понедельник, 31 марта 2014 г.

Людмила Касьяненко: «Патриотическая русская идея в нашем театре присутствовала всегда!».




 Марина ГУСАРОВА
 Фото автора

 Всемирный день театра, который все почитатели этого вида искусства отмечают сегодня, — прекрасный повод пообщаться с крымскими служителями Мельпомены. Накануне праздника мы уже по традиции отправились в Крымский академический русский драматический театр имени Горького — поговорить о творческих планах, а главное — о том, как новый статус Республики Крым повлияет на жизнь одного из старейших театров на постсоветском пространстве, с завлитом Людмилой Касьяненко. 


 — Всемирный День Театра мы всегда встречали премьерами — не изменили традиции и в этом году, — улыбается Людмила Григорьевна. — В самом начале апреля на Малой сцене состоится премьера спектакля под названием «Прости меня» по пьесе современного российского драматурга Игоря Германа. Автор пьесы, актер по профессии, живущий в сибирском городе Минусинске, ее жанр определяет как мелодраму. Это история о любви и измене, о том, как в жизни каждого человека наступает такой момент, когда можно или жить воспоминаниями о прошлых обидах, или все-таки простить и смело идти к новому счастливому будущему. Перед таким выбором оказывается главная героиня спектакля, когда в ее жизни вновь появляется бывший муж и отец ее дочери. Ставит спектакль Виктор Навроцкий. Это камерная пьеса, в которой всего три персонажа, но заняты в ней наши лучшие творческие силы: в разных составах героиню играют Татьяна Павлова и Людмила Федорова, героя — Сергей Ющук и Дмитрий Кундрюцкий, а дочь — Яна Мармиль.
 Следующая апрельская премьера — спектакль диаметрально противоположный. На Основной сцене зрители увидят пьесу классика французской драматургии Жана Франсуа Реньяра «Любовное безумие». У нее очень интересная сценическая судьба — было время, когда она была безумно популярна, потом ее стали ставить гораздо реже, но сейчас мы снова увидели в ней благодатный материал для создания яркого театрального действа. С одной стороны, здесь есть комедийная запутанная интрига, с другой — лирическая составляющая и, конечно, возможность для полета фантазии и режиссера, и хореографа, и актеров. Будет много танцевальных номеров, интересное пластическое и музыкальное решение. Режиссер-постановщик спектакля — Юрий Хаджинов, а заняты в нем в основном молодые актеры — Елена Ципилева, Андрей Чаквитая, Александр Денисенко, Дарья Рухадзе, Эльмира Погосян. Это будет молодежный, яркий, зрелищный, по-настоящему театральный спектакль.
 — Если не ошибаюсь, на подходе и третья премьера?
 — Да, только выйдет она не в апреле, а чуть позже. Это спектакль по одной из лучших пьес Александра Николаевича Островского — «Без вины виноватые». Думаю, в представлении эта пьеса не нуждается, ведь буквально с момента ее написания в 1883 году началось ее триумфальное шествие по всем русским театрам. А вот у нас «Без вины виноватые» играли очень давно. И, когда мы опять обратились к этой пьесе, то создали новую сценическую редакцию — современное прочтение, которое свойственно уже XXI веку, но ни в коей степени не искажает авторскую идею. Репетирует «Без вины виноватые» художественный руководитель театра Анатолий Новиков с очень опытным и мощным актерским составом — Светланой Кучеренко, Валерием Юрченко, Инной Аносовой, Игорем Бондзиком. И, конечно, молодыми актерами Дмитрием Еременко, Ниной Станиславской, Юлией Дудченко. Надеемся, что этот спектакль станет достойным воплощением русской классической драматургии в нашем репертуаре.
— Насколько я знаю, к Островскому и вообще к русской классике в вашем театре всегда было особое отношение…
— Мы всегда помнили, помним и будем помнить, что мы — старейший русский театр Крыма, оплот русской театральной культуры на полуострове. Еще сто лет назад, в начале прошлого века, пресса отмечала: «Симферопольский театр — самое крупное театральное дело Юга России». Год назад в интервью с вами я сказала: Островского никогда не бывает много! Так вот, спектакль «Без вины виноватые» будет уже шестой пьесой Островского в нашем репертуаре. И это не много, это очень и очень хорошо — именно на такой драматургии должны воспитываться не только молодые актеры, но и наш молодой зритель. Ведь молодежь в силу искаженной школьной и вузовской программы многие произведения русской классики просто не знает. В этом контексте отмечу особо: в репертуаре нашего театра — тринадцать спектаклей по произведениям русской классики, Это цвет русской драматургии — пьесы Лермонтова Чехова, Гоголя, Найденова, Грибоедова и, конечно, Островского. Причем, на этом мы останавливаться не собираемся — будем думать о новых постановках русской классики и современной российской драматургии. Тем более, что у нас уже сложились тесные контакты и с российскими драматургами — москвичами Александром Коровкиным и Натальей Демчик, Валентином Красногоровым из Санкт-Петербурга. Надеемся, на плодотворное творческое содружество и с Игорем Германом. В свое время мы поставили подряд три пьесы еще одного российского драматурга Олега Данилова, который тоже считает наш театр своим. Как только увидит свет его новая пьеса, мы, конечно, к ней обратимся.
В последнее время в Крыму наблюдается настоящий наплыв российских деятелей спорта, культуры. Были ли гости и у вас?
— С нашим коллективом встретились ректор ВГИКа Владимир Малышев и прекрасный кинорежиссер Юрий Кара. Их рассказ о том, как развивается сегодня искусство в России, произвел глубокое впечатление. В вопросе понимании основной миссии, функции искусства в современной жизни эти люди действительно говорят с нами на одном языке.
— Как вы считаете, даст ли вхождение Республики Крым в состав Российской Федерации новый импульс развитию вашего театра?
— Безусловно! Патриотический дух, подъем, который сегодня царит в обществе, бесспорно, коснется и людей искусства. Но здесь самое главное — не скатиться в конъюнктуру, не ставить пьески-однодневки на потребу времени. А вот если в контексте этой патриотической идеи переосмыслить и воплотить какое-то произведение русской классической драматургии — это другое дело. Кстати, именно наш театр в свое время первым создал спектакль по инсценировке романа Пикуля «Фаворит», который шел на нашей сцене долгие годы. Трудно назвать более патриотичный и связанный с Крымом материал. Также только два театра Советского союза — Малый, а потом и наш — поставили пьесу «И аз воздам» о последних днях царской семьи. Так что русская идея в нашем театре присутствовала всегда!
— В этом году ваш театр отметит значимую дату — 70-летие трагической гибели подпольной группы «Сокол»…
Десятого апреля у нас, как всегда, пройдет митинг памяти наших актеров-патриотов. А накануне — восьмого и девятого апреля — мы играем спектакль «Они были актерами», уже ставший визитной карточкой театра. Он в нашем репертуаре уже с 1973 года, было несколько редакций. Играем мы его, в первую очередь для школьников и молодежи — именно юному поколению сегодня не хватает патриотического духа, и его обязательно нужно воспитывать. Когда они приходят на спектакль и понимают, что это было здесь, в нашем здании, что на эту сцену семьдесят лет назад выходили эти герои, не пожалевшие жизни для победы над фашизмом, то совершенно по-другому воспринимают эти события. Помню, как после спектакля мальчик лет десяти спросил у мамы: «Так что это, правда, было здесь, в Симферополе?». Это тот катарсис, ради которого и стоит работать.
— Вы, наверное, единственный театр, где играют спектакль о себе…
— Выходит, да. «Сокол» — единственная патриотическая подпольная группа, которая создавалась именно из работников театра. Да, отдельные актеры, режиссеры, художники вели подпольную работу, но такого, как в Симферополе, не было больше нигде. Для борьбы с врагом объединились творческие, неординарные личности — Перегонец, Добкевич, Барышев. Не секрет, что гений и злодейство порой совмещаются в одном человеке, что было немало известных и даже великих творцов, человеческие качества которых вызывали много вопросов. Но здесь мы имеем дело не только с талантливыми актерами, сценографами, но и людьми с большой буквы. Они для нашего театра — и память, и гордость, и символ несгибаемости и патриотизма. 

"КВ" №  28 от 27 марта 2014 г.





1 комментарий:

  1. Уважаемая Людмила (извините, на сайте театра не нашла вашего отчества). Я Любовь Герасимова, обращаюсь к вам от имени инициативной группы авторов из Новосибирска "Частная коллекция". Во-первых, рады приветствовать вас как представителя того культурного сообщества Крыма, которое, уверены, внесло свой вклад в то, что стало возможным такое всколыхнувшее всех сознательных и адекватных россиян событие! Наш родной Крым, который мы обожали и не забывали с молодости, земля Чехова, Грина, Волошина, Цветаевой - снова с нами, наша, а не "заграничная"! А во-вторых, у "Частной коллекции" к вам интерес как к завлиту: дело в том, что мы - несколько авторов-драматургов, пишем мы не по канонам "Новой драмы", "Дебюта" или Коляды, а в традициях русской сцены и русской драматургии. Наши пьесы не какие-нибудь графоманские, а, как минимум, вполне профессиональные, получившие одобрительные оценки людей сцены, но, что называется, в ограниченном кругу: среди нас есть авторы, входившие в шорт-листы конкурса "Действующие лица", в нашем портфеле есть пьесы, благожелательно встреченные провинциальными и столичными режиссёрами, актёрами. Уверены, что такие авторы и пьесы есть не только у нас в Новосибирске. Однако по какой-то загадочной инерции в информационном поле утвердилось мнение, что есть только Вырыпаев или Курочкин, пригодные только для экзерсисов Серебренникова, Богомолова или Бархатова, а нормальных авторов нет. Вот чтобы разбить эту стену, мы и хотим познакомить вас с нашими работами. Они о современной жизни, на современном материале, но без чернухи и порнухи. Хотелось бы переслать наши пьесы на вашу почту, но я не нашла е-mail'ов на сайте театра, да к тому же сейчас боязно посылать материалы на адреса с расширением ua. Если вы будете так любезны сообщить координаты связи с вами, будем очень признательны и рады сотрудничеству. Любовь Герасимова, авторская группа "Частная\ коллекция", Новосибирск. e-mail: teremok2008@mail.ru

    ОтветитьУдалить