Марина ГУСАРОВА
Фото автора и из архива КАТК
Эта выставка, открывшаяся на прошлой неделе в
Крымском академическом театре кукол, плавно соединила два праздника —
Международный день кукольника и Всемирный день театра. В фойе юным зрителям и
их родителям представили извлеченные из театральных запасников экспонаты,
многие из которых по-настоящему уникальны.
Нашим гидом любезно согласилась стать артистка
Крымского театра кукол, заслуженная артистка Крыма Дарья Ярошенко.
— В этом году ко Дню кукольника наши замечательные
художники Людмила Рестенко и Светлана Сафонова подготовили выставку кукол,
многие из которых уже давно хранятся в запасниках театра, — рассказывает
собеседница. — Они уже не «выходят» на сцену, но тоже хотят иметь своего
зрителя. Их достали, отреставрировали и дали им вторую жизнь.
Практически каждый из представленных экспонатов
представляет музейную ценность. Самый уникальный экспонат выставки —
антикварная кукла-мальчик, изготовленная в 20-х годах прошлого века.
— Создал ее, скорее всего, первый
художник-кукольник России Иван Зайцев, — поясняет Дарья Ярошенко. — Во всяком
случае, специалисты утверждают, что она сделана в технике того времени и в
манере Зайцева. Это деревянная кукла-марионетка венецианского театра в рост
четырехлетнего ребенка. Внутри ее — естественно, не современный поролон, а
опилки, Волосы — натуральные, глаза — настоящие глазные протезы, одета кукла в
бархатный костюм, обута в кожаные ботинки двадцать пятого размера — в общем,
смотрится предельно реалистично.
Появился здесь чудо-мальчик благодаря
симферопольцу, который подарил театру уникальную куклу. Еще один местный житель
принес сюда и «привет из тридцатых» — две великолепно сохранившиеся бумажные
куклы-агитки.
Еще один интересный экспонат — портретная кукла
художника Корниколы. Сходство с оригиналом практически абсолютное! Причем,
кукла эта не только портретная, но и игровая — к ее рукам прикреплены трости,
и, как поведала мне Дарья, в свое время она использовалась в различных шаржевых
номерах и капустниках.
— Все остальные куклы тоже «играли» в спектаклях
— к примеру, вот та Муха-Цокотуха на трости — в опере-балете «Муха-цокотуха»,
которую ставил Борис Азаров, — показывает собеседница один из экспонатов. —
Между прочим, спектакль этот даже внесен в кукольную энциклопедию Голдовского —
завлита театра имени Образцова! Это был настоящий балет, на каждой кукле
работали сразу три человека.
Тряпичные тростевые куклы из спектакля «По
щучьему веленью» выполнены в народном стиле. Рядом — так называемые паркетные
куклы из спектакля «Сноггл» — Мальчик и Девочка. Механика их действия проста и
сложна одновременно: свои ноги актер вставляет в ноги куклы и ходит по полу,
при этом управляя ее головой и туловищем.
Как магнит притягивают взгляд еще одни
уникальные работы — авторские костюмы из спектакля «Сказка о золотой рыбке»,
сделанные из настоящей итальянской парчи и расшитые вручную.
Отдельный разговор — о металлических куклах из
спектакля «Звездный мальчик» Бориса Азарова и художника Александра Чечика.
«Таких нет ни в одном театре Украины и России, — с гордостью говорит Дарья. —
При этом они еще и механизированы, способны полноценно работать, и представляют
уникальную музейную ценность».
Венчает выставку грандиозная декорация спектакля
«Золушка» — красавица-фея, на огромной шляпе которой расположился целый
оркестр. Все работы здесь авторские, но о фее — особый разговор: ее роскошный кринолин
из настоящего гобелена вышит стеклярусом и бисером вручную. Именно она,
кажется, защищает своим волшебством все собравшееся в фойе театра кукольное
братство.
Выставку, которая продлится до 31 марта, уже
посетило немало зрителей. В Крымском кукольном считают: подобные экспозиции —
это, конечно, хорошо, но мало. И мечтают о собственном стационарном музее, где
могли бы разместиться все куклы, ныне «отдыхающие» от трудов праведных в
театральных запасниках. Увы, есть проблема — нехватка помещений, но кукольники
надеются: новый статус Крыма даст новые возможности и их театру.
"КВ" № 28 от 27 марта 2014 г.
--
Комментариев нет:
Отправить комментарий