Марина ГУСАРОВА
Фото Алексея ВАСИЛЬЕВА
Такой
выставки в Крымском этнографическом музее точно никогда не было! В рамках уже
анонсированного в нашей газете проекта «Мое хобби» здесь открылась экспозиция
«Гармошки звонкий голосок», где было представлено около полусотни инструментов
из коллекции Валентина Наумкина. Среди них — гармоники губные, тульские,
вятские, саратовские, баяны, немецкие и итальянские кнопочные аккордеоны и даже
австрийский бандонеон!
Древнейшим
прародителем одного из самых демократичных инструментов, по мнению
исследователей, является китайский язычковый духовой инструмент шэн. А вот
первые гармоники в России появились в конце XVIII века. И уже в середине XIX века кустарное
производство этих инструментов наладили в Тульской, Вологодской, Новгородской и
Вятской губерниях. Гармонь становится поистине народным инструментом — в России
вырастает целая плеяда мастеров и исполнителей-самоучек, многие из которых
могут заткнуть за пояс и профессионалов.
Из
их числа — и Валентин Наумкин. Мальчишка из мордовской деревни, освоивший
профессии телеграфиста, зубного техника, служивший на атомной подлодке, через
всю жизнь пронес пламенную страсть к гармони.
— Собирать свою коллекцию я начал лет сорок
назад, — рассказывает Валентин Павлович. — Скажу даже точнее: это был 1972 год
— именно тогда я сделал свою первую гармошку из немецкого аккордеона, который
привез с войны мой отец. И с тех пор просто прикипел душой к этому инструменту!
Наумкин
признается — вначале идея выставки ему не очень нравилась и вот почему:
— Конечно,
мечтал я раньше сделать концертный зал, хранить там эти инструменты и
профессиональных гармонистов приглашать, чтобы играли. А в музей — как в могилу
ставить!
Впрочем,
открытие экспозиции вышло вовсе не сухим и скучным. «Разогрел» публику ансамбль
«Российская песня», а вскоре на импровизированную сцену в зале музея вышел уже
сам коллекционер. Сначала уверенно взял в руки восьмиголосную гармонь, сделанную
горьковскими мастерами, потом — саратовскую, работы знаменитого мастера Петра
Текучева, которую отец Валентина Павловича, тоже знатный гармонист, заказал
себе на девяностолетие — и из-под пальцев одна за другой полились известные
всем мелодии! Играл, как жил — свободно, радостно, от сердца. Наверное, такой
игрой и покорил Наумкин слушателей на I Международном фестивале «Играй,
гармонь!» в Новосибирске.
— Гармонистами
были и мой дед, и даже мама, — улыбается собеседник. — В маминой деревне,
кстати, только женщины играли — мужики это дело не жаловали, считали
баловством. Вообще гармонь тогда в деревне центром жизни была: не у телевизора
диван протирали — пели на завалинке, плясали, на каруселях ярмарочных катались
— там даже специальные гармонисты были — но теперь этот пласт культуры уже
практически потерян. Умирает деревня, уходит и гармонь… А ведь как играли — особенно
на свадьбах. Сколько под мою гармонь девчонок наших замуж повыходило — не
сосчитать!
Вернуть
гармонь людям, особенно молодому и даже юному поколению — именно такую
сверхзадачу ставят перед собой организаторы выставки, которая продлится до 21
марта. А с 24 февраля по 2 марта, когда заиграет широкая Масленица, в этих
стенах для крымских школьников пройдут театрализованные представления,
организованные Крымским этнографическим музеем и Крымским университетом
культуры, искусств и туризма.
В
этот день здесь не ждали множества посетителей — и Украина, и Крым все еще
находились во власти политического противостояния. Но люди пришли, чтобы
отдохнуть душой и зарядиться оптимизмом — хотя бы от этой частушки:
Трудновато
стало жить,
Да не время нам тужить,
Мы с гармошкой и частушкой
Все сумеем пережить!
Комментариев нет:
Отправить комментарий