пятница, 25 октября 2013 г.

«Безносый» — исторический триллер пока лишь для газеты


ЮСТИНИАН II (669-711). ФРЕСКА В ФЕССАЛОНИКАХ


«Юстиниан был человеком нарочито религиозным — с истинной верой и жизнью в соответствии с ее заповедями такие внешние проявления обычно не имеют ничего общего. На его монетах впервые появилось изображение Иисуса Христа с латинской надписью Iesus Christus rex regnantium — «Иисус Христос — правитель правителей». На обороте изображен сам Юстиниан с не менее красноречивой надписью Iustinianus servus Christi«Юстиниан, раб Божий». Однако своими деяниями император недвусмысленно доказывал (впрочем, не он первый и не он последний в истории), что религиозность служила лишь оправданием вершимых им преступлений».
             Александр Кравчук, «Галерея византийских императоров»

К мрачной и трагической фигуре Юстиниана II я подбирался давно, и рассказ о его злодеяниях, частично творившихся и в Крыму, должен был появиться в «КВ» в конце 2011 года — как раз 7 декабря (или 4 ноября —?) 711 года Юстиниан лишился короны вместе с головой.… Но накапливавшийся материал требовал иной формы изложения: я уже видел роскошный исторический фильм с дорогими декорациями и костюмами — хотелось писать сценарий. Возможно, этот фильм когда-нибудь и создадут — сюжет того стоит.… А автору этих строк, увы, приходится держаться своего привычного амплуа.

Римский папа МартинI
Мрачный фон
Все, кому приходилось писать о Юстиниане II, отмечают чудовищную жестокость императора. Стоит сказать, что он жил и действовал в жуткие времена. После падения Западной Римской империи (476 н.э.) Византия (Восточная Римская империя с центром в Константинополе) оставалась последним бастионом цивилизации в мире варварства. Но и византийские нравы бросают в дрожь.
В 602 году законного императора Маврикия сверг узурпатор Фока, грубый и невежественный солдафон. Сыновей Маврикия обезглавили одного за другим на глазах у отца — один из них был грудным младенцем. Потом головы лишился сам Маврикий, через три года в монастыре были удавлены вдова и дочери Маврикия и жена старшего из его сыновей. Правление Фоки (602-610) — один из самых жутких эпизодов европейской истории. Но на каждого узурпатора есть свой узурпатор. Фоку сверг и казнил Ираклий, родом армянин из Каппадокии, сын византийского экзарха (наместника) Африки. Ираклий I (610-641) основал династию — Ираклейскую — и Юстиниан II, наш герой, приходился Ираклию I праправнуком по прямой линии. Ираклий I в истории — фигура положительная.
Сэр Джон Джулиус Норвич, автор интереснейшей «Истории Византии» полагает, что звериная жестокость Юстиниана II — результат некого психологического расстройства. Норвич указывает, что «душевное нездоровье» омрачало «последние годы жизни Ираклия», черты помешательства проявлял и Констант II. Эта же болезнь у Юстиниана II «быстро набирала силу, превратив императора в монстра, чьими определяющими чертами стали патологическая подозрительность и неутомимая жажда крови».
Констант II (641-668) — дед нашего героя. Совершенно патологический экземпляр. Именно Констант в 655 году сослал (после жесточайших издевательств) в Херсонес римского папу Мартина I. Император Констант велел убить собственного брата. Констант II  был настолько ненавидим в Константинополе, что последние годы жизни вынужден был провести на Сицилии, в Сиракузах. В конце концов, слуги, не выдержав неистовой тирании императора, утопили Константа II в бане.
Константин IV (668-685) — отец нашего героя. Стал императором в 16 лет, правил совместно с братьями — Тиберием и Ираклием. Вроде бы не отличался особой жестокостью, успешно воевал с арабами. Цитировавшийся выше Дж. Норвич полагает, что Константин IV был психически адекватен. Но осенью 681 года «перемкнуло» и этого императора — он низложил и велел отрезать носы у братьев — Тиберия и Ираклия. С такими дедом и отцом — каким должен был вырасти Юстиниан?!

Император: первая попытка
Юстиниан II, как и его отец, взошел на престол очень молодым, даже, пожалуй, юным — в 16 или 17 лет. Российский историк С.Б.Дашков, автор сборника биографий византийских венценосцев, справедливо пишет, что лучшим прозвищем для Юстиниана было бы определение «Неистовый». В самом деле, юный Юстиниан — сгусток энергии, он исключительно деятелен, мобилен, его хватает на все. Возможно, правы те, кто указывает не только на жестокость Юстиниана, но и на его военные и административные способности. «Начало его правления было достаточно многообещающим», — констатирует Дж. Норвич. Юстиниан II провел (лично!) целый ряд успешных военных операций против опасных соседей Византии — болгар и арабов. Успешной была переселенческая политика императора — он расселял славян-земледельцев в малозаселенных провинциях Малой Азии. Так со временем появился многочисленный класс свободных крестьян (стратиотов) — надежный и дешевый резерв для набора рекрутов. Земли для стратиотов Юстиниан отбирал у крупных провинциальных землевладельцев, чем приводил их в ярость.
Но амбициозные военные, переселенческие и градостроительные мероприятия молодого государя требовали огромных денег. Непомерно возросли налоги, взымаемые с неумолимой жестокостью. Заботы о пополнении казны Юстиниан II возложил на своего доверенного евнуха Стафана Перса и логофета геникона (министра финансов) Феодота, монаха-расстригу. Эти двое терроризировали огромную империю! Феодот, например, прославился тем, как он боролся с «кризисом неплатежей»: высокопоставленных чиновников, не обеспечивших поступлений в казну, подвешивали на веревках над горящей (тлеющей) соломой, пока несчастные не начинали задыхаться в едком дыму.
А Стефан Перс, жуткое страшилище, которого не видели без бича в руках, как-то в отсутствие императора велел высечь … вдовствующую императрицу Анастасию, мать самого Юстиниана! И ведь высекли — «как секут розгами детей», поясняет византийский летописец.
Рассорился Юстиниан II и с патриархом Константинопольским Каллиником. Представьте только себе: император решил снести старинную церковь близ своего дворца, желая на ее месте устроить беседку и ложи для встреч со своими сторонниками — мы бы сейчас их назвали спортивными «фанатами». Так вот, Каллинику было велено благословить … разрушение храма. «Слава тебе, Христе, терпящему все!» — других слов патриарх и найти не мог.
Но и это не все. В конце 691 года Юстиниан II созвал в Константинополе Вселенский собор, который ввел новые формулировки 102 канонов. В истории этот собор значится как Quinisextum — «Пято-Шестой». А в Рим отправили приказ папе Сергию: безоговорочно одобрить! А Сергий этого не сделал: Западное христианство уже начало отмежевываться от Восточного. Тогда Юстиниан II послал в Рим некого Захария с поручением: арестовать папу Сергия и доставить на расправу в Константинополь. Но Сергий был весьма популярной в Италии фигурой, видимо, куда более могущественной, чем сосланный 36 лет назад в Херсонес папа Мартин. Когда Захарий явился в резиденцию папы, народ окружил дворец и разогнал византийских солдат. Захарий спасся от расправы… под кроватью римского папы. Сергий I (папа в 687-701) проявил великодушие, и посланцу Юстиниана дали убраться под оскорбительный рев толпы.
Итак, что же мы получаем? К 695 году Юстиниан II был в контрах с церковью, земельной аристократией и — это главное — с жителями столицы, страдающими от налогов и дороговизны. Как всегда бывает в таких случаях, нужен был только решительный человек — и этот человек нашелся.

Константинопольский патриарх Каллиник
Государственный переворот
Удачливый византийский полководец Леонтий чем-то вызывал недовольство (гнев закончился бы иначе) императора и на три года угодил в тюрьму. В 695 году Юстиниан велел Леонтия отпустить, дал ему новую должность и потребовал немедленно отправиться морем к месту службы. Провожали Леонтия два видных духовных лица — настоятели монастырей Павел и Григорий. Леонтий, видимо, человек в годах, сетовал: «Мне остается горький конец жизни». Но духовные лица нашли нужные слова не только для утешения. Нет сомнения, что в центре заговора в пользу Леонтия стоял патриарх Каллиник, который даже обратился к толпе с речью; Леонтий сначала разгромил и выпустил всех узников из тюрьмы, где сидел сам, а потом собрал народ у храма Софии. Не встретив серьезного сопротивления, разъяренная толпа ворвалась во дворец (основную силу составляли «фанаты» — «голубые», Юстиниан поддерживал «зеленых»), Юстиниана приволокли на ипподром и бросили к ногам Леонтия. Толпа требовала казни, но победитель проявил милосердие — забегая вперед, скажу, что он об этом горько пожалеет. Юстиниану II отрезали нос и язык — так обычно пишут. Точнее было бы употребить старинное русское слово «урезание»: речь шла не о том, чтобы искалечить, а о том, чтобы обезобразить. Византийцы считали, что их император должен быть телесно совершенен…
Точной даты, увы, мы не знаем, известен лишь год — 695-й. Десятилетнее правление Юстиниана закончилось для неистового императора ужасно, но все же лучше, чем для его министров. Ненавистные евнух Стефан Перс и логофет Феодот были сожжены заживо на форуме Быка. К месту казни их волокли за ноги…
Император Леонтий сослал поверженного Юстиниана в самый глухой уголок своей империи — в Херсонес.

Мощные стены и башни Херсонеса внушали ужас и ненависть ссыльному экс-императору Юстиниану II

Ссылка и бегство
«Херсонес эпохи средневековья (он тогда назывался Херсоном) был богатым благоустроенным городом со своим водопроводом, разветвленной канализационной сетью, ровными мощеными улицами, по-своему комфортабельными жилыми домами, большим количеством богато украшенных базилик и купольных храмов, множеством мелких церквей и часовен. Херсон — приморский город— поддерживал оживленные связи со многими пунктами византийской империи и другими странами», — читаем мы в хорошо знакомой крымчанам книжке В.Даниленко и Р.Токаревой «Башня Зенона».
Думаю, что все там было не так уж прекрасно, и нравы — при всем обилии базилик и часовен — царили полуварварские. Для Юстиниана насильственное переселение в Херсонес было, конечно, катастрофой. Из-за «подрезанного» языка бывший самодержец шепелявил, а изуродованный нос, надо полагать, повергал его в отчаяние, ужас, гнев…
Ринотмет (или Риномет) — «Безносый» — отныне Юстиниана иначе не называли! В религиозных текстах я нашел и другое его прозвище, которого до этого не встречал: «Карконос» — т.е. « с отрезанным носом». Ужасно!
Юстиниан до свержения успел жениться. Мы не знаем, кто была его жена и как сложилась ее судьба. Дочь, Анастасия, осталась в Константинополе: возможно, малолетство спасло ее от монастыря. В каких условиях Юстиниан проживал в Херсонесе? Возможно, в сносных. Но местные власти, конечно, следили за ссыльным пристально и, не исключено, указывали ему место без особого почтения.
Во всяком случае, пока в Константинополе на престоле восседал Леонтий, Юстиниан, накапливая в душе жажду мщения, вел себя более-менее тихо. Но со временем он привык к своему уродству, а неугомонная натура требовала: действуй! В 998 году Юстиниан заявил херсонеситам: я верну себе трон.
Дело в том, что на излете 998 года в Константинополе сменился император. Леонтия сверг друнгарий (адмирал) Апсимар, — судя по имени, германец — он вступил на византийский престол под именем Тиберия III. Свергнутому Леонтию урезали нос и отправили доживать свои дни в монастырь — видимо, пожилой человек уже не казался опасным. А вот Юстиниану было всего лишь около тридцати лет. И в Херсонес летит приказ Тиберия III: выслать Юстиниана в Константинополь! По другой версии, местные власти, встревоженные всплеском активности Юстиниана, сами решили то ли выслать Ринотмета на расправу Тиберию, то ли тихонечко удавить ссыльного монарха подушкой…
Почуяв опасность, Юстиниан из Херсонеса бежал…
"Крымское время" №114 от 24 октября 2013г. 

Окончание следует.

Комментариев нет:

Отправить комментарий