 
  Марина
ГУСАРОВА
  Фото Виталия ПАРУБОВА
       Новый
театральный сезон в Крымском академическом русском драматическом театре им.
Горького  открыли классикой  - спектаклем «Доходное место» по пьесе
Александра Островского.  
   
Как откровенно признался в интервью накануне сезона художественный
руководитель «горьковского», а по совместительству – режиссер-постановщик
премьеры Анатолий Новиков,   эта 
комедия Островского - пьеса на все времена.  
    То,
что «Доходное место» — мина замедленного  действия, власти поняли сразу после  того, как  пьесу в 1957 году напечатали в журнале
"Русская беседа".  Реакция была
мгновенной – к постановке в театрах 
новинку не допустили.  Лишь через
шесть лет - 27 сентября 1863 года -  комедию впервые поставят  в Петербурге, на сцене знаменитой  Александринки.  

    Думаю, тайные мысли о запрете «Доходного
места» регулярно щекочут чиновничьи мозги и сегодня. Но, как говорится, видит
око,  да зуб неймет – слишком большой
риск разбить толоконный лоб о гранитно  крепкое
реноме признанного классика.   Остается
одно  - 
на голубом глазу  наблюдать за
происходящим на сцене, делая невинный вид: «Да разве это про нас!». Увы, и про
вас тоже, бывшие товарищи, а ныне – господа!
    Что же наверняка зацепит  зрителя на премьере?   Прежде всего -  глубина анализа, умение разложить ситуацию,
что называется, по полочкам. Наверху чиновного «карточного домика» - настоящий
«туз» - Аристарх Владимирыч Вышневский (Анатолий Новиков).  Несколькими рангами ниже – «десяточка»,
выслужившийся из чиновничьей «мелкоты» Аким Акимыч Юсов (Игорь Бондзик).  Особняком стоит миловидный «валет» -  племянник «туза» Вася Жадов (Дмитрий Еременко)
– юноша пылкий, не чуждый вольнодумным взглядам и любовному томлению. И,
наконец, «шестерка» - помощник Юсова Онисим Панфилыч Белогубов (Владимир
Курцеба) – ни грамотностью, ни  умом не
отмеченный, зато услужливый!

    И без дам не обошлось.  Червонная – очаровательная супруга Вышневского
Анна Павловна (Татьяна Павлова), отчаянно скучающая и в глубине души
презирающая  и  престарелого муженька, и затхлую
атмосферу  родного дома. Пиковая –
небогатая вдова чиновника Фелисата Кукушкина 
(Инна Аносова), только и думающая, как бы выгоднее пристроить дочерей –
бойкую «бубновую» Юлиньку (Елена Ципилева) и мечтательную даму треф Полину
(Юлия Островская). 

        За два часа спектакля героям предстоит
пережить взлеты и падения,   радужные
надежды и горькое разочарование, но самое главное – переоценку ценностей.
Островский отнюдь не утопист  -    порой он реалистичен просто до
жесткости.  Когда бывший «правдоискатель»
Жадов приходит, наконец, к дядюшке просить «доходного места», Вышневский  не жалеет для бывшего идеалиста самых
обидных, самых издевательских слов. 
Почему?  Наверное, потому,
что  Жадов – еще недавно прямой,
бескомпромиссный, сплошной «немой укор» системе взяток и кумовства,   так быстро сдался, уступив уговорам уставшей
от бедности молодой жены. А, может, в своем племяннике дядюшка увидел себя,
много лет назад тоже полного надежд изменить мир и  так же позорно капитулировавшего?

      А
вот в современном нам мире подобные метания – скорее, исключение, чем
правило.  Рядом с нами уверенно правят
бал исполнители-Юсовы и    беспинципные карьеристы-Белогубовы.   Взывающих
к «общественному мнению»  Жадовых сегодня
к чиновничьей кормушке и на пушечный выстрел не подпустят. А вот озвученные
Вышневским  строки «наше общественное
мнение: не пойман – не вор!», стали не просто крылатой фразой -  руководством к действию!

    Классика – великая сила. Под ее  эгидой сегодня еще можно говорить правду,
невзирая на ранги и лица.  Что  и сделали худрук и его команда.  И опытные актеры, и молодежь  попытались «нырнуть в Островского», что
называется, до дна. Откровенно гротескна Кукушкина Инны Аносовой.
Плакатно-беспринципна в роли Юленьки Елена Ципилева, а Юлия Островская,
напротив, поднимает образ уставшей от нищенского существования Полины  до подлинного драматизма. Надломленным цветком
предстает перед зрителем  Анна Павловна
Татьяны Павловой. Убийственно ядовит  в
исполнении Анатолия Новикова 
непотопляемый Аристарх Вышневский. Приспособленец Белогубов Владимира
Курцебы способен у любого  вызвать
безоговорочное презрение.  А Дмитрий
Еременко и его Жадов заставляют задуматься: на каком «градусе» бедности
способны улетучиться наши благие намерения?

   Однако самые интересные метаморфозы
предстояло претерпеть Игорю Бондзику. Записные театралы еще помнят,  как  несколько
лет назад он сыграл в «Доходном месте»  -
да-да, того самого, полного юношеского максимализма  Василия 
Николаевича Жадова.  А теперь –
Аким Акимыча Юсова, самую, что ни на есть, чиновничью душу… 
     «Доходное место» и такие же, уже стоящие вне
времени   пьесы не столько дарят нам
возможность следить за перипетиями сюжета, сколько возвращают к  вечным темам 
-  чести и совести, любви и
ненависти, добре и зле. С таких спектаклей 
даже самый легкомысленный и невзыскательный зритель не уйдет с пустым сердцем
- именно в этом  главная сила классики.
"КВ" № 105 от 4 октября 2012 г. 
 
Комментариев нет:
Отправить комментарий