среда, 17 октября 2012 г.

Долгое возвращение

МVfhb


  В Симферопольском Доме художника  презентовали книгу «Юрий Волков  -  художник-баталист»
  
    Марина ГУСАРОВА
    Фото автора

      ...Живет  рядом с нами человек. Живет скромно, честно и тихо, все время посвящая творчеству.   И только после того, как он уйдет из этого мира, мы понимаем, что прошли мимо чего-то очень важного.  Наверное, именно так многие современники прошли мимо творчества Юрия Васильевича Волкова  - художника, опередившего свое время, но так и оставшегося непонятым.

  По стопам Верещагина и Самокиша

    Бывший евпаторийский школьник, студент Крымского художественного училища, один из любимых учеников Николая Самокиша, он в девятнадцать лет уходит на фронт  защищать Севастополь – город, в котором родился.  Был в плену, трижды бежал,  получил тяжелое ранение в голову,  освобождал Прагу, брал Вену и Будапешт…    За  мужество и отвагу награжден орденом «Красной Звезды» и пятью медалями.  Но главное  - 5 февраля 1945 года  Волков получает от командования разрешение выполнять фронтовые зарисовки и  писать небольшие батальные картины.  Именно так молодой художник пошел, что называется, по стопам Василия Верещагина и своего учителя Николая Самокиша, став своего рода военным корреспондентом – правда, вооруженным не лейкой и блокнотом, а карандашом и бумагой.

        Талантливые карандашные «репортажи» Юрия Волкова с тетра военных действий часто становились  не просто набросками, поражавшими почти документальной четкостью,  а основой             для картин. Картин  эмоциональных, живых  и удивительно честных. Именно за эту честность, зачастую идущую вразрез с «победной» советской идеологией, власти впоследствии и невзлюбили художника.

      Будучи профессионалом высочайшего класса, он так и остался «недоучкой», закончив всего два курса  художественного училища. Хотя и до войны, и после нее приглашали Волкова в Москву, в  прославленную студию батального искусства имени Грекова.   Почему не поехал? Наверное, потому что, переполненный военными впечатлениями, хотел Юрий Васильевич поскорее вернуться в родную Евпаторию, чтобы начать самостоятельную творческую работу - ведь ему было, что сказать. В своей мастерской  на улице Революции он дни и ночи напролет работал и учился – писал с натуры, сам делал манекены, для чего досконально изучил анатомию. А его обширной коллекции  военного реквизита, которую собирать он начал еще на фронте, могли позавидовать  даже специалисты. И уже спустя два года на выставках в художественном музее в Симферополе одна за другой появляются  три батальные картины «На Сталинградской дороге», «Не уйти», «Подвиг пяти черноморцев» - именно на долю этой работы выпал особенный успех.  В марте 1947 года  Волкова принимают в Союз художников СССР.  Ему всего двадцать шесть. Он молод, уже известен и очень востребован. Пишет картины,  иллюстрирует книги о событиях Великой Отечественной войны в Крыму, удивительно правдиво, буквально кровью сердца изображая ожесточенные бои, зверства карателей, позорное отступление фашистских войск.  А как же иначе – ведь все это он видел своими глазами.

     В  поисках истины

     Волков мог бы  стать приближенным к власти «придворным» советским баталистом. Но не стал – слишком честным и бескомпромиссным человеком он был. И еще – глубоко верующим и поэтому понимающим, какой величайшей трагедией в истории человечества была та страшная война.

    Ему не простили создание росписи «Голгофа» в Свято-Николаевском соборе Евпатории, после безжалостно уничтоженной гашеной известью  по приказу партийных «богоборцев». Не простили и пронзительной правды его последнего большого батального полона «Не забудем», где он показал страшную цену победы в битве под Сталинградом. На всесоюзной выставке в Москве картина провисела всего три дня, а потом была снята «по указанию свыше». Дальнейшая судьба полотна  оказалась еще более таинственной. Министерство культуры СССР заплатило Волкову за картину – и художник больше  никогда ее не видел.

