среда, 19 марта 2014 г.

Мужской выбор Геннадия Гужвы



Алексей ВАСИЛЬЕВ,
Фото автора и из архива Геннадия ГУЖВЫ

 В начале месяца наша газета отметила восемнадцатилетие. С «повзрослением» «Крымское время» поздравили многочисленные друзья-читатели. Все эти годы мы воспевали героев труда и спорта, кинозвезд, художников и прочих деятелей искусства. Но порой оставались в стороне скромные крымские труженики, студенты, пенсионеры — читатели «КВ». Мы искренне убеждены, что если человек читает «Крымское время», он не просто умен, жаждет интересных открытий, но и сам является человеком незаурядным. Поэтому по мере возможности будем продолжать рассказывать не только о супергероях, но и о просто замечательных людях, о вас, дорогие читатели. Первым с очередной годовщиной газеты нас поздравил наш постоянный читатель, симферополец Геннадий ГУЖВА. И эта публикация — о нем.



Основатель династии
Геннадий Гужва — основатель военной династии. Но был у Геннадия Александровича и замечательный пример для подражания — дед по материнской линии Пётр Вакулин.
— Петр Иванович для меня — хрестоматийный образ русского солдата-освободителя, успевшего повоевать в сороковых на двух войнах: Советско-финской и Великой Отечественной, — признается собеседник.
 Но не только пример деда повлиял на выбор Геннадия Гужвы. Когда он заканчивал учебу в 18-й школе, судьба свела его с преподавателем физики Альбертом Шихаевым, старшим лейтенантом запаса. Альберт Ширинбекович настолько увлеченно рассказывал о воинской профессии, что из четырех выпускных классов в военное училище поступили аж двенадцать мальчишек! В их числе был и герой нашего рассказа.
 Гужва как сейчас помнит день военной присяги, которую он давал в Симферопольском высшем военно-политическом строительном училище (СВВПСУ):
 — Я произносил слова клятвы не безликой толпе. Приехали мои друзья, одноклассники, родители, и, конечно же, героический дед Пётр Вакулин, — вспоминает он. — Больше всего я боялся, что у меня от волнения дрогнет голос, когда я буду читать присягу. Ведь меня переполняли чувства, и, прежде всего — гордость и ответственность, за то, что доверили Родину защищать. Не дрогнул голос!

Возвращение в Крым
Так случилось что, спустя двадцать один год Геннадию Александровичу пришлось еще раз принимать присягу. На украинском языке…
— Некоторые «доброжелатели» иронизируют по этому поводу — мол, разве можно дважды клясться? — продолжает Гужва. — На это отвечаю так: я ведь не Турции присягал. Я родился на крымской земле, меня мой народ обучал военной премудрости, и остался я защищать эту, свою землю. И присягал своему народу, родителям, детям, друзьям, товарищам… Мне ничуть не стыдно за своё решение!
Но вернёмся в семидесятые. После окончания училища в 1975-м лейтенант Гужва получил распределение на Семипалатинский ядерный испытательный полигон, где служил до 1980 года. В «олимпийском» году поступил на педагогический факультет Военно-политической академии имени Ленина, закончил ее по специализации «философия» через три года. Для прохождения дальнейшей службы прибыл в Крым, в родное СВВПСУ: восемь лет преподавал на кафедре философии. И еще пять лет — после того, как училище стало готовить не политработников, а социальных психологов — на кафедре военной педагогики и психологии.
 К этому времени Геннадий Александрович уже растил троих сыновей, которые, как несложно догадаться, также выбрали военную стезю.



Боевая подруга
В каждой русской семье был свой герой. У крымчанки Веры Журавлевой — родной дядя, участник Великой Отечественной, подполковник Валентин Осадченко. А в середине семидесятых Вере также довелось надеть военную форму — она стала командиром отделения телеграфистов ракетной дивизии в Челябинской области!
 С гордостью носила Вера Васильевна погоны младшего сержанта. А однажды повстречала неотразимого черноусого лейтенанта. Именно тогда, в 1977-м пересеклись жизненные пути Геннадия и Веры. Сегодня жена офицера запаса работает ведущим специалистом в библиотеке ТНУ им. Вернадского.

 Сыновья
— Когда выросли наши дети, мы и не думали заставлять идти их «по военному пути». Всё получилось само собой, — признается Геннадий Гужва.
Старший сын, Дмитрий закончил Тверское суворовское училище, затем Московский военный университет, где и получил базовое образование военного журналиста. Довелось Дмитрию Геннадьевичу немало поколесить по России, бывал и в горячих точках. Сегодня он — кандидат исторических наук, начальник отдела Московского института военной истории. Работает над докторской диссертацией.
Средний — Евгений, — закончил факультет культурно-досуговой работы также Московского военного университета, служил на Урале и в Сибири. Ныне Евгений Геннадьевич — доцент, кандидат педагогических наук, работает психологом в Центре отбора контрактников. Как и старший брат, трудится над докторской.
Младший, Алексей, после девяти классов учился в военном лицее в Запорожье, после этого успешно окончил Одесский институт сухопутных войск. В настоящее время Алексей Геннадьевич — капитан пограничной службы.
— Несмотря на то, что у старших сыновей российское гражданство, а у младшего — украинское, никаких трений в семье по этому поводу никогда не возникало, — признаётся Геннадий Гужва. — В нашей семье даже в шутку слова «москаль» или «хохол» не произносятся. Между мальчишками — дружба и здоровый дух состязательности.
А встречается большая семья только во время отпуска. О многом нужно поговорить, многое решить.
— Младший в таких случаях говорит — посоветовался с папой, мамой, теперь посоветуюсь с «детьми» (так он в шутку называет братьев) и приму решение, — улыбается Геннадий Александрович.

Двойной праздник
Эта статья выходит за три дня до главного мужского праздника — Дня защитника Отечества, или, как мы привыкли его называть — Дня Советской Армии и Военно-Морского флота. Чем является этот праздник для нашего рассказчика?
— Всем тем, что вы упомянули, — улыбается Гужва.— И еще — это день рождения моего младшего сына! Средний сын хотел сестренку, и, конечно, надулся на маму за такой «подарок» — мол, обещали девочку, а родился мальчик. «Сынок, но это же 23 февраля, мужской праздник!» — отшучивалась мать. «А ты что не могла еще две недели до 8 марта потерпеть?».
 Зато старший встретил новость радостно: «Ура! — закричал он. — В нашем полку прибыло!». Вы поняли, что в этой семье подобные метафоры воспринимаются в прямом смысле слова.
 — И еще так вышло, что Алексей родился буквально перед началом работы XXVII съезда КПСС, — улыбается Гужва. — Доцент нашей кафедры Сергей Лукьянов одним из первых узнал о пополнении моего семейства. И тут же набросал эпиграмму:
У нас на кафедре — всё к месту:
Ей по плечу любой вопрос.
Ура Гужве, за то, что к съезду
Такой подарок преподнёс!

Девяностые
 Однако в cлаженном жизненном оркестре Геннадия Александровича звучали не только праздничные ноты. В 1995 году СВВПСУ расформировали. И 43— летний полковник, доцент, кандидат философских наук, оказался не у дел.
 — Когда увольнялся в запас, зарплата полковника была ниже, чем у водителя троллейбуса, а пенсия моя составила 269 гривен, — вспоминает он. — И я не один такой был. Когда шел процесс сокращения, у нас из училища уволили 200 офицеров, из них 43 человека были кандидаты, а два — доктора наук.
 Тогда старшие сыновья обучались в военном университете, им надо было помогать. И пожилым родителям тоже. Пришлось преподавать в гражданских вузах (все же педагогический стаж тридцать лет!) — Крымском экономическом институте Киевского национального экономического университета, филиале Запорожского национального университета, филиале Полтавского университета потребительской кооперации и т.д. Было время, когда Гужва одновременно работал в пяти городах Крыма, в восьми филиалах! Без выходных. Без праздников. Впрочем, о тех тяжелых годах лучше не вспоминать, а поговорить о сегодняшнем дне.


Бессмертный батальон
— Сегодня — я член Совета ветеранов нашего военного училища, и мне поручено подготовить так называемый «Бессмертный батальон»: тридцать ветеранов пройдут 9 мая с портретами офицеров училища, принимавших участие в Великой Отечественной войне, — говорит Геннадий Александрович. — Знаю, что ваша газета была инициатором крымского «Бессмертного полка», и мы с радостью присоединимся к симферопольскому «Бессмертному полку» в этом году.
 Закончить эту историю мы решили на радостной ноте, тем более, повод для этого есть — в следующую среду, 26 февраля, Геннадий Гужва отметит шестидесятилетие. Заранее поздравлять не станем, но в среду обязательно позвоним юбиляру.

Будущее
И еще о хорошем. Уже не первый год Геннадий Гужва пребывает в самом высоком и почетном звании — звании деда. На этот раз бог военных Марс уступил Венере — у старшего сына родилось трое дочерей!
 — Средняя внучка пошла по стопам папы, — улыбается счастливый дедушка. — Поступила в женский аналог кадетского корпуса — Московский пансион общественных воспитанниц. Уже три года Ириша — отличница учебы и командир группы!
 — А вот женятся Евгений, а потом и Алексей, — мечтает дед, — может, и внуки пойдут…
Как вы думаете, уважаемые читатели, кем они станут?

"Крымское время"  №19 от 20 февраля 2014

Комментариев нет:

Отправить комментарий