Марина ГУСАРОВА
Фото
автора
Всемирный день театра, который все почитатели
этого вида искусства отмечают сегодня, — прекрасный повод пообщаться с
крымскими служителями Мельпомены. Накануне праздника мы уже по традиции
отправились в Крымский академический русский драматический театр имени Горького
— поговорить о творческих планах, а главное — о том, как новый статус
Республики Крым повлияет на жизнь одного из старейших театров на постсоветском
пространстве, с завлитом Людмилой Касьяненко.
—
Всемирный День Театра мы всегда встречали премьерами — не изменили традиции и в
этом году, — улыбается Людмила Григорьевна. — В самом начале апреля на Малой
сцене состоится премьера спектакля под названием «Прости меня» по пьесе
современного российского драматурга Игоря Германа. Автор пьесы, актер по
профессии, живущий в сибирском городе Минусинске, ее жанр определяет как
мелодраму. Это история о любви и измене, о том, как в жизни каждого человека
наступает такой момент, когда можно или жить воспоминаниями о прошлых обидах,
или все-таки простить и смело идти к новому счастливому будущему. Перед таким
выбором оказывается главная героиня спектакля, когда в ее жизни вновь
появляется бывший муж и отец ее дочери. Ставит спектакль Виктор Навроцкий. Это
камерная пьеса, в которой всего три персонажа, но заняты в ней наши лучшие
творческие силы: в разных составах героиню играют Татьяна Павлова и Людмила
Федорова, героя — Сергей Ющук и Дмитрий Кундрюцкий, а дочь — Яна Мармиль.
Следующая
апрельская премьера — спектакль диаметрально противоположный. На Основной сцене
зрители увидят пьесу классика французской драматургии Жана Франсуа Реньяра
«Любовное безумие». У нее очень интересная сценическая судьба — было время,
когда она была безумно популярна, потом ее стали ставить гораздо реже, но
сейчас мы снова увидели в ней благодатный материал для создания яркого
театрального действа. С одной стороны, здесь есть комедийная запутанная
интрига, с другой — лирическая составляющая и, конечно, возможность для полета
фантазии и режиссера, и хореографа, и актеров. Будет много танцевальных
номеров, интересное пластическое и музыкальное решение. Режиссер-постановщик
спектакля — Юрий Хаджинов, а заняты в нем в основном молодые актеры — Елена
Ципилева, Андрей Чаквитая, Александр
Денисенко, Дарья Рухадзе, Эльмира Погосян. Это будет молодежный, яркий,
зрелищный, по-настоящему театральный спектакль.
— Если
не ошибаюсь, на подходе и третья премьера?
— Да,
только выйдет она не в апреле, а чуть позже. Это спектакль по одной из лучших
пьес Александра Николаевича Островского — «Без вины виноватые». Думаю, в
представлении эта пьеса не нуждается, ведь буквально с момента ее написания в
1883 году началось ее триумфальное шествие по всем русским театрам. А вот у нас
«Без вины виноватые» играли очень давно. И, когда мы опять обратились к этой
пьесе, то создали новую сценическую редакцию — современное прочтение, которое
свойственно уже XXI веку, но ни в коей степени не искажает авторскую идею.
Репетирует «Без вины виноватые» художественный руководитель театра Анатолий
Новиков с очень опытным и мощным актерским составом — Светланой Кучеренко,
Валерием Юрченко, Инной Аносовой, Игорем Бондзиком. И, конечно, молодыми
актерами Дмитрием Еременко, Ниной Станиславской, Юлией Дудченко. Надеемся, что
этот спектакль станет достойным воплощением русской классической драматургии в
нашем репертуаре.
— Насколько я
знаю, к Островскому и вообще к русской классике в вашем театре всегда было
особое отношение…
— Мы всегда
помнили, помним и будем помнить, что мы — старейший русский театр Крыма, оплот
русской театральной культуры на полуострове. Еще сто лет назад, в начале
прошлого века, пресса отмечала: «Симферопольский театр — самое крупное
театральное дело Юга России». Год назад в интервью с вами я сказала:
Островского никогда не бывает много! Так вот, спектакль «Без вины виноватые»
будет уже шестой пьесой Островского в нашем репертуаре. И это не много, это
очень и очень хорошо — именно на такой драматургии должны воспитываться не
только молодые актеры, но и наш молодой зритель. Ведь молодежь в силу
искаженной школьной и вузовской программы многие произведения русской классики
просто не знает. В этом контексте отмечу особо: в репертуаре нашего театра — тринадцать
спектаклей по произведениям русской классики, Это цвет русской драматургии —
пьесы Лермонтова Чехова, Гоголя, Найденова, Грибоедова и, конечно, Островского.
Причем, на этом мы останавливаться не собираемся — будем думать о новых
постановках русской классики и современной российской драматургии. Тем более,
что у нас уже сложились тесные контакты и с российскими драматургами —
москвичами Александром Коровкиным и Натальей Демчик, Валентином Красногоровым
из Санкт-Петербурга. Надеемся, на плодотворное творческое содружество и с
Игорем Германом. В свое время мы поставили подряд три пьесы еще одного
российского драматурга Олега Данилова, который тоже считает наш театр своим.
Как только увидит свет его новая пьеса, мы, конечно, к ней обратимся.
— В
последнее время в Крыму наблюдается настоящий наплыв российских деятелей
спорта, культуры. Были ли гости и у вас?
— С нашим
коллективом встретились ректор ВГИКа Владимир Малышев и прекрасный кинорежиссер
Юрий Кара. Их рассказ о том, как развивается сегодня искусство в России,
произвел глубокое впечатление. В вопросе понимании основной миссии, функции
искусства в современной жизни эти люди действительно говорят с нами на одном
языке.
— Как вы
считаете, даст ли вхождение Республики Крым в состав Российской Федерации новый
импульс развитию вашего театра?
— Безусловно!
Патриотический дух, подъем, который сегодня царит в обществе, бесспорно,
коснется и людей искусства. Но здесь самое главное — не скатиться в
конъюнктуру, не ставить пьески-однодневки на потребу времени. А вот если в
контексте этой патриотической идеи переосмыслить и воплотить какое-то
произведение русской классической драматургии — это другое дело. Кстати, именно
наш театр в свое время первым создал спектакль по инсценировке романа Пикуля
«Фаворит», который шел на нашей сцене долгие годы. Трудно назвать более
патриотичный и связанный с Крымом материал. Также только два театра Советского
союза — Малый, а потом и наш — поставили пьесу «И аз воздам» о последних днях
царской семьи. Так что русская идея в нашем театре присутствовала всегда!
— В этом году
ваш театр отметит значимую дату — 70-летие трагической гибели подпольной группы
«Сокол»…
— Десятого
апреля у нас, как всегда, пройдет митинг памяти наших актеров-патриотов. А
накануне — восьмого и девятого апреля — мы играем спектакль «Они были
актерами», уже ставший визитной карточкой театра. Он в нашем репертуаре уже с
1973 года, было несколько редакций. Играем мы его, в первую очередь для
школьников и молодежи — именно юному поколению сегодня не хватает патриотического
духа, и его обязательно нужно воспитывать. Когда они приходят на спектакль и
понимают, что это было здесь, в нашем здании, что на эту сцену семьдесят лет
назад выходили эти герои, не пожалевшие жизни для победы над фашизмом, то
совершенно по-другому воспринимают эти события. Помню, как после спектакля
мальчик лет десяти спросил у мамы: «Так что это, правда, было здесь, в
Симферополе?». Это тот катарсис, ради которого и стоит работать.
— Вы,
наверное, единственный театр, где играют спектакль о себе…
— Выходит, да.
«Сокол» — единственная патриотическая подпольная группа, которая создавалась
именно из работников театра. Да, отдельные актеры, режиссеры, художники вели
подпольную работу, но такого, как в Симферополе, не было больше нигде. Для
борьбы с врагом объединились творческие, неординарные личности — Перегонец,
Добкевич, Барышев. Не секрет, что гений и злодейство порой совмещаются в одном
человеке, что было немало известных и даже великих творцов, человеческие
качества которых вызывали много вопросов. Но здесь мы имеем дело не только с
талантливыми актерами, сценографами, но и людьми с большой буквы. Они для
нашего театра — и память, и гордость, и символ несгибаемости и патриотизма.
"КВ" № 28 от 27 марта 2014 г.
Уважаемая Людмила (извините, на сайте театра не нашла вашего отчества). Я Любовь Герасимова, обращаюсь к вам от имени инициативной группы авторов из Новосибирска "Частная коллекция". Во-первых, рады приветствовать вас как представителя того культурного сообщества Крыма, которое, уверены, внесло свой вклад в то, что стало возможным такое всколыхнувшее всех сознательных и адекватных россиян событие! Наш родной Крым, который мы обожали и не забывали с молодости, земля Чехова, Грина, Волошина, Цветаевой - снова с нами, наша, а не "заграничная"! А во-вторых, у "Частной коллекции" к вам интерес как к завлиту: дело в том, что мы - несколько авторов-драматургов, пишем мы не по канонам "Новой драмы", "Дебюта" или Коляды, а в традициях русской сцены и русской драматургии. Наши пьесы не какие-нибудь графоманские, а, как минимум, вполне профессиональные, получившие одобрительные оценки людей сцены, но, что называется, в ограниченном кругу: среди нас есть авторы, входившие в шорт-листы конкурса "Действующие лица", в нашем портфеле есть пьесы, благожелательно встреченные провинциальными и столичными режиссёрами, актёрами. Уверены, что такие авторы и пьесы есть не только у нас в Новосибирске. Однако по какой-то загадочной инерции в информационном поле утвердилось мнение, что есть только Вырыпаев или Курочкин, пригодные только для экзерсисов Серебренникова, Богомолова или Бархатова, а нормальных авторов нет. Вот чтобы разбить эту стену, мы и хотим познакомить вас с нашими работами. Они о современной жизни, на современном материале, но без чернухи и порнухи. Хотелось бы переслать наши пьесы на вашу почту, но я не нашла е-mail'ов на сайте театра, да к тому же сейчас боязно посылать материалы на адреса с расширением ua. Если вы будете так любезны сообщить координаты связи с вами, будем очень признательны и рады сотрудничеству. Любовь Герасимова, авторская группа "Частная\ коллекция", Новосибирск. e-mail: teremok2008@mail.ru
ОтветитьУдалить