     Он так и не стал Заслуженным деятелем искусств СССР  - кандидатуру «неудобного» художника отклонили.   Но очередной удар не заставил Волкова опустить руки – он снова расписывает храмы, проводит эксперименты по усовершенствованию  различных техник живописи, работая на износ и не получая за это ни копейки,  создает серии пейзажей,   рисует углем, тушью, экспериментирует с керамикой…

   Последние годы художник провел буквально на грани нищеты, зато рядом с любящей женой Ольгой. Искусство не принесло  ему денег,  впрочем, он и не собирался превращать данное Богом дарование в  лишь в способ заработка, считая: «В жизни надо делать то, что улучшит твою жизнь и жизнь других, но не в сторону материальных благ, а сделает жизнь духовно богаче, красивее и уменьшить то количество зла и жестокости, которых в нашем XX веке слишком много».

     Еще совсем недавно казалось  - и само имя Юрия Волкова, и его наследие забыто навсегда. Но не зря говорится: человек полагает, а Бог располагает. Наверное, где-то там свыше решили исправить несправедливость, соединив воедино усилия неравнодушных людей и…

      От домыслов – к правде

    Теперь имя Волкова носит художественная школа Евпатории.   9 декабря 2011 года  на той самой улице Революции, где некогда была мастерская художника, открыли мемориальную доску. Не прошло и года – и в свет вышла книга о выдающемся художнике-баталисте, в которую вошли репродукции его работ, статьи и выдержки из дневников художника. 



 -  Впервые на постсоветском пространстве альбом великого живописца и теоретика живописи издается на государственные деньги, - отметил председатель Крымского республиканского отделения Союза художников Украины Николай Моргун. 



    -  Это событие стало знаковым не только для ценителей живописи,  но и для  творческой молодежи, - считает министр культуры АРК Алена Плакида. – Ведь Юрий Васильевич Волков учился в нашем художественном училище, недавно отметившем 75-летие, постигал мастерство у мэтра живописи Николая Самокиша.  Его мастерство и опыт – ценнейшее наследие, которое необходимо изучать.

   В зале собрались те, кто знал Волкова и помог  увидеть свет этой прекрасной книге,  - друг и коллега, художник Николай Дудченко, журналисты Лариса Копаенко  и Александр Бондаренко, издатель Василий Жерибор,  литературный редактор книги Людмила Вальченко и, конечно, та, без кого это событие наверняка не состоялось бы, – вдова художника, искусствовед Ольга Васильевна Шалугина-Волкова. Именно она безвозмездно передала картины мужа в краеведческий музей Евпатории и   Симферопольский художественный музей.  Именно она стала составителем альбома,  автором вступительной статьи и  каталога. 

 -   Как-то Ольга Васильевны сказала: «Вокруг имени  моего мужа столько домыслов  -  очень нужно, чтобы родилась книга, которая прольет свет, скажет правду о его личности»,  -  вспоминает редактор Людмила Вальченко. –  Помню, работать приходилось буквально над каждым словом. И я могу сказать со стопроцентной уверенностью – книга удалась. Она написана очень ясно, чисто и искренне. Такую книгу мог написать только очень понимающий, любящий человек.  Ольга Васильевна сделала великое дело – своей жизнью она продлила жизнь мужа, завершила ее.


   -  Юрий Волков был одним из немногих, кто показал войну как величайшую трагедию, -  подвела итог презентации Ольга Волкова. – Всю свою жизнь он все глубже проникал в вечную тему – борьбу добра и зла, показывал разные ее грани. Многие его картины не были приняты только потому, что они опередили время…

       Свершилось.  Теперь работы Юрия Волкова, хоть и в виде репродукций, доступны широкому зрителю. Единственное препятствие – тираж маловат, всего пятьсот экземпляров. Остается надеяться, что второе издание  альбома уже не за горами.

"КВ" № 111 от 18 октября 2012 г.

2 комментария:

  1. Ребята как прекрасно что вы воскресили моего любимого крымского художника Юрия Васильевича Волкова Восхищался работами еще с детства и учась в академии в Москве всем рассказывал о чудо художнике И крайне удивлялся что его никто не знает Я думаю что ничего не бывает зря. И мы в этом убедимся Художник Костя мирошник

    ОтветитьУдалить
  2. Ольга Васильевна Волкова - ЛУЧШИЙ В МИРЕ ЧЕЛОВЕК!!!!Она добрая, умная и по-настоящему предана своему делу!!!Ее жизнь показывает нам всем как нужно любить свою вторую половинку. Даже после смерти мужа она живет им и помогает ему во всем. Стремится донести до нас то, что он не смог в силу строгости тех времен. Долгих лет здоровья!!!Ваша ученица.

    ОтветитьУдалить