МVfhb
В
Симферопольском Доме художника
презентовали книгу «Юрий Волков
- художник-баталист»
Марина ГУСАРОВА
Фото автора
...Живет
рядом с нами человек. Живет скромно,
честно и тихо, все время посвящая творчеству.
И только после того, как он уйдет из этого мира, мы понимаем, что прошли
мимо чего-то очень важного. Наверное,
именно так многие современники прошли мимо творчества Юрия Васильевича
Волкова - художника, опередившего свое время,
но так и оставшегося непонятым.
По стопам Верещагина и Самокиша
Бывший евпаторийский школьник, студент
Крымского художественного училища, один из любимых учеников Николая Самокиша,
он в девятнадцать лет уходит на фронт
защищать Севастополь – город, в котором родился. Был в плену, трижды бежал, получил тяжелое ранение в голову, освобождал Прагу, брал Вену и Будапешт… За
мужество и отвагу награжден орденом «Красной Звезды» и пятью
медалями. Но главное - 5 февраля 1945 года Волков получает от командования разрешение
выполнять фронтовые зарисовки и писать
небольшие батальные картины. Именно так
молодой художник пошел, что называется, по стопам Василия Верещагина и своего
учителя Николая Самокиша, став своего рода военным корреспондентом – правда,
вооруженным не лейкой и блокнотом, а карандашом и бумагой.
Талантливые карандашные «репортажи» Юрия
Волкова с тетра военных действий часто становились не просто набросками, поражавшими почти
документальной четкостью, а основой для картин. Картин эмоциональных, живых и удивительно честных. Именно за эту
честность, зачастую идущую вразрез с «победной» советской идеологией, власти
впоследствии и невзлюбили художника.
Будучи профессионалом высочайшего класса,
он так и остался «недоучкой», закончив всего два курса художественного училища. Хотя и до войны, и
после нее приглашали Волкова в Москву, в
прославленную студию батального искусства имени Грекова. Почему не поехал? Наверное, потому что,
переполненный военными впечатлениями, хотел Юрий Васильевич поскорее вернуться
в родную Евпаторию, чтобы начать самостоятельную творческую работу - ведь ему
было, что сказать. В своей мастерской на
улице Революции он дни и ночи напролет работал и учился – писал с натуры, сам
делал манекены, для чего досконально изучил анатомию. А его обширной
коллекции военного реквизита, которую
собирать он начал еще на фронте, могли позавидовать даже специалисты. И уже спустя два года на
выставках в художественном музее в Симферополе одна за другой появляются три батальные картины «На Сталинградской
дороге», «Не уйти», «Подвиг пяти черноморцев» - именно на долю этой работы
выпал особенный успех. В марте 1947
года Волкова принимают в Союз художников
СССР. Ему всего двадцать шесть. Он
молод, уже известен и очень востребован. Пишет картины, иллюстрирует книги о событиях Великой
Отечественной войны в Крыму, удивительно правдиво, буквально кровью сердца
изображая ожесточенные бои, зверства карателей, позорное отступление фашистских
войск. А как же иначе – ведь все это он
видел своими глазами.
В поисках истины
Волков мог бы стать приближенным к власти «придворным»
советским баталистом. Но не стал – слишком честным и бескомпромиссным человеком
он был. И еще – глубоко верующим и поэтому понимающим, какой величайшей
трагедией в истории человечества была та страшная война.
Ему не простили создание росписи «Голгофа»
в Свято-Николаевском соборе Евпатории, после безжалостно уничтоженной гашеной
известью по приказу партийных
«богоборцев». Не простили и пронзительной правды его последнего большого
батального полона «Не забудем», где он показал страшную цену победы в битве под
Сталинградом. На всесоюзной выставке в Москве картина провисела всего три дня,
а потом была снята «по указанию свыше». Дальнейшая судьба полотна оказалась еще более таинственной.
Министерство культуры СССР заплатило Волкову за картину – и художник больше никогда ее не видел.
Он так и не стал Заслуженным деятелем
искусств СССР - кандидатуру «неудобного»
художника отклонили. Но очередной удар
не заставил Волкова опустить руки – он снова расписывает храмы, проводит
эксперименты по усовершенствованию
различных техник живописи, работая на износ и не получая за это ни
копейки, создает серии пейзажей, рисует
углем, тушью, экспериментирует с керамикой…
Последние годы художник провел буквально на
грани нищеты, зато рядом с любящей женой Ольгой. Искусство не принесло ему денег, впрочем, он и не собирался превращать данное
Богом дарование в лишь в способ заработка,
считая: «В жизни надо делать то, что улучшит твою жизнь и жизнь других, но не в
сторону материальных благ, а сделает жизнь духовно богаче, красивее и уменьшить
то количество зла и жестокости, которых в нашем XX веке слишком много».
Еще совсем недавно казалось - и само имя Юрия Волкова, и его наследие
забыто навсегда. Но не зря говорится: человек полагает, а Бог располагает.
Наверное, где-то там свыше решили исправить несправедливость, соединив воедино
усилия неравнодушных людей и…
От домыслов – к правде
Теперь имя Волкова носит художественная школа
Евпатории. 9 декабря 2011 года на той самой улице Революции, где некогда
была мастерская художника, открыли мемориальную доску. Не прошло и года – и в
свет вышла книга о выдающемся художнике-баталисте, в которую вошли репродукции
его работ, статьи и выдержки из дневников художника.
-
Впервые на постсоветском пространстве альбом великого живописца и
теоретика живописи издается на государственные деньги, - отметил председатель
Крымского республиканского отделения Союза художников Украины Николай Моргун.
-
Это событие стало знаковым не только для ценителей живописи, но и для
творческой молодежи, - считает министр культуры АРК Алена Плакида. – Ведь
Юрий Васильевич Волков учился в нашем художественном училище, недавно
отметившем 75-летие, постигал мастерство у мэтра живописи Николая
Самокиша. Его мастерство и опыт –
ценнейшее наследие, которое необходимо изучать.
В зале
собрались те, кто знал Волкова и помог
увидеть свет этой прекрасной книге,
- друг и коллега, художник Николай Дудченко, журналисты Лариса
Копаенко и Александр Бондаренко,
издатель Василий Жерибор, литературный редактор
книги Людмила Вальченко и, конечно, та, без кого это событие наверняка не
состоялось бы, – вдова художника, искусствовед Ольга Васильевна Шалугина-Волкова.
Именно она безвозмездно передала картины мужа в краеведческий музей Евпатории
и Симферопольский художественный
музей. Именно она стала составителем
альбома, автором вступительной статьи
и каталога.
-
Как-то Ольга Васильевны сказала: «Вокруг имени моего мужа столько домыслов - очень нужно, чтобы родилась книга, которая
прольет свет, скажет правду о его личности»,
- вспоминает редактор Людмила
Вальченко. – Помню, работать приходилось
буквально над каждым словом. И я могу сказать со стопроцентной уверенностью –
книга удалась. Она написана очень ясно, чисто и искренне. Такую книгу мог
написать только очень понимающий, любящий человек. Ольга Васильевна сделала великое дело – своей
жизнью она продлила жизнь мужа, завершила ее.
-
Юрий Волков был одним из немногих, кто показал войну как величайшую
трагедию, - подвела итог презентации
Ольга Волкова. – Всю свою жизнь он все глубже проникал в вечную тему – борьбу
добра и зла, показывал разные ее грани. Многие его картины не были приняты
только потому, что они опередили время…
Свершилось.
Теперь работы Юрия Волкова, хоть и в виде репродукций, доступны широкому
зрителю. Единственное препятствие – тираж маловат, всего пятьсот экземпляров.
Остается надеяться, что второе издание
альбома уже не за горами.
Ребята как прекрасно что вы воскресили моего любимого крымского художника Юрия Васильевича Волкова Восхищался работами еще с детства и учась в академии в Москве всем рассказывал о чудо художнике И крайне удивлялся что его никто не знает Я думаю что ничего не бывает зря. И мы в этом убедимся Художник Костя мирошник
ОтветитьУдалитьОльга Васильевна Волкова - ЛУЧШИЙ В МИРЕ ЧЕЛОВЕК!!!!Она добрая, умная и по-настоящему предана своему делу!!!Ее жизнь показывает нам всем как нужно любить свою вторую половинку. Даже после смерти мужа она живет им и помогает ему во всем. Стремится донести до нас то, что он не смог в силу строгости тех времен. Долгих лет здоровья!!!Ваша ученица.
ОтветитьУдалить