «кто-то» явился! Хорошо одетый господин оказался известным парижским
антрепренером, хозяином престижного кабаре «Жернис». Спасителя Эдит звали Луи
Лепле, и этот человек обладал тонким чувством красоты. Он сразу разглядел в
«парижском воробышке» неограненный алмаз, будущую звезду.
Луи
Лепле жил один, у него не было детей. К Эдит он относился по-отечески, и
девушка вскоре стала называть его «папа Лепле». Мсье Лепле ввел Эдит в
артистическую среду: теперь ей помогали многие — певица Ивонна Балле, антрепренер
и поэт Раймон Ассо. Но Эдит не захотела бросать Симону и потащила ее за собой в
новую, необыкновенную жизнь. Симона отчаянно завидовала Эдит и считала себя
более достойной счастья и славы. В трагедии, разыгравшейся далее, современники
и потомки винили то Симону — «черного ангела» Эдит Пиаф, а то и саму Эдит. Но
если вина Эдит в случившемся и была, то только косвенная.
«Папу
Лепле» убили в собственной квартире, ночью, выстрелом в голову. Убийца вскрыл
стоявший в квартире Лепле сейф и забрал деньги. Убил он хозяина квартиры,
по-видимому, случайно. Знал, что Лепле возвращается домой поздно, но неожиданно
наткнулся на хозяина. Пришлось стрелять — чтобы не оставить свидетелей.
Полиция
подозревала, что ниточка от этого убийства тянется к Бельвилю, а от Бельвиля — к
старому знакомому Эдит Пиаф вору Андре Валетту. Кто же мог сообщить ему, где
живет Луи Лепле и, главное, что у него в квартире — денежный сейф? Скорее
всего, Симона Берто, но подозревали и саму Эдит.
Для
певицы наступили черные дни. Кабаре «Жернис» закрылось. Господа и дамы из
артистической среды отшатнулись от Эдит, считая ее соучастницей убийства.
Симону Берто забрали в приют для несовершеннолетних. Полицейские допрашивали
Эдит, но арестовывать не стали — не было прямых доказательств ее вины.
Легионер и поэт Раймон Ассо
И тут
на сцену вышел еще один спаситель — на этот раз им оказался антрепренер и поэт
Раймон Ассо, этакий французский Николай Гумилев, в прошлом — офицер спаги и
Иностранного легиона, долгое время служивший в Африке. Ассо — автор знаменитой
патриотической песни, которую Эдит Пиаф бесстрашно исполняла и перед
гитлеровцами, захватившими Париж. Эта песня называется «Вымпел легиона» и
рассказывает о бесстрашных солдатах Иностранного легиона, составляющих и поныне
славу Франции.
Раймон Ассо разыскал всеми оставленную,
несчастную Эдит и подарил ей новую, прекрасную жизнь. В нашей пьесе Эдит так
рассказывает об этом: «Раймон сделал из меня звезду. Ему и папе Лепле я обязана
всем, кроме таланта. Талантом я обязана Господу Богу. Раймон писал слова для
моих песен. Он познакомил меня с чудесной женщиной, которую я называю Гит.
Маргерит Моно, композитор. (…) Я уже не пою песни улицы.
Раймон создал новую Пиаф: красивую, изящную, в
маленьком черном платье, виртуозно причесанную — волосок к волоску. Я полюбила
серьезные книги и стихи Рембо и Верлена, которые Раймон читал мне нараспев,
набивая табаком свою трубку. Я полюбила и самого Раймона. Как я могла остаться
к нему равнодушной, если у него — голубые глаза и он — бывший легионер! Мой
командир удалил Симону, просто вышвырнул ее из моей жизни, как пустую
консервную банку. Одну из тех, в которые она так любила собирать мои деньги! А
чтобы никто из Бельвиля не осмелился напомнить мне о прошлом и занять место
Андре Валетта, Раймон собрал своих друзей, бывших легионеров. И они навели на
окраины Парижа такой страх, что имя Эдит Пиаф там теперь произносят с
почтительным придыханием».
Раймон
Ассо был страстно влюблен в Эдит Пиаф. Любовь к ней он сохранил до конца своей
жизни. Раймон пережил свою воспитанницу и возлюбленную, его последними словами
было: «Я иду к тебе, Эдит!». А вот Эдит, увы, не смогла в полной мере оценить
благородную рыцарскую душу Раймона. Виной тому стала его излишняя властность.
Эдит, бельвильская сорвиголова, этакий Гаврош в юбке не терпела, когда ею
командуют. А Раймон Ассо, как и полагается бывшему офицеру, командовать слишком
любил. Но, тем не менее, именно он огранил алмаз по имени «Эдит Пиаф» и сделал
свою воспитанницу и возлюбленную «великой Эдит».
В расцвете славы
Во
время Второй мировой войны Эдит Пиаф исполняла патриотический французский
репертуар, несмотря на явную угрозу со стороны гитлеровцев-оккупантов. Она
помогала воинам Сопротивления и стала национальной гордостью Франции. А после
войны отправилась покорять Соединенные Штаты Америки, где и встретила главную
любовь своей жизни, боксера Марселя Сердана.
О любви
Эдит и Марселя написаны многие тома. Эдит увековечила эту страсть в своих
песнях. Правда, этой любви мешало то, что Марсель был женат, имел двоих сыновей
и не собирался разводиться. Сердан погиб в авиакатастрофе, когда летел к Эдит.
Она так и не смогла оправиться от этой потери — за целую жизнь не смогла.
Словом, да здравствует любовь,
дамы и господа! Только любовь делает нас достойными вечности! Потому что любовь
— это вечная жизнь…
"Крымское время" №109 10 октября 2013г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий