среда, 3 октября 2012 г.

Года идут – а мир все тот же…














  Марина ГУСАРОВА
  Фото Виталия ПАРУБОВА

       Новый театральный сезон в Крымском академическом русском драматическом театре им. Горького  открыли классикой  - спектаклем «Доходное место» по пьесе Александра Островского. 
    Как откровенно признался в интервью накануне сезона художественный руководитель «горьковского», а по совместительству – режиссер-постановщик премьеры Анатолий Новиков,   эта  комедия Островского - пьеса на все времена. 
    То, что «Доходное место» — мина замедленного  действия, власти поняли сразу после  того, как  пьесу в 1957 году напечатали в журнале "Русская беседа".  Реакция была мгновенной – к постановке в театрах  новинку не допустили.  Лишь через шесть лет - 27 сентября 1863 года -  комедию впервые поставят  в Петербурге, на сцене знаменитой  Александринки.  

    Думаю, тайные мысли о запрете «Доходного места» регулярно щекочут чиновничьи мозги и сегодня. Но, как говорится, видит око,  да зуб неймет – слишком большой риск разбить толоконный лоб о гранитно  крепкое реноме признанного классика.   Остается одно  -  на голубом глазу  наблюдать за происходящим на сцене, делая невинный вид: «Да разве это про нас!». Увы, и про вас тоже, бывшие товарищи, а ныне – господа!
    Что же наверняка зацепит  зрителя на премьере?   Прежде всего -  глубина анализа, умение разложить ситуацию, что называется, по полочкам. Наверху чиновного «карточного домика» - настоящий «туз» - Аристарх Владимирыч Вышневский (Анатолий Новиков).  Несколькими рангами ниже – «десяточка», выслужившийся из чиновничьей «мелкоты» Аким Акимыч Юсов (Игорь Бондзик).  Особняком стоит миловидный «валет» -  племянник «туза» Вася Жадов (Дмитрий Еременко) – юноша пылкий, не чуждый вольнодумным взглядам и любовному томлению. И, наконец, «шестерка» - помощник Юсова Онисим Панфилыч Белогубов (Владимир Курцеба) – ни грамотностью, ни  умом не отмеченный, зато услужливый!
    И без дам не обошлось.  Червонная – очаровательная супруга Вышневского Анна Павловна (Татьяна Павлова), отчаянно скучающая и в глубине души презирающая  и  престарелого муженька, и затхлую атмосферу  родного дома. Пиковая – небогатая вдова чиновника Фелисата Кукушкина  (Инна Аносова), только и думающая, как бы выгоднее пристроить дочерей – бойкую «бубновую» Юлиньку (Елена Ципилева) и мечтательную даму треф Полину (Юлия Островская). 
        За два часа спектакля героям предстоит пережить взлеты и падения,   радужные надежды и горькое разочарование, но самое главное – переоценку ценностей. Островский отнюдь не утопист  -    порой он реалистичен просто до жесткости.  Когда бывший «правдоискатель» Жадов приходит, наконец, к дядюшке просить «доходного места», Вышневский  не жалеет для бывшего идеалиста самых обидных, самых издевательских слов.  Почему?  Наверное, потому, что  Жадов – еще недавно прямой, бескомпромиссный, сплошной «немой укор» системе взяток и кумовства,   так быстро сдался, уступив уговорам уставшей от бедности молодой жены. А, может, в своем племяннике дядюшка увидел себя, много лет назад тоже полного надежд изменить мир и  так же позорно капитулировавшего?
      А вот в современном нам мире подобные метания – скорее, исключение, чем правило.  Рядом с нами уверенно правят бал исполнители-Юсовы и    беспинципные карьеристы-Белогубовы.   Взывающих к «общественному мнению»  Жадовых сегодня к чиновничьей кормушке и на пушечный выстрел не подпустят. А вот озвученные Вышневским  строки «наше общественное мнение: не пойман – не вор!», стали не просто крылатой фразой -  руководством к действию!

    Классика – великая сила. Под ее  эгидой сегодня еще можно говорить правду, невзирая на ранги и лица.  Что  и сделали худрук и его команда.  И опытные актеры, и молодежь  попытались «нырнуть в Островского», что называется, до дна. Откровенно гротескна Кукушкина Инны Аносовой. Плакатно-беспринципна в роли Юленьки Елена Ципилева, а Юлия Островская, напротив, поднимает образ уставшей от нищенского существования Полины  до подлинного драматизма. Надломленным цветком предстает перед зрителем  Анна Павловна Татьяны Павловой. Убийственно ядовит  в исполнении Анатолия Новикова  непотопляемый Аристарх Вышневский. Приспособленец Белогубов Владимира Курцебы способен у любого  вызвать безоговорочное презрение.  А Дмитрий Еременко и его Жадов заставляют задуматься: на каком «градусе» бедности способны улетучиться наши благие намерения?

   Однако самые интересные метаморфозы предстояло претерпеть Игорю Бондзику. Записные театралы еще помнят,  как  несколько лет назад он сыграл в «Доходном месте»  - да-да, того самого, полного юношеского максимализма  Василия  Николаевича Жадова.  А теперь – Аким Акимыча Юсова, самую, что ни на есть, чиновничью душу…
     «Доходное место» и такие же, уже стоящие вне времени   пьесы не столько дарят нам возможность следить за перипетиями сюжета, сколько возвращают к  вечным темам  -  чести и совести, любви и ненависти, добре и зле. С таких спектаклей  даже самый легкомысленный и невзыскательный зритель не уйдет с пустым сердцем - именно в этом  главная сила классики.

"КВ" № 105 от 4 октября 2012 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий