вторник, 17 мая 2011 г.

Доступ к публичной информации "по-Агеевски"


Алексей АРУНЯН

Фото автора

По окончании внеочередной сессии городского совета Симферополя мэр крымской столицы Виктор Агеев не подошел к прессе. Нет, не подумайте лишнего, он не проигнорировал представителей СМИ. Более того — мэр повел журналистов в конференц-зал, где провел пресс-конференцию. Встречи Виктора Агеева с представителями СМИ, как известно, сами по себе являются резонансным событием. Но на этот раз городской голова превзошел все ожидания собравшихся — темой пресс-конференции был отчет мэрии об исполнении Закона «О доступе к публичной информации»!

Гора родила мышь

Виктор Агеев начал с извинений перед «акулами пера и микрофона». Мэр признался: горсовет мало внимания уделял общению со СМИ и отметил, что вина в этом (отчасти) лежит на нем самом:

— Сегодня мы пересмотрели свою ситуацию, и понимаем, что без вашей помощи вопросы, которые мы сегодня пытаемся решать и уже делаем, конечно, необходимо освещать только с вашей помощью, — попытался разъяснить журналистам свою позицию по поводу работы со СМИ красноречивый градоначальник.

Мэр признался присутствующим, что одной из причин, которая побудила его стать более открытым по отношению к журналистам — вступление в силу Закона «О доступе к публичной информации».

После этого заявления началось самое интересное — мэр отчитался о том, как работа горисполкома была приведена в соответствие с положениями нового закона.

По признанию Виктора Агеева, одним из наиболее эффективных средств доступа горожан к информации горсовета является веб-сайт мэрии sim.gov.ua. По-видимому, именно в связи с этим все усилия, направленные на реализацию вступившего в силу нормативного акта, были потрачены на перезапуск официального интернет-ресурса горсовета.

Основные изменения сайта коснулись его внешнего вида — теперь он более прост и удобен в обращении. А вот «содержательная» часть практически не претерпела изменений. Контактную информацию о должностных лицах городского совета можно было найти и на старой версии интернет-портала. Однако справедливости ради отметим, что раздел «нормативно-правовые акты» стал более структурированным, и найти нужное решение горсовета и горисполкома либо распоряжение городского головы теперь намного проще.

Реструктуризацией сайта работа городских властей над открытием доступа к информации не ограничилась. Виктор Агеев сообщил, что немало усилий потрачено на то, чтобы повысить качество газеты горсовета «Южная столица». Мэр заявил, что это печатное издание пересмотрело редакционную политику и обновило дизайн.

Какие именно статьи Закона «О доступе к публичной информации» при этом были реализованы, градоначальник не подчеркнул. Если уж быть до конца откровенными, то публиковать все решения горсовета в печатных и «интернетных» СМИ власти Симферополя были обязаны и раньше. Новый закон лишь более четко регламентирует порядок обнародования информации органами государственной власти. Причем публикации данных через интернет посвящена только одна статья и 24-х, прописанных в Законе. Основным же новшеством Закона «О доступе к публичной информации» является введение четкой и прозрачной системы ответов чиновников и органов местного самоуправления на информационные запросы граждан.

А скажи мне, чиновник…

Власти заявляют, что принятый закон является прорывом в обеспечении свободы слова. И их оценка является целиком оправданной: наконец-то на Украине создан прозрачный и понятный механизм получения любой информации, которой обладают власти, а также учреждения, получающие финансирование от государства. С 9 мая 2011 года все то, что решалось в закрытых кабинетах и содержалось в документах, хранившихся в бронированных сейфах, может стать достоянием общественности.

В вашем районе не убирают улицы и не вывозят мусор? Сантехник, пришедший из ЖЭКа, отказывается оказывать услуги бесплатно, ссылаясь на невыплату зарплаты? Теперь вы можете узнать, числится ли в жилищном управлении нужное количество дворников и уборочной техники, вовремя ли сотрудники ЖЭКа получают зарплату и даже каковы размеры их окладов. Вас раздирает любопытство, сколько денег потрачено на ремонт улицы Гоголя? Нет ничего проще! Теперь вы можете запросить смету расходов в городском совете, и чиновники обязаны вам выдать самую детальную информацию в течение пяти рабочих дней. А для работников СМИ нововведение является просто незаменимым. Теперь любое государственное (а в некоторых случаях — и негосударственное предприятие) под угрозой строгих санкций будет обязано оперативно предоставить любые данные, если дело не касается коммерческой тайны и не ставит под угрозу национальную безопасность.

Субъектами получения информации являются заказчик и распорядитель. Заказчиком, согласно документу, может быть любой гражданин Украины, организация либо предприятие. Распорядителем информации являются лица, наделенные властными полномочиями, предприятия и организации, финансируемые государством, и даже субъекты производства, которые играют важную роль на рынке. Кроме того, предоставить любые интересующие заказчика сведения по первому требованию обязаны учреждения, которые обладают информацией о состоянии окружающей среды, качестве продуктов питания, катастрофах, а также других сферах и явлениях, представляющих общественный интерес.

Взаимоотношения между заказчиком и распорядителем предельно просты: заказчик отправляет распорядителю запрос, тот в течение 5 дней обязан на него ответить.

В соответствии с текстом закона, лицо, запрашивающее информацию, не обязано объяснять причину своего интереса к теме, будь то профессиональная надобность либо праздное любопытство.

Предусмотрели законодатели и то, что чиновники в ответ на принятие нововведения, возможно, будут игнорировать запросы, оправдываясь огромным потоком писем от граждан. Закон обязывает органы власти создать специальные подразделения либо назначить лиц, ответственных за предоставление информации.

В документе эти нормы прописаны четко и ясно, но со слов мэра Симферополя понятно, что до воплощения этих механизмов в жизнь столичному горсовету еще далеко. Вместо того, чтобы обеспечить граждан возможностью быть информированными о жизни города, Виктор Агеев пообещал осуществлять руководство настолько безукоризненно, что у симферопольцев просто не будет поводов подавать запросы.

На вопрос, реорганизован ли в соответствии с законом отдел информации, градоначальник в своем фирменном стиле пообещал, что все преобразования обязательно будут осуществлены — в будущем.

Впрочем, в том, что закон есть, а условий для его реализации практически нет, не стоит винить только руководство города. Какой смысл горсовету создавать специальный отдел по работе с информационными запросами, если их не присылают? Открыть доступ к информации мэрию может вынудить только общественность — если, конечно, начнет активно пользоваться правами, гарантированными законодательством. Поэтому будет ли Закон «О публичной информации» работать по-настоящему, решать не только чиновникам, но и нам с вами.

Кстати...
Правозащитники потребовали власть не менять Закон «О доступе к публичной информации»
В начале мая в ряде СМИ появились сообщения о том, что спикер Верховной Рады Украины Владимир Литвин направил в Комитет по вопросам свободы слова законопроект о внесении изменений в Закон «О доступе к публичной информации». В документе предлагается ограничить перечень прав лиц, запрашивающих информацию, и несколько упростить задачу инстанциям, которые обязаны выдавать ответы на запросы.

Согласно тексту законопроекта, сроки рассмотрения заявок от граждан и учреждений предлагается увеличить: в расположении чиновников будет не 5, а 30 рабочих дней.

Кроме того, в предлагаемой редакции закона исключен пункт, согласно которому власти не могут отказать в предоставлении информации о распоряжении бюджетными средствами, а также о владении и распоряжении государственным и коммунальном имуществом.

Если в законе, недавно вступившем в силу, лица, которые хотят получить от чиновников какие-либо сведения, не обязаны указывать, зачем им понадобились данные, то, согласно поданному законопроекту, необходимо будет указывать мотивы, которые стали причиной составления запроса.

Одной из наиболее спорных корректив является исключение из текста закона статьи о том, что органы государственной власти обязаны создать специальное структурное подразделение, ответственное за выдачу ответов на запросы. Как будет реализовываться закон без инстанций, которые будут за это отвечать, непонятно.

Общественные и правозащитные организации, которые были основными лоббистами закона, с тревогой отнеслись к возможному внесению изменений в документ. В ответ они направили Председателю ВР обращение с просьбой оставить закон в прежней редакции.

«Поскольку целью принятия Закона Украины «О доступе к публичной информации» было обеспечение прозрачности и открытости субъектов властных полномочий и создание механизмов реализации права каждого на доступ к публичной информации, призываем Вас не вносить указанные изменения, которые не согласуются с Конституцией Украины», — призвали Владимира Литвина правозащитники Украины.

Комментариев нет:

Отправить комментарий