понедельник, 31 марта 2014 г.

Выставка бывших «артистов»






 Марина ГУСАРОВА
 Фото автора и из архива КАТК

 Эта выставка, открывшаяся на прошлой неделе в Крымском академическом театре кукол, плавно соединила два праздника — Международный день кукольника и Всемирный день театра. В фойе юным зрителям и их родителям представили извлеченные из театральных запасников экспонаты, многие из которых по-настоящему уникальны. 


 Нашим гидом любезно согласилась стать артистка Крымского театра кукол, заслуженная артистка Крыма Дарья Ярошенко.
— В этом году ко Дню кукольника наши замечательные художники Людмила Рестенко и Светлана Сафонова подготовили выставку кукол, многие из которых уже давно хранятся в запасниках театра, — рассказывает собеседница. — Они уже не «выходят» на сцену, но тоже хотят иметь своего зрителя. Их достали, отреставрировали и дали им вторую жизнь.
 Практически каждый из представленных экспонатов представляет музейную ценность. Самый уникальный экспонат выставки — антикварная кукла-мальчик, изготовленная в 20-х годах прошлого века.
 — Создал ее, скорее всего, первый художник-кукольник России Иван Зайцев, — поясняет Дарья Ярошенко. — Во всяком случае, специалисты утверждают, что она сделана в технике того времени и в манере Зайцева. Это деревянная кукла-марионетка венецианского театра в рост четырехлетнего ребенка. Внутри ее — естественно, не современный поролон, а опилки, Волосы — натуральные, глаза — настоящие глазные протезы, одета кукла в бархатный костюм, обута в кожаные ботинки двадцать пятого размера — в общем, смотрится предельно реалистично.
 Появился здесь чудо-мальчик благодаря симферопольцу, который подарил театру уникальную куклу. Еще один местный житель принес сюда и «привет из тридцатых» — две великолепно сохранившиеся бумажные куклы-агитки. 

 

 Еще один интересный экспонат — портретная кукла художника Корниколы. Сходство с оригиналом практически абсолютное! Причем, кукла эта не только портретная, но и игровая — к ее рукам прикреплены трости, и, как поведала мне Дарья, в свое время она использовалась в различных шаржевых номерах и капустниках.
 — Все остальные куклы тоже «играли» в спектаклях — к примеру, вот та Муха-Цокотуха на трости — в опере-балете «Муха-цокотуха», которую ставил Борис Азаров, — показывает собеседница один из экспонатов. — Между прочим, спектакль этот даже внесен в кукольную энциклопедию Голдовского — завлита театра имени Образцова! Это был настоящий балет, на каждой кукле работали сразу три человека.
 Тряпичные тростевые куклы из спектакля «По щучьему веленью» выполнены в народном стиле. Рядом — так называемые паркетные куклы из спектакля «Сноггл» — Мальчик и Девочка. Механика их действия проста и сложна одновременно: свои ноги актер вставляет в ноги куклы и ходит по полу, при этом управляя ее головой и туловищем.
 Как магнит притягивают взгляд еще одни уникальные работы — авторские костюмы из спектакля «Сказка о золотой рыбке», сделанные из настоящей итальянской парчи и расшитые вручную.
 Отдельный разговор — о металлических куклах из спектакля «Звездный мальчик» Бориса Азарова и художника Александра Чечика. «Таких нет ни в одном театре Украины и России, — с гордостью говорит Дарья. — При этом они еще и механизированы, способны полноценно работать, и представляют уникальную музейную ценность».
 Венчает выставку грандиозная декорация спектакля «Золушка» — красавица-фея, на огромной шляпе которой расположился целый оркестр. Все работы здесь авторские, но о фее — особый разговор: ее роскошный кринолин из настоящего гобелена вышит стеклярусом и бисером вручную. Именно она, кажется, защищает своим волшебством все собравшееся в фойе театра кукольное братство.
 Выставку, которая продлится до 31 марта, уже посетило немало зрителей. В Крымском кукольном считают: подобные экспозиции — это, конечно, хорошо, но мало. И мечтают о собственном стационарном музее, где могли бы разместиться все куклы, ныне «отдыхающие» от трудов праведных в театральных запасниках. Увы, есть проблема — нехватка помещений, но кукольники надеются: новый статус Крыма даст новые возможности и их театру. 

"КВ" № 28 от 27 марта 2014 г.







--

Комментариев нет:

Отправить комментарий