среда, 17 октября 2012 г.

Чудеса и тайны адриатической Черногории




Елена РACКИНА,
Москва,
специально для КВ
Фото автора

Черногория – это удивительная и контрастная страна, которая сочетает в себе адриатические города, находившиеся под культурным и политическим влиянием Венеции, горные районы, где остро ощущается югославянская культура, пропитанные турецким духом города и деревни на границе с Албанией, величайшие православные святыни и средневековые католические соборы, линии живописнейших пляжей и огромные национальные парки, где так легко и сладко дышится. Эта статья посвящена адриатической Черногории, старинным приморским городам, а ныне – известным туристическим центрам страны – Перасту и Котору.
 

Пераст – город моряков
Которская бухта… Туристический кораблик медленно плывет вдоль зеленых, удивительно притягательных берегов. Видны не только каменные дома и шпили католических церквей, но и черные шапки гор в тонком кружеве облаков. Когда смотришь на эти горы, то невольно вспоминаешь строки Осипа Мандельштама, посвященные другим вершинам – крымским: «Воздушным стеклом обливаются сонные горы…». Облака над горами действительно похожи на расплавленное, «воздушное» стекло.
Когда сходишь на берег, то видишь узкие средневековые улочки, уходящие вверх, к горам, роскошные палаццо в стиле итальянского барокко, колокольню церкви святого Николая и еще – множество тонких, как паутинка, ажурных и изящных, кружевных и украшенных кружевами скатертей, которые держат на вытянутых загорелых руках пожилые и молодые горожанки. Пераст издавна славился своими кружевами и скатертями, ажурным кружевным плетением. Скатерти и кружево стоят относительно недорого и впоследствии, во время семейных обедов, завтраков, ужинов и праздников, они доставят вам немало приятных минут.
В таких приморских городах, как Пераст, запирающий собой вход в Которскую бухту, селились католики-итальянцы, часто – венецианцы, прекрасные мореходы и ловкие торговцы. А наверху, в горах, жили славянские племена, которые спускались в приморские долины, чтобы собрать с городов, подобных Перасту, обильную дань. Иногда города воевали с горными племенами, иногда – предпочитали платить, дабы сохранить своих жителей, дома и торговлю.
Название города происходит от иллирийского племени пирустов, обитавших в этих местах. Город был основан иллирийцами, но люди жили здесь еще в эпоху неолита. Первые упоминания об этом славном городке встречаются в хрониках 1336 года – тогда Пераст представлял собой маленькую рыбацкую деревушку. Находившийся у его берегов остров святого Георгия принадлежал соседнему богатому городу Котору.
Расцвет Пераста приходится на эпоху правления венецианцев. Особенное значение Пераст приобрел в те времена, когда турки-османы захватили участок побережья – от Херцег-Нови до Рисана. Для того, чтобы оборонять город от турок, его жители построили Крепость Святого Креста и десять оборонительных башен.
Венецианцы присвоили городу важную привилегию: право охранять знамя святого Марка, символ Венецианской Албании. Это знамя стало наградой за доблесть, проявленную горожанами во время отражения турецкой осады. Гонфалон с изображением льва Св. Марка, который был символом Венеции, был торжественно погребен под алтарем главной церкви Пераста.

В 1797 г. Наполеон Бонапарт нанес Венецианской республике ряд мучительных и позорных поражений. Некоторое время Пераст хранил павшей республике верность, но затем горожане вынуждены были приспустить знамя святого Марка. Пераст вместе с территорией Боки Которской переходил от австрияков к итальянцам, затем – к французам, а потом вновь вошел в состав Австро-Венгрии и находился под крылом этой империи вплоть до ее поражения в Первой мировой войне. В 1918 году город, некогда подконтрольный Венецианской республике, вошел в состав Королевства сербов, хорватов и славян. Но это было далеко не последнее изменение государственного статуса: к 1941 году город стал частью итальянской провинции Каттаро.
После Второй мировой войны Пераст входил в Социалистическую Федеративную республику Югославию. А с 2006 года, после того, как Черногория обрела независимость, Пераст стал одним из ее прекраснейших исторических, культурных и курортных центров.
Пераст подарил миру целую плеяду выдающихся мореплавателей, таких как черногорский адмирал на русской слубе Матиас Змаевич. Именно Змаевич помог Петру Великому создать Балтийский флот и стал – в соответствии с заслугами – одним из самых близких друзей царя. Памятник Змаевичу можно увидеть на главной площади живописного средневекового городка Пераст. Площадь эта называется Площадью адмиралов. Название вполне объяснимое, если учесть, что с мореплаванием была связана вся жизнь Пераста.
Которскую бухту и Адриатическое море соединяет узкий пролив, который называется Вериге (от «верига» — цепь). Были времена, когда этот пролив и вправду перегораживался цепями, запирая проход к городам Котор и Рисан. Древним хранителем входа в бухту был именно Пераст.
В Перасте находилась прославленная навигацкая школа Марко Мартиновича. Именно в эту школу присылал Петр I на учебу своих гардемаринов. И именно с этой школы скопировал царь российские навигацкие школы, изображенные в книгах и фильмах о российских лихих гардемаринах.
Марко Мартиновича, обучавшего знатных российских гардемаринов, пригласили преподавать в Морскую Академию в Венеции. Он уехал из родного Пераста, чтобы прославить свой край в столице Адриатической республики.
Самым знаменитым учеником Марко Мартиновича был Матиас Змаевич – черногорский адмирал на русской службе. Бывал в навигацкой школе Пераста и другой выдающийся сподвижник Петра, хитрейший и «многоликий» граф Петр Андреевич Толстой, добывший себе дурную славу в деле несчастного царевича Алексея.
Матия Змаевич происходил из знатной семьи, которой принадлежал в Перасте роскошный палаццо, сохранившийся и поныне. Дворец Змаевичей (или Епископский) был построен в 1664 году. В нем находилась резиденция архиепископов Андрии и Вицко из рода Змаевичей, а также огромная библиотека – одна из самых больших в Далмации.
Пераст – маленький, но удивительно гармоничный городок, полный спокойствия и тайны. Он больше не растет: рост города сдерживают море и горы. Красные черепичные крыши, звон церковных колоколов, старинные дворцы местных аристократов – Буйовичей, Змаевичей, Шестокрыловичей, Баловичей, Брайковичей-Мартиновичей, Бронза, Вукашовичей-Коловичей, Лючичей-Коловичей-Матикола, Мазаровичей, Висковичей. Затейливые родовые гербы на фасадах дворцов, узкие, уходящие вверх, в горы, средневековые улочки…

Богородица на скале
Лодка подплывает к маленькому искусственному островку с католическим храмом. Синева моря и неба здесь удивительная – абрис храма очерчен насыщенно-голубой линией неба. Голубые купола и высокая колокольня этой святыни видны издалека. Деревьев на островке мало, тени – тоже. Прохладу можно найти лишь в стенах храма, но храм этот поистине прекрасен. Он выполнен в барочном стиле и украшен картинами известного  живописца Трипо Коколя. Всего таких картин – шестьдесят восемь.
Трипо Коколь - один из самых талантливых мастеров стиля «барокко» Восточного Средиземноморья XVII века. Этот художник – уроженец Пераста, изучавший искусство живописи в Венеции.
Островок был создан жителями Пераста в 1630 г. Его возникновению сопутствует красивая легенда: в 1452 г. моряки, братья Мортешичи, нашли на крошечном рифе у берега чудотворную икону Божьей Матери. Один из братьев страдал от тяжелой болезни, но, благодаря помощи чудотворной иконы, исцелился. Тогда братья Мортешичи дали Богородице обет – быть на рифе храму!
С тех пор каждый капитан проходившего мимо судна обязан был бросить на место обретения чудотворной иконы камень. Жители Пераста привозили к рифу камни и песок. Так, за два столетия, на месте крошечного рифа возник искусственный остров, по очертаниям напоминающий корабль, на котором и возвели прекрасный храм Богородицы на скале.
Каждое 22 июля, на закате, жители Пераста привозят к островку песок и камни, тем самым укрепляя его. Это празднество называется Фашинада, и тот день также проходит регата на Кубок Фашинады.
Если заглянуть за алтарь храма Богородицы на скале, то можно увидеть узкий проход, позволяющий обойти алтарь сзади. Здесь можно нащупать углубление в стене. Это тот самый риф, на котором нашли икону. Как гласит старинное поверье, нужно положить руку в углубление на камень и загадать желание.
Для создания острова было использовано и 116 старых, отслуживших свое, или потопленных, кораблей. Их миниатюрные изображения смотрят на посетителей храма из скромной деревянной рамы.
Рядом с храмом расположен Дом смотрителя острова, в котором собрана богатая коллекция, связанная со славной морской историей Пераста. Чего тут только нет: и макеты кораблей, и якоря, и картины на морские сюжеты!  Здешняя коллекция была собрана моряками во время плаваний и включает самые разные вещи - от мелких украшений, средневекового фарфора и картин морских сражений, до рабочего ручного двигателя для лодки.
Остров считается священной территорией, так что посещать его нужно со всем почтением к этому месту – не в майке и шортах, а в приличествующей случаю одежде. На остров возят жители Пераста, причем – всего за два-три евро.


Размышления у Которских ворот
Когда стоишь у крепостных стен древнего и славного города Котора, думаешь о том, как много видели эти укрепления, – к слову сказать, самые мощные в Черногории. Можно посидеть за уютным столиком кафе, расположенного у стен Котора, посмотреть на корабли в синей бухте, потом на город за крепкими стенами и представить себе, как текла или кипела здесь жизнь, богатая, торговая и в то же время полная битв и опасностей… И еще – попросить небесного покровителя города – святого Трифона – помочь и тебе в твоих земных делах…
Один из символов Котора – венецианский лев (лев святого Марка). Это геральдическое животное гордо взирает на туристов с городских стен. Лев святого Марка – это своего рода оберег. Он охраняет покой города и мирную жизнь его обитателей. Несколько столетий Котор находился под покровительством Венецианской республики, что сильно повлияло на его традиции, нравы и архитектуру.

Котор – один из самых итальянских городов Черногории. Не случайно другой его символ – венецианская карнавальная маска. Такие маски – яркие, блестящие, затейливо украшенные – можно примерить или купить в одной из многочисленных лавочек Старого города.
Во времена владычества Венецианской республики по улицам города прогуливались изящно одетые синьоры с венецианскими зонтиками в руках. Синьоры носили затейливые ювелирные украшения, по которым можно было определить, замужем дама или нет. Одни из них были женами моряков или торговцев, другие – представительницами старинных семей, разбогатевших на морской торговле. Согласно городскому уставу, селиться в Которе могли только моряки, торговцы, ремесленники, священники или аристократы. К числу ремесленников относили не только ювелиров или портных, но и хозяев книгопечатных мастерских и даже поэтов. Ведь поэт – это, прежде всего, «мастер», маэстро, а значит – ремесленник. Средневековые цеховые уставы определяли жизненный ритм и правила поведения всех этих многочисленных мастеров – художников, скульпторов, портных, стекольщиков, поэтов, ювелиров.
А еще в Которе были самые лучшие и точные зеркала – венецианские, в роскошных золотых рамах. В эти зеркала и гляделись местные красавицы, одетые на итальянский манер, в кружевных мантильях или с изящными зонтиками в руках. Теперь в венецианские зеркала охотно заглядывают туристки. Так хочется представить себя знатной средневековой дамой или хотя бы женой капитана, которая дожидается мужа из плаванья, а пока – прихорашивается и покупает наряды, впрок…
Знаменитые крепостные стены Котора строились и перестраивались с IX по XIX век. Они окружают Старый город и поднимаются на высокий каменистый холм. Длина этих стен составляет 4.5 километра, высота достигает 20 м, а толщина – 16-ти м. На вершине холма, на высоте 260 метров над уровнем моря, находится крепость Святого Иоанна (итал. bastione di San Giovanni).
В город ведут несколько ворот – Морские, XVI  века, Ворота Гурдича (Южные) и Речные (Северные). Морские ворота сложены из огромных каменных блоков и украшены готическим барельефом XV века, изображающим Мадонну с Христом. По бокам Богородицы стоят святые Трифон и Бернард.
Южные ворота отделены от дороги подъемным мостом, расположенным над горловиной пещеры. В дождливые дни из пещеры вырывается пресная вода.
Речные ворота были возведены в память о победе жителей Котора над жестоким турецким адмиралом Хайруддином Барбароссой. Эта славная победа произошла в 1539 г. Сохранилась надпись над воротами, которая гласит, что турецкий адмирал осадил город с 70 кораблями и тремя тысячами солдат, но не смог захватить Котор.
Сильный и богатый город Котор – административный, политический и торговый центр залива Бока Которская – был главным соперником Пераста. До начала ХХ века этот город мореходов и купцов называли Каттаро – на итальянский манер. Название города переводится как «богатый горячими источниками» (от греческого katareo). Впрочем, слово «Каттаро» можно перевести и как «суженный», что указывает на форму Боки Которской.
Основным занятием местных жителей всегда были и поныне остаются мореплавание и торговля. В городе находится морской порт, Морской музей Черногории, Институт биологии моря, морской факультет Университета Черногории (выросший из мореходной школы с трёхвековой историей), Ассоциация судовладельцев Черногории и братство моряков Бокельска морнарица. Старый городской центр Котора был в 1979 году внесён в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

В здешних местах все «бокельское» (то есть этнически относящееся к Боке Которской) – и культура, и архитектура, и традиции, и пища. Бокельская кухня напоминает итальянскую, и, к слову сказать, итальянцы посещают Боку Которскую особенно часто. Ведь именно здесь им предложат и спагетти, и равиоли, и пасту – и все это в лучших итальянских традициях!
Для тех же, кто любит старую добрую Европу и обожает старую добрую Италию, Бока Которская покажется райским местечком. Здесь переплетаются сербские и итальянские традиции, рождая удивительный, неповторимый, отполированный временем сплав… В Которе – городе моряков, торговцев, ремесленников и аристократов – царят Искусство и Море. Здесь ценят мастеров своего дело и охотно слушают рассказы о дальних краях.

У городских стен мы встретили пожилого моряка Блажена, который побывал в рейсах во множестве портов мира – от Одессы до Владивостока. Сейчас Блажен работает в Будве, в баре Tropico на Будванской Ривьере. Он коллекционирует эмблемы увиденных в плаваниях городов и сохранил самые добрые воспоминания о веселой и темпераментной Одессе. Таковы которцы – в старину и поныне. Они много видели, много знают, осмотрели полмира, но сочли, что нет ничего лучше, чем старинный город Котор, покой которого охраняет венецианский лев!

Сокращенный вариант статьи опубликован в газете "Крымское время" 18 октября 2012

Комментариев нет:

Отправить комментарий