вторник, 22 марта 2011 г.

Любительский театр от слова "любить"


Алексей АРУНЯН

Театр «Точка отсчета» не начинается с вешалки. Молодежным творческим инициативам сейчас приходится туго в финансовом плане, и собственный зал — это фантастическая роскошь. Молодые театралы кочуют из одного культурного учреждения в другое, но эти бытовые трудности их не пугают. Более трех лет «Точка отсчета» старается удивить искушенного зрителя новыми постановками, и расширяет репертуар.

Новым пристанищем молодых театралов стал Дом-музей Ильи Сельвинского. Здесь нет классических трех звонков. Зрители постепенно подтягиваются в фойе музея, ожидая сигнала от дежурных «Точки отсчета». Неожиданно к собравшимся обращается молодой человек: «оратор» оказался актером другого молодежного театра — «Мы», пригласил присутствующих на спектакли своей студии и предложил ребятам из «Точки отсчета» дружить коллективами. Так что, как бы не осыпали современную молодежь обвинениями в бездуховности, многие представители нового поколения не только ощущают дефицит культуры, но даже добровольно самоорганизуются, чтобы его восполнить.

Подошло время, и мы спускаемся в подвал здания. Одно из его помещений переоборудовано под театральный зал. Комната невелика, для зрителей всего лишь два ряда. На полу расстелены туристические коврики-«пенки» и одеяла — для тех, кому не хватило сидений. Публика рассаживается в импровизированном партере, спектакль начинается. На сцене — пьеса современного российского драматурга Дмитрия Липскерова «Река на асфальте».

Произведение посвящено вечной проблеме — жизни и смерти. Действующих лиц всего трое: юноша Ричард — изгой, погруженный в размышления о смысле жизни, девушка Канифоль — легкомысленная ветреная студентка из неблагополучной семьи — и рассказчик. По убеждению Ричарда, нужно отказаться от жестокого и безумного мира, спрыгнуть в реку, текущую на асфальте. Река здесь — символ бесконечного универсума, перед которым жизнь — что-то временное и незначительное. Но после встречи с Канифолью Ричарду впервые открылись такие чувства, как любовь и красота. Какой выбор сделать: отказаться от «безобразного мира» или держаться за то прекрасное, которое сложно, но можно отыскать? Такой вопрос ставят авторы постановки. И предлагают зрителю свою версию ответа.

После спектакля захожу к актерам за кулисы.

— В «Реке на асфальте» мне наиболее близко то, что Ричард находит родного человека, — делится впечатлениями исполнитель главной роли Глеб Сосновиков. — Именно любимая девушка выводит его из ямы псевдофилософии, в которую он забрался. Кстати, я, как и главный герой пьесы, пытаюсь находить утешение в трудную минуту у любимых людей.

Худрук «Точки отсчета» Вадим Дзюрдзе подчеркивает: «Наш театр — студенческий. Это значит, что там присутствует бунтарский дух, дух противоречия и несогласия, дух чего-то нового». Сам Вадим уже давно не студент, но бессменно возглавляет «Точку отсчета». На вопрос «почему?» отвечает после минутной паузы: «Я так давно этим занимаюсь, что это, наверное, уже вошло в привычку».

Молодой режиссер театра Валентин Зорко похвастался достижениями «Точки отсчета» на международном уровне. Недавно ребята приняли участие в Международном фестивале любительских театров, который приходил в Минске.

— В фестивале участвовали коллективы из 16 стран. А из шести заявок от Украины выбрали нашу, — говорит он.

Участники «Точки отсчета» не ограничивают свою творческую деятельность актерским делом, многие молодые актеры пробуют себя в литературе и музыке. Студенческий театр стал настоящей кузницей творческих кадров. Недавно актеры «Точки отчета» попробовали свои силы и в кинематографии. Короткометражный фильм «Ловля рыбы запрещена», снятый ребятами, уже получил приз фестиваля «Золотой Чарли» в номинации «Лучший фильм-притча».

В заключение — о творческих планах. В «Точке отсчета» уже более полугода готовят постановку произведений писателя-абсурдиста Даниила Хармса. Премьеру обещают провести на арене Симферопольского цирка. А уже в конце марта — к приезду в крымскую столицу дочери Ильи Сельвинского — ребята представят театрализованную версию произведений крымского поэта в несвойственной «Точке отчета» академической манере.

Комментариев нет:

Отправить комментарий