Елена
РACКИНА,
Москва,
специально для КВ
Фото автора
Черногория – это удивительная и
контрастная страна, которая сочетает в себе адриатические города, находившиеся
под культурным и политическим влиянием Венеции, горные районы, где остро
ощущается югославянская культура, пропитанные турецким духом города и деревни
на границе с Албанией, величайшие православные святыни и средневековые
католические соборы, линии живописнейших пляжей и огромные национальные парки,
где так легко и сладко дышится. Эта статья посвящена адриатической Черногории,
старинным приморским городам, а ныне – известным туристическим центрам страны –
Перасту и Котору.
Пераст
– город моряков
Которская бухта… Туристический
кораблик медленно плывет вдоль зеленых, удивительно притягательных берегов.
Видны не только каменные дома и шпили католических церквей, но и черные шапки
гор в тонком кружеве облаков. Когда смотришь на эти горы, то невольно
вспоминаешь строки Осипа Мандельштама, посвященные другим вершинам – крымским:
«Воздушным стеклом обливаются сонные горы…». Облака над горами действительно
похожи на расплавленное, «воздушное» стекло.
Когда сходишь на берег, то
видишь узкие средневековые улочки, уходящие вверх, к горам, роскошные палаццо в
стиле итальянского барокко, колокольню церкви святого Николая и еще – множество
тонких, как паутинка, ажурных и изящных, кружевных и украшенных кружевами
скатертей, которые держат на вытянутых загорелых руках пожилые и молодые
горожанки. Пераст издавна славился своими кружевами и скатертями, ажурным кружевным
плетением. Скатерти и кружево стоят относительно недорого и впоследствии, во
время семейных обедов, завтраков, ужинов и праздников, они доставят вам немало
приятных минут.
В таких приморских городах, как
Пераст, запирающий собой вход в Которскую бухту, селились католики-итальянцы,
часто – венецианцы, прекрасные мореходы и ловкие торговцы. А наверху, в горах,
жили славянские племена, которые спускались в приморские долины, чтобы собрать
с городов, подобных Перасту, обильную дань. Иногда города воевали с горными
племенами, иногда – предпочитали платить, дабы сохранить своих жителей, дома и
торговлю.
Название города происходит от
иллирийского племени пирустов, обитавших в этих местах. Город был основан
иллирийцами, но люди жили здесь еще в эпоху неолита. Первые упоминания об этом
славном городке встречаются в хрониках 1336 года – тогда Пераст представлял
собой маленькую рыбацкую деревушку. Находившийся у его берегов остров святого
Георгия принадлежал соседнему богатому городу Котору.
Расцвет Пераста приходится на
эпоху правления венецианцев. Особенное значение Пераст приобрел в те времена,
когда турки-османы захватили участок побережья – от Херцег-Нови до Рисана. Для
того, чтобы оборонять город от турок, его жители построили Крепость Святого
Креста и десять оборонительных башен.
Венецианцы присвоили городу
важную привилегию: право охранять знамя святого Марка, символ Венецианской
Албании. Это знамя стало наградой за доблесть, проявленную горожанами во время
отражения турецкой осады. Гонфалон
с изображением льва Св. Марка, который был символом Венеции, был торжественно
погребен под алтарем главной церкви Пераста.
В 1797 г . Наполеон Бонапарт
нанес Венецианской республике ряд мучительных и позорных поражений. Некоторое
время Пераст хранил павшей республике верность, но затем горожане вынуждены
были приспустить знамя святого Марка. Пераст вместе с территорией Боки
Которской переходил от австрияков к итальянцам, затем – к французам, а потом
вновь вошел в состав Австро-Венгрии и находился под крылом этой империи вплоть
до ее поражения в Первой мировой войне. В 1918 году город, некогда
подконтрольный Венецианской республике, вошел в состав Королевства сербов,
хорватов и славян. Но это было далеко не последнее изменение государственного
статуса: к 1941 году город стал частью итальянской провинции Каттаро.
После Второй мировой войны
Пераст входил в Социалистическую Федеративную республику Югославию. А с 2006
года, после того, как Черногория обрела независимость, Пераст стал одним из ее
прекраснейших исторических, культурных и курортных центров.
Пераст подарил миру целую
плеяду выдающихся мореплавателей, таких как черногорский адмирал на русской
слубе Матиас Змаевич. Именно Змаевич помог Петру Великому создать Балтийский
флот и стал – в соответствии с заслугами – одним из самых близких друзей царя.
Памятник Змаевичу можно увидеть на главной площади живописного средневекового
городка Пераст. Площадь эта называется Площадью адмиралов. Название вполне
объяснимое, если учесть, что с мореплаванием была связана вся жизнь Пераста.
Которскую бухту и Адриатическое
море соединяет узкий пролив, который называется Вериге
(от «верига» — цепь). Были времена, когда этот пролив и вправду
перегораживался цепями, запирая проход к городам Котор и Рисан. Древним
хранителем входа в бухту был именно Пераст.
В Перасте
находилась прославленная навигацкая школа Марко Мартиновича. Именно в эту школу
присылал Петр I на учебу своих гардемаринов. И именно с этой школы скопировал
царь российские навигацкие школы, изображенные в книгах и фильмах о российских
лихих гардемаринах.
Марко Мартиновича,
обучавшего знатных российских гардемаринов, пригласили преподавать в Морскую
Академию в Венеции. Он уехал из родного Пераста, чтобы прославить свой край в
столице Адриатической республики.
Самым знаменитым
учеником Марко Мартиновича был Матиас Змаевич – черногорский адмирал на русской
службе. Бывал в навигацкой школе Пераста и другой выдающийся сподвижник Петра,
хитрейший и «многоликий» граф Петр Андреевич Толстой, добывший себе дурную
славу в деле несчастного царевича Алексея.
Матия Змаевич
происходил из знатной семьи, которой принадлежал в Перасте роскошный палаццо,
сохранившийся и поныне. Дворец Змаевичей (или Епископский) был построен в 1664
году. В нем находилась резиденция архиепископов Андрии и Вицко из рода
Змаевичей, а также огромная библиотека – одна из самых больших в Далмации.
Пераст – маленький,
но удивительно гармоничный городок, полный спокойствия и тайны. Он больше не
растет: рост города сдерживают море и горы. Красные черепичные крыши, звон
церковных колоколов, старинные дворцы местных аристократов – Буйовичей,
Змаевичей, Шестокрыловичей, Баловичей, Брайковичей-Мартиновичей, Бронза,
Вукашовичей-Коловичей, Лючичей-Коловичей-Матикола, Мазаровичей, Висковичей.
Затейливые родовые гербы на фасадах дворцов, узкие, уходящие вверх, в горы,
средневековые улочки…
Богородица на скале
Лодка подплывает к
маленькому искусственному островку с католическим храмом. Синева моря и неба
здесь удивительная – абрис храма очерчен насыщенно-голубой линией неба. Голубые
купола и высокая колокольня этой святыни видны издалека. Деревьев на островке
мало, тени – тоже. Прохладу можно найти лишь в стенах храма, но храм этот
поистине прекрасен. Он выполнен в барочном стиле и украшен картинами известного
живописца Трипо Коколя. Всего таких
картин – шестьдесят восемь.
Трипо Коколь - один из самых
талантливых мастеров стиля «барокко» Восточного Средиземноморья XVII века. Этот
художник – уроженец Пераста, изучавший искусство живописи в Венеции.
Островок был создан
жителями Пераста в 1630 г .
Его возникновению сопутствует красивая легенда: в 1452 г . моряки, братья
Мортешичи, нашли на крошечном рифе у берега чудотворную икону Божьей Матери.
Один из братьев страдал от тяжелой болезни, но, благодаря помощи чудотворной
иконы, исцелился. Тогда братья Мортешичи дали Богородице обет – быть на рифе
храму!
С тех пор каждый
капитан проходившего мимо судна обязан был бросить на место обретения
чудотворной иконы камень. Жители Пераста привозили к рифу камни и песок. Так,
за два столетия, на месте крошечного рифа возник искусственный остров, по
очертаниям напоминающий корабль, на котором и возвели прекрасный храм
Богородицы на скале.
Каждое 22 июля, на
закате, жители Пераста привозят к островку песок и камни, тем самым укрепляя
его. Это празднество называется Фашинада, и тот день также
проходит регата на Кубок Фашинады.
Если
заглянуть за алтарь храма Богородицы на скале, то можно увидеть узкий проход,
позволяющий обойти алтарь сзади. Здесь можно нащупать углубление в стене. Это
тот самый риф, на котором нашли икону. Как гласит старинное поверье, нужно положить
руку в углубление на камень и загадать желание.
Для создания
острова было использовано и 116 старых, отслуживших свое, или потопленных,
кораблей. Их миниатюрные изображения смотрят на посетителей храма из скромной
деревянной рамы.
Рядом с храмом расположен
Дом смотрителя острова, в котором собрана богатая коллекция, связанная со
славной морской историей Пераста. Чего тут только нет: и макеты кораблей, и
якоря, и картины на морские сюжеты!
Здешняя коллекция была собрана моряками
во время плаваний и включает самые разные вещи - от мелких украшений,
средневекового фарфора и картин морских сражений, до рабочего ручного двигателя
для лодки.
Остров считается
священной территорией, так что посещать его нужно со всем почтением к этому
месту – не в майке и шортах, а в приличествующей случаю одежде. На остров возят
жители Пераста, причем – всего за два-три евро.
Размышления у Которских ворот
Когда стоишь
у крепостных стен древнего и славного города Котора, думаешь о том, как много
видели эти укрепления, – к слову сказать, самые мощные в Черногории. Можно
посидеть за уютным столиком кафе, расположенного у стен Котора, посмотреть на
корабли в синей бухте, потом на город за крепкими стенами и представить себе,
как текла или кипела здесь жизнь, богатая, торговая и в то же время полная битв
и опасностей… И еще – попросить небесного покровителя города – святого Трифона
– помочь и тебе в твоих земных делах…
Один из
символов Котора – венецианский лев (лев святого Марка). Это геральдическое
животное гордо взирает на туристов с городских стен. Лев святого Марка – это
своего рода оберег. Он охраняет покой города и мирную жизнь его обитателей.
Несколько столетий Котор находился под покровительством Венецианской
республики, что сильно повлияло на его традиции, нравы и архитектуру.
Котор – один
из самых итальянских городов Черногории. Не случайно другой его символ –
венецианская карнавальная маска. Такие маски – яркие, блестящие, затейливо
украшенные – можно примерить или купить в одной из многочисленных лавочек
Старого города.
Во времена
владычества Венецианской республики по улицам города прогуливались изящно
одетые синьоры с венецианскими зонтиками в руках. Синьоры носили затейливые
ювелирные украшения, по которым можно было определить, замужем дама или нет.
Одни из них были женами моряков или торговцев, другие – представительницами
старинных семей, разбогатевших на морской торговле. Согласно городскому уставу,
селиться в Которе могли только моряки, торговцы, ремесленники, священники или
аристократы. К числу ремесленников относили не только ювелиров или портных, но
и хозяев книгопечатных мастерских и даже поэтов. Ведь поэт – это, прежде всего,
«мастер», маэстро, а значит – ремесленник. Средневековые цеховые уставы
определяли жизненный ритм и правила поведения всех этих многочисленных мастеров
– художников, скульпторов, портных, стекольщиков, поэтов, ювелиров.
