Алексей ВАСИЛЬЕВ
Хорошая современная поэзия – явление редкое. Хорошая крымская поэзия – штука почти уникальная. И все же имена двух поэтов, имеющих отношение к Крыму, я бы рекомендовал читателям «КВ». Владимир ГУБАНОВ и Олег ФИЛИПЕНКО: на излете прошлого года их стихотворные сборники увидели свет. Поговорим об этом.
Хорошая современная поэзия – явление редкое. Хорошая крымская поэзия – штука почти уникальная. И все же имена двух поэтов, имеющих отношение к Крыму, я бы рекомендовал читателям «КВ». Владимир ГУБАНОВ и Олег ФИЛИПЕНКО: на излете прошлого года их стихотворные сборники увидели свет. Поговорим об этом.
Журналиста Владимира Губанова знают многие крымские, и прежде всего севастопольские читатели ( Владимир – родился, живет и работает в городе-герое). Но больше Губанов известен как автор и исполнитель собственных песен. Таких, как «В Стамбуле вечер», «Реквием по линкору «Новороссийск», «Севастопольский романс», «Эскимо» и еще десятка других. Они хорошо известны многим любителям авторской песни. Поэтому концерты Губанова не нуждаются в дополнительной рекламе и проходят всегда на «ура» (один из последних состоялся недавно и в крымской столице).
По признанию барда, его произведения изначально рождаются в виде песен. А тут – книга. Сборник стихов – "РЕЧИТАТИВ" (издательство «Дельта», Севастополь). В нем сочинения «поющего поэта» впервые представлены в печатном виде.
Для многих стихи Губанова , это прежде всего - песни. Действительно, сложно воспринимать поэзию, если слышал «как она поётся». Нечто подобное произошло и со сборником стихотворений Высоцкого «Нерв», с напечатанными стихами-песнями Галича и Окуджавы. Стихи бардов всегда «поются».
По этому поводу Владимир Губанов, поделился со мной наблюдением о том, что мелодика стиха и мелодика песни, действительно отличаются друг от друга.
В любом случае у ценителей хорошей поэзии и творчества Владимира Губанова, появился шанс по своему услышать стихи этого незаурядного поэта, стоит лишь открыть книгу.
А в книге – воплощенная в стихах любовь к Крыму. На первый взгляд некоторые образы Губанова вторичны – те же купринские листригоны, или гриновский Зурбаган. Но это на первый взгляд. Стихи Владимира свежи, оригинальны и безусловно талантливы. Согласитесь, что воспеть Крым без розовых сантиментов удается не каждому.
…На экваторе этой поэтической заметки, прежде чем перейдем ко сборнику второго поэта, зададим неожиданный вопрос – а нужны ли сейчас поэты? Хорошие менеджеры нужны точно. Толковые системные администраторы тоже. И еще умелые тренд-вотчеры весьма востребованы. А поэты, тем более хорошие поэты? Вот если плохой хирург проведет операцию – больной может умереть. Плохой пилот – не сдобровать пассажирам. А плохой поэт? А плохой поэт – погибнет, зачахнет нация. Представьте, к примеру, что нет у нас Пушкина. А вместо него – Демьян Бедный. Вот и нет русских. Оттого к поэтам на Руси такие завышенные требования . В связи с этим, «профессия - поэт» - самая загадочная и неизученная. Действительно, что это за странные люди такие поэты – живущие в своем воображаемом мире, но умудряющиеся спасать и наш, реальный?
***
На этот вопрос отвечает Олег Филипенко . Отвечает в своей поэме (своей поэмой?) "ОДИН ДЕНЬ НЕИЗВЕСТНОГО ПОЭТА" (издательский дом «Луч», Москва).
Вам не известен поэт Филиппенко? Возможно, вы знаете кинорежиссера Филиппенко? Потому, что, что греха таить, теленовинки нас интересуют больше, чем новости поэзии… А было бы наоборот, то мы сразу вспомнили бы, что Олег Васильевич, прежде всего автор поэм «Повесть о Демоне», «Женщины», романа в стихах «История одного бездельника», и уж потом уже режиссер сериалов «Соседи», «Автономка» и пр.
Но не смотря на то, что кинематографическая звезда Олега сияет пока , что ярче – на вопрос кем же он себя ощущает поэтом или режиссером, Филиппенко признался мне без колебаний – конечно поэтом.
Если втиснуть его ответ под газетный шаблон, то поэзия – жизнь Олега Филипенко, режиссура – работа.
Стодвухстраничная поэма Олега Васильевича «Один день неизвестного поэта» написана с эпическим размахом. Эпичность придает форма, точнее размер, позаимствованный у античных стихотворцев - гекзаметр. А почему бы и нет? Одиссея неизвестного крымского поэта проходит на московских улочках, в офисе какой-то «рога- и- копытной» конторы. Начинается поэма со звонка будильника, заканчивается вечерним «отбоем». Всё по пунктам, строго, даже физиологично. Содержание книги полностью соответствует названию. Не сомневаюсь, что вы, как и я, читая эту завораживающую книгу будете ждать откровения, раскрытия тайну поэтического ремесла. Надежды оправдаются! Несмотря на то, что, только под вечер неизвестный наш герой сможет оторваться от дел суетных и написать десяток строк (после ванной и перед прогулкой с собакой). Кто-то пожмет плечами – «хороша ж поэтическая кухня»… Но на мой взгляд разгадка поэмы Филиппенко не в концовке, а в каждой букве, каждой строчке поэмы. Потому, что поэт всегда остается Поэтом, в любую секунду своей жизни, даже когда не пишет, даже когда ест, пьет или смотрит на струйку, которая «бьется упруго в дно унитаза».
В отличие от описания одного дня известного «заключенного героя» Солженицына, герой Филипенко не рассчитывает на амнистию. Быть Поэтом его пожизненный приговор и божественный дар одновременно.
…На заре прошлого века поэт Николай Гумилев абсолютно серьезностью утверждал, что миром должны править поэты. Не спешите улыбаться. Вспомните, кто только нами не руководил, начиная от кухарок. Вот так и живем. Почему бы не довериться поэтам, терять уже нечего… Во всяком случае, я убежден, что каждый, кто прочтет стихи упомянутых выше поэтов, получит гораздо больше удовольствия, чем от изучения программных установок пусть даже самой лучшей партии.
Сокращенный вариант статьи опубликован в "КВ" №32 от 24 марта 2011г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий