среда, 28 августа 2013 г.

К 400-летию дома Романовых. Роза на книжной полке


Игорь АЗАРОВ

Эта книга так роскошна, что сама подобна розе. Она написана и издана с огромной любовью — к прекрасным цветам, к Крыму и крымчанам, к нашей истории. Вот, к примеру, в 1902 году на Парижской весенней выставке садоводства золотую медаль получила чайная роза, выведенная Луи Левеком, — крупный темно-красный цветок. Назывался этот сорт «Император Николай II». Вы что-то знали об этом?


Издательство «Бизнес-Информ» выпустило в свет том редкостной красоты — монументальный труд Юты Арбатской и Константина Вихляева «Ливадия — цветочная корона Дома Романовых».
Если говорить коротко, перед нами — очерки истории крымского декоративного цветоводства, даже уже— розоводства. Тема, согласитесь, специальная, на любителя. Так бы это и было, если авторам не хватило бы мастерства положить рассказ о разведении роз в Крыму на широкий исторический фон. Мы можем узнать не только о милых цветочках. Вереница лиц пройдет перед вдумчивым читателем: цветоводы, садовники, торговцы, князья, цари и царицы. Мы прикоснемся к истории аристократических имений южнобережья, к судьбам их владельцев, кстати, и венценосных.
Превращая свои крымские владения в сказочные, райские кущи, Романовы и их близкие — это выходило как бы само собой — весь Крым делали огромным цветущим садом. Не только родовитая знать, но и простые люди стремились сделать окружающий их мир если не лучше, тог хотя бы уютнее, чище, красивее.
Но авторы броским названием невольно сузили масштаб своей работы. Розы в Крыму были и до Романовых, и после Романовых. От седой древности до конца XX века излагается в книге Арбатской и Вихляева взаимная любовь человека и розы. Но именно императорская Ливадия будет в центре повествования. Ливадия и ее хозяева.
Конечно, авторы рассказывают не только об августейших «садоводах». С огромным уважением называются в книге имена тех, кто своим трудом превращал сады и парки Крыма в благоухающие оазисы.
Карп Фрейндлих — он работал в Царском Селе, но добился славы ведущего специалиста в деле разведения роз во всей Российской империи. Любопытно, кстати, имеет ли он отношение к Алисе Бруновне Фрейндлих?
А вот Эдуард Рентер именно Ливадии отдал более двадцати лет жизни. Он был подданным Австро-Венгрии, но когда в 1914 году разразилась Первая Мировая война, мирный садовник принял российское подданство и остался верен Ливадии.
Трудами таких людей на рубеже XIX-XXвеков Южный берег Крыма превратился в громадный сказочный цветник — «золотой век» крымских роз, как указывают авторы книги, приходится именно на эти годы. Красота Крыма завораживала.
Знаменитый поэт К.Р. (великий князь Константин Константинович Романов) прямо писал, что к стихотворчеству его подвигли розы Крыма: «После завтрака… отправились в Алупку. День чудесный. Розы всевозможные там в полном цвету, сад задыхается там от пьянящей красоты. Было так хорошо и чудесно, что я стал Богу молиться, а потом уселся под сводом Большой арки замка и стал глядеть на безмолвное, безбрежное море.… И мне захотелось самому сочинять стихи…»
Увы, этой идиллии был отпущен короткий век. Не нужно, очевидно, объяснять, чем обернулось для Ливадии ее превращение в «санаторий для бесплатного лечения крестьян на 500 коек». Больные (до 90% — туберкулезные!), невежественные люди, которым предстояло неизбежное возвращение к каторжному труду и нищете, громили дворец и парк. Авторы меланхолично отмечают: «В архиве имеются десятки, если не сотни, жалоб садовников и рабочих на вандализм отдыхающих и хищническое разграбление парка».
…Лишь «эпоха застоя» (ныне вспоминается, как сон упоительный) — 60-80-е годы XX века — вновь стали «золотыми» для крымских садов и парков.
С распадом Союза развалилось и деградировало практически все, не исключая, конечно, и крымского декоративного цветоводства. Как замечают авторы, «сегодня мы можем найти лишь жалкие остатки былого великолепия».
Наши читатели прекрасно знают, как «новые хозяева», совершенно равнодушные к Крыму, свои и чужие, относятся к садам, паркам, дворцам, историческим и культурным памятникам: как варвары.
С осторожным оптимизмом Арбатская и Вихляев заглядывают в будущее, полагая, что для той же Ливадии, возможно, «не все еще потеряно». Да, их книга о прошлом. Но адресована она тем, кто смотрит в будущее. Крым — уникальный дар природы. Не погубите его, сохраните, восстановите, дайте новый импульс — вот так звучит сверхзадача труда о крымских цветоводах.
Об авторах. Юта Ярославна Арбатская — главный ландшафтный архитектор Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника. Константин Анатольевич Вихряев — историк, краевед, президент «Ассоциации любителей роз Крыма». Так что не стоит удивляться тому, как в их совместном исследовании удачно сочетаются научность и увлекательность.
Книга «Ливадия — цветочная корона Дома Романовых» не только роскошное, богато иллюстрированное подарочное издание.
С момента выхода в свет это уже и библиографическая редкость — тираж издания весьма мал.

Тем престижнее будет такая «роза» на ваших книжных полках!

"Крымское время" №91 от 29 августа 2013 

Комментариев нет:

Отправить комментарий