Марина ГУСАРОВА
Фото Виталия ПАРУБОВА
...Просторная,
шикарно обставленная квартира. Антикварная мебель, а на стенах — иконы
вперемешку с африканскими масками. Нет, это не обитель современного нувориша — это
жилище высокопоставленного советского номенклатурщика Степана Алексеевича
Судакова, главного героя пьесы Виктора Розова «Гнездо глухаря», написанной еще
в далеких семидесятых.
То, что скандальная сенсация советской
драматургии легла в основу первого спектакля нового театрального сезона
Крымского академического русского драматического театра, — не случайность. Скорее,
новое прочтение. Ведь «Гнездо глухаря» здесь уже ставили — в 1979-м. Да еще
повезли на гастроли в Киев. Спектакль прошел с небывалым ажиотажем: практически
все билеты скупили партийные руководители.
И
вот снова Розов. Новый взгляд на нашумевшую пьесу, многие эпизоды которой
звучат в эпоху постмодерна особенно ярко.
Степан
Судаков Анатолия Бондаренко, внешне буквально источающий силу и благополучие,
внутренне слаб. Он боится всего — а вдруг обскачут его конкуренты по карьерной лестнице
или кто узнает, что его дети не просто гордятся отцовской коллекцией икон, а
молятся перед ними. А то, что его родной сын Пров (Александр Соловонюк)
загремел в милицию и вовсе вызывает у него приступ неподдельного ужаса.
По
«законам» партийно-номенклатурного жанра живет и все семейство Судаковых. Тем
более что частенько посещают их дом иностранцы, перед которыми семейный
ансамбль в составе супруги Степана Алексеевича Натальи Гавриловны (Наталья
Малыгина), его дочери Искры (Елена Сорокина), зятя Георгия Самсоновича Ясюнина
(Игорь Бондзик) и вышеупомянутого сына Прова разыгрывают сценки «а ля рюсс» с
кокошниками, сарафанами, гармошками и деревянными ложками. Мол, вот вам
загадочная русская душа нараспашку!
Правда,
домочадцев Судакова от подобной самодеятельности давно тошнит. Дочь-журналистка
смутно подозревает, что муж нашел кого-то на стороне. Сын (во многом из чувства
протеста) находит себе «не ту» девушку — Зоя (Яна Мармиль) учится не в
престижной английской, а в обычной школе, мать (Инна Аносова) торгует в овощном
ларьке, отец — в тюрьме. Мягко говоря, неподходящая партия!
Чиновный
зятек Георгий Ясюнин — отдельная тема. Парень умный, школу с золотой медалью
окончил, университет — с красным дипломом… Однако без выгодной женитьбы не
видать бы отличнику высокой должности, как своих ушей… Увы, именно он, главная
надежда Судакова, наносит тестю в спину подлый и сокрушительный удар, не просто
обойдя его по карьерной лестнице, но и променяв Искру на Ариадну Коромыслову — дочь
еще более высокого начальника. Далеко пойдет паренек…
Для
режиссера-постановщика спектакля Анатолия Новикова (на этот раз вышедшего на
сцену в роли иностранного гостя Дзирелли) эта премьера была непростой: в новом
прочтении было очень важно не ошибиться, не сфальшивить. На помощь, как всегда,
пришел главный принцип Горьковского — рассматривать сложные нравственные,
исторические и даже политические темы через призму человеческих, семейных
отношений.
«Гнездо
глухаря» — не столько ретро-пьеса, сколько спектакль-размышление, позволяющий молодежи
лучше понять наше недавнее прошлое, а зрителям постарше — сравнить быт и нравы
тогдашних и нынешних хозяев жизни. В чью пользу будет это сравнение, догадаться
нетрудно. Собирающий иконы и картины, гордящийся Мандельштамом и Цветаевой в
личной библиотеке Степан Судаков на фоне нынешней «элиты» предстает записным
интеллектуалом и чуть ли образцом нравственности. Да мы уже и представить себе
не можем, как может чиновник такого масштаба не знать телефона прокурора или
начальника милиции. Ведь современные «сынки» не портфели, как дурашка Пров, у прохожих
на улице выхватывают, а людей давят на остановках, убивают, насилуют… Наверное,
Виктор Розов даже не догадывался, что, посмотрев сегодня его обличительную
пьесу, мы в очередной раз поймем, как хорошо, как чисто жили мы в «брежневскую»
эпоху развитого социализма…
Комментариев нет:
Отправить комментарий