Алексей АРУНЯН, фото автора
В странах бывшего Советского Союза 15 августа принято отмечать День археолога. В свой профессиональный праздник Мангупская археологическая экспедиции пригласила в гости представителей руководства автономии, администрации Бахчисарайского заповедника и крымских СМИ. «Крымское время» решило воспользоваться приглашением.
Чем меньше сенсаций, тем лучше
Крепость Мангуп в далекие времена средневековья была столицей княжества Феодоро. На данный момент городище на плато горы-останца Баба́-Даг является уникальным археологическим памятником, наглядно отражающим историю Крыма от периода ранней Византии до завоевания Османской империей.
Главной достопримечательностью Мангуп-Кале являются останки замка — укрепленной резиденции правителей княжества.
— Цитадель была построена в середине XIV века, — рассказывает бессменный руководитель экспедиции на Мангупе Александр Герцен.
— Она была укрепленной резиденцией, в которой были церкви, хозяйственные постройки, оборонительные пещерные казематы и казематы другого назначения.
На данный момент главная гордость мангупских «копателей в прошлом» находится на реставрации. Увы, уникальный объект постоянно подвергается интенсивному разрушению. Так, этой зимой разрушилась значительная часть кирпичной кладки вывозной турецкой калитки. И сейчас юные археологи — практиканты исторического факультета ТНУ — восстанавливают разрушенные участки.
Александр Герцен выразил опасение, что из-за постоянных механических повреждений памятник может быть бесследно утерян. На данный момент запланированы масштабные работы по укреплению северо-восточного фасада цитадели, без которых комплекс Мангуп-Кале может лишиться своей главной достопримечательности.
Но не цитаделью единой жив Магуп! Количество извлеченных из глубин веков строений и предметов впечатляет. Среди них — остатки многочисленных храмовых сооружений: церковь святого Георгия, церковь святого Константина, уникальный для Крыма восьмигранный храм Константина и Елены. С нескрываемой гордостью Александр Герцен рассказывает о найденных в практически нетронутом виде двух полях сражений между войсками княжества Феодоро и Османской империи. Среди находок на территории битвы — множество турецких стрел, пуль и обломки пушечных ядер...
Мангупскими археологами найдено и немало средневековых монет. По словам Александра Германовича, самым «монетным» объектом является караимский храм — кенаса. В прошлом году число найденных там денежных знаков составило 300 единиц, в этом году — еще 100. Культовое сооружение караимов Мангупа является недоисследованным объектом. Сейчас, на его месте ведутся консервационные работы: археологи укрепляют стены, подготавливая их для дальнейших исследований в будущем году. Ожидается, что к реставрационным работам здесь присоединятся и международные организации.
Кстати, в плане сотрудничества со специалистами из-за рубежа мангупские археологи не испытывают трудностей. Вдохновленные успехами своих крымских коллег, историки из Польши и Германии активно оказывают помощь в раскопках на Мангуп-Кале. Постоянным партнерами крымчан в исследовании средневекового городища является и молодежный туристический клуб из Воронежа.
В этом году в результате раскопок не было обнаружено сенсационных находок. И этому обстоятельству археологи очень… рады.
— Мы работаем по определенной программе и проводим исследования, прирезаясь к уже имеющимся участкам. Я не могу сказать, что мы нашли то, что потрясает наше воображение и меняет наше представление. Как раз наоборот, наши первоначальные предположения, основанные на начальном этапе наших раскопок, находят подтверждение. И это для нас — более важный результат, — пояснил свое скептическое отношения к сенсационным находкам Александр Герцен.
Золотая жила для «черных» археологов
Тема «черной» археологии является одной из наиболее болезненных для исследователей Мангупа. Они стараются не употреблять этот термин, заявляя, что занятие нелегальных «раскопщиков» не имеет ничего общего с их наукой. «Гробокопатели» (именно так называют незваных гостей Мангупа местные археологи) основательно перерыли окрестности городища, что вызывало разрушительные последствия. Излюбленными же объектами «черных» археологов являются скифо-сарматские склепы. Сейчас участникам экспедиции приходится приводить в надлежащее состояние разворованные «гробокопателями» подземные помещения V—VIII веков.
Археологам не разу не удавалось задержать вандалов. Те стараются проводить раскопки в период между полевыми экспедиционными сезонами. Рейды, которые проводила милиция, также не увенчивались успехом. Мангупские археологи предполагают, что у «гробокопателей» есть четко отлаженая система оповещения, что позволяет им безнаказанно заниматься вандализмом. Бывали случаи, когда патрульные группы заставали на местах «черных» раскопок бутылки с водой и инструменты, которые по всей видимости были в спешке брошены нелегальными «любителями старины».
Работа по отлову и пресечению грабительских раскопок налажена очень и очень слабо. Фактически этим всерьез занимается только СБУ, а другие службы не считают это важной обязанностью. Хотя ограбления исключительно масштабны, — с грустью констатирует Александр Герцен.
«Чтобы провал меньше проваливался...»
Еще одной темой, неприятно удививший гостей мангупской экспедиции, стал вопрос о платном входе на территорию городища. Местные лесники потребовали приобрести входной билет даже… у водителя машины, которая везла журналистов на место раскопок. Заплатив 50 гривен, наш шофер получил от сотрудников лесничества корешок, в котором значилось, что плата взимается за «предоставление услуг».
Журналисты поинтересовались, насколько обоснованы такие меры у главного VIP-гостя на Дне археолога — вице-премьера автономии Екатерины Юрченко. Зампред Совета министров затруднилась дать точный ответ и поручила разобраться в проблеме присутствовавшему на празднике руководителю Бахчисарайского заповедника.
— Сейчас есть специальная программа пополнения специального фонда всех природно-заповедных объектов. Все лесничества подчиняются Киеву — Министерству экологии. У них есть программа о сохранении природно-заповедного фонда, на который собираются средства. Если это все в рамках закона, если есть расчеты, сметы, они должны это публично представить, — отметила Екатерина Юрченко.
Лесники, с которыми пообщались журналисты на обратном пути, убеждали собеседников, что в своих действиях руководствуются распоряжением главы райгосадминистрации и поручением директора лесхоза. Но когда журналисты попросили предъявить сами документы, регулирующие взимание платы за «вход в провал», сотрудники лесничества предпочли «съехать с темы». По их словам, взимание платы за посещение Мангупа связано с наступлением пожароопасного периода. При этом какая связь существует между повышенным риском воспламенения леса и введением платы за вход, лесники ответить также затруднились.
По их словам, по окончании пожароопасного периода (то есть, с октября) с посетителей Мангупа плата взыматься не будет. А пока, чтобы окунуться в магический мир древности и насладиться красотой плато Баба́-Даг, туристам, к сожалению, приходится выворачивать карманы…
Приглашаем в нашу группу о Менгупе!
ОтветитьУдалитьhttp://vkontakte.ru/club638182