пятница, 4 октября 2013 г.

«Гнездо глухаря»: новое прочтение в эпоху постмодерна



 Марина ГУСАРОВА
Фото Виталия ПАРУБОВА


 ...Просторная, шикарно обставленная квартира. Антикварная мебель, а на стенах — иконы вперемешку с африканскими масками. Нет, это не обитель современного нувориша — это жилище высокопоставленного советского номенклатурщика Степана Алексеевича Судакова, главного героя пьесы Виктора Розова «Гнездо глухаря», написанной еще в далеких семидесятых.
То, что скандальная сенсация советской драматургии легла в основу первого спектакля нового театрального сезона Крымского академического русского драматического театра, — не случайность. Скорее, новое прочтение. Ведь «Гнездо глухаря» здесь уже ставили — в 1979-м. Да еще повезли на гастроли в Киев. Спектакль прошел с небывалым ажиотажем: практически все билеты скупили партийные руководители.
И вот снова Розов. Новый взгляд на нашумевшую пьесу, многие эпизоды которой звучат в эпоху постмодерна особенно ярко.
Степан Судаков Анатолия Бондаренко, внешне буквально источающий силу и благополучие, внутренне слаб. Он боится всего — а вдруг обскачут его конкуренты по карьерной лестнице или кто узнает, что его дети не просто гордятся отцовской коллекцией икон, а молятся перед ними. А то, что его родной сын Пров (Александр Соловонюк) загремел в милицию и вовсе вызывает у него приступ неподдельного ужаса.
По «законам» партийно-номенклатурного жанра живет и все семейство Судаковых. Тем более что частенько посещают их дом иностранцы, перед которыми семейный ансамбль в составе супруги Степана Алексеевича Натальи Гавриловны (Наталья Малыгина), его дочери Искры (Елена Сорокина), зятя Георгия Самсоновича Ясюнина (Игорь Бондзик) и вышеупомянутого сына Прова разыгрывают сценки «а ля рюсс» с кокошниками, сарафанами, гармошками и деревянными ложками. Мол, вот вам загадочная русская душа нараспашку!
Правда, домочадцев Судакова от подобной самодеятельности давно тошнит. Дочь-журналистка смутно подозревает, что муж нашел кого-то на стороне. Сын (во многом из чувства протеста) находит себе «не ту» девушку — Зоя (Яна Мармиль) учится не в престижной английской, а в обычной школе, мать (Инна Аносова) торгует в овощном ларьке, отец — в тюрьме. Мягко говоря, неподходящая партия!
Чиновный зятек Георгий Ясюнин — отдельная тема. Парень умный, школу с золотой медалью окончил, университет — с красным дипломом… Однако без выгодной женитьбы не видать бы отличнику высокой должности, как своих ушей… Увы, именно он, главная надежда Судакова, наносит тестю в спину подлый и сокрушительный удар, не просто обойдя его по карьерной лестнице, но и променяв Искру на Ариадну Коромыслову — дочь еще более высокого начальника. Далеко пойдет паренек…
Для режиссера-постановщика спектакля Анатолия Новикова (на этот раз вышедшего на сцену в роли иностранного гостя Дзирелли) эта премьера была непростой: в новом прочтении было очень важно не ошибиться, не сфальшивить. На помощь, как всегда, пришел главный принцип Горьковского — рассматривать сложные нравственные, исторические и даже политические темы через призму человеческих, семейных отношений.
«Гнездо глухаря» — не столько ретро-пьеса, сколько спектакль-размышление, позволяющий молодежи лучше понять наше недавнее прошлое, а зрителям постарше — сравнить быт и нравы тогдашних и нынешних хозяев жизни. В чью пользу будет это сравнение, догадаться нетрудно. Собирающий иконы и картины, гордящийся Мандельштамом и Цветаевой в личной библиотеке Степан Судаков на фоне нынешней «элиты» предстает записным интеллектуалом и чуть ли образцом нравственности. Да мы уже и представить себе не можем, как может чиновник такого масштаба не знать телефона прокурора или начальника милиции. Ведь современные «сынки» не портфели, как дурашка Пров, у прохожих на улице выхватывают, а людей давят на остановках, убивают, насилуют… Наверное, Виктор Розов даже не догадывался, что, посмотрев сегодня его обличительную пьесу, мы в очередной раз поймем, как хорошо, как чисто жили мы в «брежневскую» эпоху развитого социализма…

"КВ" №  106 от 3 октября 2013 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий