четверг, 26 мая 2011 г.

У священного источника Косьмо-Дамианского монастыря















Алена Маркелова
Фото Алексея Васильева
Когда мне предложили совершить паломничество, я, честно говоря, немного растерялась. От этого слова веяло седой древностью. Еще бы — ведь произошло от тех самых «палом», то есть, пальмовых ветвей, с которыми жители Иерусалима две тысячи лет назад встречали Иисуса Христа. Правда, мой паломнический путь лежал не в Иерусалим, а гораздо ближе — в монастырь святых бессребреников и чудотворцев Косьмы и Дамиана, который находится неподалеку от Алушты. Поездка была организована паломническим отделом Симферопольской и Крымской епархии.






















Наш автобус поднимается в горы, долго петляет по склонам и, наконец, упирается в ворота монастыря. Обитель находится в ущелье с огромными вековыми деревьями. Воздух здесь намного чище и холоднее, чем в суетном мире, который остался внизу.
Ступив на монастырскую землю, я по привычке достаю мобильный телефон. Сети нет. Ну, и слава Богу. Зачем паломнику сеть?
Мы направляемся в маленькую церквушку на территории монастыря. Нас так много, что некоторые люди остаются стоять в проходе. Начинается литургия. Обстановка очень уютная, почти домашняя. Чувство отрешенности, душевного покоя и тихой радости наполняет меня. Здесь, в монастыре, начинаешь совершенно по-другому оценивать себя и свои поступки.
После литургии мы выходим из храма и возвращаемся к старинной часовне у монастырских ворот. А вот и священный источник, уже 1700 лет дающий целебную воду. По преданию, он был изведен из скалы святыми мучениками, братьями-близнецами Косьмой и Дамианом.

















Косьма и Дамиан изучали врачебное искусство в Древнем Риме под руководством знаменитого врача и учителя. Плату за исцеления братья не брали, они помогали бедным имуществом и деньгами. Исцеляя больных, обращали их в христианство. Убил Косьму и Дамиана их собственный учитель, позавидовав их славе.
Целебная сила косьмодамиановской воды несомненна. Издавна, как утверждают не только предания, но и исторические данные, приходили сюда «и старые, и малые, без различия вероисповеданий и религий — русские и греки, католики, лютеране, татары, караимы, талмудисты-евреи... Все шли к источнику с верою и надеждою получить исцеление от своих недугов — телесных и душевных».
И получали.
Одна из многочисленных легенд гласит: «жестокий муж, возненавидев свою жену, увел ее в горы, выколол глаза и оставил бродить среди неизвестных мест, в лесу. Несчастная умирала уже от голода, как явились к ней два брата, врачи Косьма и Дамиан, подвели ее к горному источнику и велели умыться в нем. Только она исполнила это, внезапно возвратилось к ней зрение; она спокойно вернулась домой и рассказала о случившемся».
Основные работы по устройству у чудесного источника монастыря начались в 1856 году, по благословению архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия. Обитель создавалась и благоустраивалась поистине подвижническим трудом монастырской братии — ведь на 10 верст вокруг монастыря не было человеческого жилья. Монахи прокладывали дорого для богомольцев, очищали от валунов переезды через Альму, сооружали гати из валежника и хвороста в топких местах…
Вскоре после революции 1917 года монастырь закрыли. Все монастырские постройки, кроме часовни, были уничтожены во время Великой Отечественной войны. Тем не менее, и в советские времена загадка косьмодамиановской воды не давала властям покоя. Говорят, партийное начальство даже приказывало отыскать мифические «серебряные трубы», якобы проложенные монахами, которые хотели смутить трудящихся чудесными исцелениями. Никаких труб, конечно же, не нашли...
Датой «второго рождения монастыря» стало 14 июля 1994 года, День памяти святых Косьмы и Дамиана. В этот день митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь отслужил в часовне над источником первую за много лет праздничную литургию.
Что ж, пора и нам отведать целебной водички. К слову, экспериментально доказано, что ее употребление помогает при болезнях почек и печени — об этом я слышала от врачей. По мнению некоторых ученых, здешняя вода обладает особой структурой. Что, конечно, не объясняет ее чудесных свойств. Потому что благодать Божью, которая явно присутствует в этом удивительном месте, может «измерить» только один «инструмент» — человеческое сердце.

Комментариев нет:

Отправить комментарий