А еще в
Которе были самые лучшие и точные зеркала – венецианские, в роскошных золотых
рамах. В эти зеркала и гляделись местные красавицы, одетые на итальянский
манер, в кружевных мантильях или с изящными зонтиками в руках. Теперь в
венецианские зеркала охотно заглядывают туристки. Так хочется представить себя
знатной средневековой дамой или хотя бы женой капитана, которая дожидается мужа
из плаванья, а пока – прихорашивается и покупает наряды, впрок…
Знаменитые крепостные стены
Котора строились и перестраивались с IX по XIX век. Они
окружают Старый город и поднимаются на высокий каменистый холм. Длина этих стен
составляет 4.5
километра , высота достигает 20 м , а толщина – 16-ти
м. На вершине холма, на высоте 260 метров над уровнем моря, находится крепость Святого Иоанна (итал. bastione di San Giovanni).
В город ведут
несколько ворот – Морские, XVI века, Ворота Гурдича
(Южные) и Речные (Северные). Морские ворота сложены из огромных каменных блоков
и украшены готическим барельефом XV века, изображающим Мадонну с Христом. По бокам Богородицы
стоят святые Трифон и Бернард.
Южные ворота
отделены от дороги подъемным мостом, расположенным над горловиной пещеры. В
дождливые дни из пещеры вырывается пресная вода.
Речные ворота
были возведены в память о победе жителей Котора над жестоким турецким адмиралом
Хайруддином Барбароссой. Эта славная победа произошла в 1539 г . Сохранилась надпись
над воротами, которая гласит, что турецкий адмирал осадил город с 70 кораблями
и тремя тысячами солдат, но не смог захватить Котор.
Сильный и
богатый город Котор – административный, политический и торговый центр залива
Бока Которская – был главным соперником Пераста. До начала ХХ века этот город
мореходов и купцов называли Каттаро – на итальянский манер. Название города
переводится как «богатый горячими источниками» (от греческого katareo). Впрочем, слово «Каттаро» можно
перевести и как «суженный», что указывает на форму Боки Которской.
Основным занятием местных жителей всегда были и поныне
остаются мореплавание и торговля. В городе находится морской порт, Морской
музей Черногории, Институт биологии моря, морской факультет Университета
Черногории (выросший из мореходной школы с трёхвековой историей), Ассоциация
судовладельцев Черногории и братство моряков Бокельска морнарица. Старый городской центр Котора был в 1979 году внесён в
список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
В здешних
местах все «бокельское» (то есть этнически относящееся к Боке Которской) – и
культура, и архитектура, и традиции, и пища. Бокельская кухня напоминает
итальянскую, и, к слову сказать, итальянцы посещают Боку Которскую особенно
часто. Ведь именно здесь им предложат и спагетти, и равиоли, и пасту – и все
это в лучших итальянских традициях!
Для тех же,
кто любит старую добрую Европу и обожает старую добрую Италию, Бока Которская
покажется райским местечком. Здесь переплетаются сербские и итальянские
традиции, рождая удивительный, неповторимый, отполированный временем сплав… В Которе
– городе моряков, торговцев, ремесленников и аристократов – царят Искусство и
Море. Здесь ценят мастеров своего дело и охотно слушают рассказы о дальних
краях.
У городских
стен мы встретили пожилого моряка Блажена, который побывал в рейсах во множестве
портов мира – от Одессы до Владивостока. Сейчас Блажен работает в Будве, в баре
Tropico на
Будванской Ривьере. Он коллекционирует эмблемы увиденных в плаваниях городов и
сохранил самые добрые воспоминания о веселой и темпераментной Одессе. Таковы
которцы – в старину и поныне. Они много видели, много знают, осмотрели полмира,
но сочли, что нет ничего лучше, чем старинный город Котор, покой которого
охраняет венецианский лев!
Сокращенный вариант статьи опубликован в газете "Крымское время" 18 октября 2012
Комментариев нет:
Отправить комментарий