среда, 29 января 2014 г.

«Свой характер… Свой стиль»




 В Этнографическом музее открылась шестая выставка памяти Рудольфа Подуфалого

 Марина  ГУСАРОВА
 Фото автора

В минувшую пятницу в выставочном зале Крымского Этнографического музея представили уже шестую по счету экспозицию памяти известного крымского искусствоведа Рудольфа Подуфалого. На этот раз свои работы представили самодеятельные художники, многим из которых Рудольф Трофимович дал путевку в творческую жизнь.
Название экспозиции не случайно. Это выдержка из публикации Подуфалого, посвященной итогам одной из выставок самодеятельных художников. Ведь, в отличие от многих своих собратьев-искусствоведов, он не относился к так называемым «любителям» с пренебрежением высоколобого интеллектуала, напротив, более сорока лет разрабатывал для них многочисленные проекты — пленэры, семинары, выставки самодеятельных мастеров.
Многие из пятидесяти девяти авторов 116 работ, представленных на выставке, организованной совместными усилиями Ассоциации заповедников и музеев Крыма и Этнографического музея при активном участии Объединения искусствоведов и художественных критиков полуострова, Рудольфа Трофимовича знали лично и до сих пор благодарны ему за профессиональные советы и конструктивную критику.
 — Рисовать я начал еще смолоду, но нигде не учился, — вспоминает старейший участник выставки, 87-летний лесничий из Щебетовки Алексей Маркович Песегов. — Поэтому советы Рудольфа Трофимовича стали для меня настоящей школой. Здесь представлены мои графические работы, есть у меня и скульптуры. Тематика одна — природа, ведь вся моя жизнь связана с крымскими лесами. Считаю, что, объединяя самодеятельных художников, Подуфалый делал очень большое дело, которое необходимо продолжать и сегодня.
Автор одной из самых необычных работ, представленных на выставке, — «Рисунок Леонардо, оживший в компьютере» Елена Жданова признается:
 — Эта картина навеяна стихотворением Рудольфа Трофимовича. А если говорить обо всей истории моего общения с этим удивительным человеком, то познакомил нас общий друг — художник Александр Юрьев. Тогда я, начав заниматься живописью уже в достаточно взрослом возрасте, очень боялась показывать Рудольфу Трофимовичу свои работы, которые он хотел отобрать для выставки «Арт-наив». Когда он рассматривал картины, лицо его буквально засветилось — и эта встреча стала одной из самых ярких и позитивных в моей жизни. Именно тогда я поняла, как этот человек умел окрылять людей, давать им уверенность в своих силах.
 — Я один из тех, кто был в приятельских отношениях с Рудиком, — говорит руководитель художественной студии «Анис» дворца культуры Алушты Владимир Фурсов. — Еще одной его страстью, о которой мало кто знает, было собирать анекдоты. Помню, как он рассказывал их, снимал очки — и смеялся, как пацан!
 — Даже близко общаясь с людьми, мы не всегда способны оценить истинный масштаб личности, — замечает доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Крымской астрофизической обсерватории и близкий друг Подуфалого Борис Владимирский. — Порой требуется время, чтобы осознать, что общался с человеком поистине выдающимся. Здесь — именно то случай. Отсутствие Рудольфа Трофимовича сегодня ощущается особенно остро, ведь он всегда считал себя не профессионалом, а «особо проницательным зрителем». И такого «особо проницательного зрителя» нам сегодня очень не хватает. 



 Наверное, именно этот «зрительский» взгляд помогал Рудольфу Подуфалому никогда не оказываться в плену так называемых «стереотипов профессионала», увидеть в творчестве самодеятельных мастеров искру Божью. Итог показателен: Владимир Филатов и Александр Кропко уже давно переквалифицировались из любителей в профессионалы. А остальные художники, среди которых директор совхоза, руководитель предприятия, водитель троллейбуса, токарь, строитель, фрезеровщик, продолжают все свое свободное время отдавать творчеству, радуя и себя, и зрителей. Конечно, это не означает, что все представленные на выставке работы — сплошные шедевры. Придирчивым взглядом можно увидеть здесь и банальность, и подражательство и даже откровенную кустарщину. Но есть в экспозиции и по-настоящему талантливые работы, которые сделали бы честь и профессионалу. Выходит, усилия Рудольфа Подуфалого все же не пропали даром. 



 Еще одним сюрпризом выставки стала презентация библиографического указателя «Рудольф Трофимович Подуфалый» — плода совместной работы Ассоциации заповедников и музеев Крыма о Объединения искусствоведов и художественных критиков полуострова. И нам очень отрадно, что в этой книге, где собраны статьи об искусствоведе, именные указатели публикаций самого Подуфалого и статей о нем, есть фамилии корреспондента «КВ» Алексея Васильева и автора этих строк. Впрочем, появление указателя его создатели считают лишь первым шагом, вторым должен стать сборник самих искусствоведческих статей Рудольфа Подуфалого, не теряющих актуальности и сегодня. 

"КВ" №  10  от 30 января 2014 г. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий