пятница, 17 августа 2012 г.

Александр Козинцев: «Новый Таможенный кодекс значительно облегчил нашу работу»


  Марина ГУСАРОВА

  Лето  в аэропорту «Симферополь»  - традиционно горячая пора.    Судите сами –  только за период с 23 по 30 июля  здесь приняли 368 воздушных судов и порядка сорока тысяч пассажиров.   Хватает работы в курортный сезон  и таможенникам. Как признался наш собеседник, начальник таможенного поста «Симферополь-аэропорт», советник таможенной службы I ранга Александр Козинцев, до конца сентября – начала октября  у таможенников  - достаточно напряженный период.  А вот во время ЕВРО-2012  наплыва иностранных гостей на полуостров не наблюдалось – хотя готовились к  их приему крымские таможенники на совесть.

  -  В преддверие ЕВРО-2012 наши сотрудники  проходили обучение английскому языку -  и  в грязь лицом не ударили! – подчеркивает Александр Дмитриевич. -     Правда, наплыва иностранных туристов не было – из тех, кто вылетал именно на  ЕВРО-2012,  Крым посетило всего человек  тридцать.        А вот сейчас у нас самый пик – в среднем в сутки оформляем 43-44 воздушных судна и  четыре с половиной  тысячи пассажиров.

 -  А сколько в среднем идет таможенный досмотр?

  -  Возьмем,  допустим, рейс «Москва (Шереметьево) – Симферополь». Прилетает 150 пассажиров.  И таможенный досмотр занимает от 17 до 23 минут.

 - Всех пассажиров?

 - Да, всех ста пятидесяти человек!  Сначала идет прохождение паспортного контроля. Затем – получение багажа.  А потом – уже таможенный контроль.

 -  Александр Дмитриевич, как мы  знаем из сводок, достаточно часто в последнее время на таможне задерживают предметы, представляющие историческую или культурную ценность.  Поясните, пожалуйста, попытка такого провоза  -  чаще всего, халатность  или  в большинстве случаев  это делается осознанно?

-  Что касается культурно-исторических ценностей, то об особенностях из вывоза  или ввоза мы стараемся информировать граждан и в средствах массовой информации, и на наших стендах в зале аэропорта.   Работает в Крыму  и специальная служба контроля за перемещением культурных ценностей,  которая находится в Симферополе  на улице Гоголя, 14, в Республиканском комитете АРК  по охране культурного наследия.  Если гражданин, приобретая что-либо,  сомневается,  представляет ли тот или иной предмет культурно-историческую ценность, можно прийти туда проконсультироваться или получить соответствующее разрешение –  таким образом, вывоз будет совершен легально.    Что касается случаев перемещения  предметов, представляющих культурно-историческую ценность, без разрешительных документов, то они действительно достаточно часты  -  в этом году у нас около 23 процентов  составленных протоколов  касаются именно попыток нелегального провоза культурно-исторических ценностей.  Одни из них совершены  по незнанию, а другие…   Судите сами: вывозит человек старинные часы XIX века знаменитой фирмы «Павел Буре»  - думаю, любому ясно, что на вывоз такой вещи надо получить какие-то легализованные документы в службе контроля за перемещением культурных ценностей.  кспубликанском Однако  в этом случае никакого разрешения предъявлено не было. Более того – не было даже устного заявления при прохождении таможенного контроля.  Часто сталкиваемся мы и со случаями вывоза монет –  ни для кого не секрет, что в Крыму орудуют черные археологи, и многие покупают эти монеты, скорее всего, именно у них. О размахе этого процесса достаточно красноречиво свидетельствуют цифры – буквально за последние две недели по фактам нелегального вывоза составлено  9 протоколов на 28 монет.

 - Какие нарушения, помимо провоза культурно-исторических ценностей, наиболее распространены?

 -  Незаконное перемещение валюты.  Согласно постановлению № 148 Национального банка Украины,  по «зеленому коридору» разрешено провозить до 10000 евро -  сумма в этом случае заявляется устно.  А вот  сумма свыше 10000 евро подлежит обязательному письменному  декларированию.  У гражданина должны быть легализованные  документы, которые он обязан предъявить сотруднику таможни.    В этом случае никаких вопросов не будет. Хочу обратить внимание- даже если у него нет легализованных документов, гражданин декларирует сумму, и сотрудники таможни  берут сумму, превышающую 10 тысяч евро, на хранение. Причем, протокол при этом не составляется. А при выезде гражданин получает свои деньги обратно.

   - Часты ли случаи перемещения наркотиков, психотропных средств?

   - В этом году  их не так уж много. В основном, пытаются провезти  такой психотропный препарат как фенозепам  и его заменители – таких случаев было около семи. А  вот практика перевозки  наркотических средств воздушным транспортом вообще  редкость.
  
 -  Иногда в СМИ озвучивают   новости о попытке незаконно вывезти или ввезти животных, птиц…

 -    У нас такие случаи редки. Где-то года  три-четыре  назад был составлен протокол  в отношении попытки вывоза двух соколов – кажется,  в Ереван.   Птиц изъяли и потом передали в Ялтинский зоопарк «Сказка».  А вот легально животных везут через границу достаточно активно - временно вывозят «на гастроли» наших дельфинов, один раз, помню,  львенка вывозили. А  год назад  делегация из Арабских Эмиратов ввозила в Крым охотничьих соколов.  Очень дорогостоящие птицы – хозяин о них беспокоился больше, чем о себе. 

 - Вернемся к курортному сезону.  Еще один важный вопрос дл отдыхающих и путешествующих – что  можно ввозить и вывозить, и в каком количестве?

 -  Начнем с ввоза и вывоза алкогольных напитков. Норма, которую, нельзя превышать,  -  один  литр крепкого алкоголя  (водка, виски, коньяк),  два литра вина,  пять  литров пива.   Что же касается ввоза  продуктов питания,  то разрешен  их ввоз на сумму 200 евро.  А, к примеру, подарков, которые люди приобретают здесь, с введением нового Таможенного кодекса   можно вывозить  в пределах 10 000 евро – сувениры, изделия из драгметаллов и так далее.  Сумма, согласитесь, достаточно солидная.  

 - Коснемся нового Таможенного кодекса.   Что изменилось с его вступлением в силу с 1 июня нынешнего года?

 -   Признаюсь откровенно: вступление в силу нового Таможенного кодекса существенно облегчило нашу работу.  Потому, что  ранее на авиатранспорте пассажир  мог беспошлинно ввезти  товара только на сумму, не превышающую 200 евро.   Если количество ввозимого товара  эту сумму превышало, составлялся протокол о нарушении таможенных правил,  а сами предметы изымались.  Теперь же можно беспошлинно ввозить товара на 1000 евро без каких-то весовых ограничений. При этом если даже при прохождении «зеленого коридора» зафиксировано нарушение таможенных правил, сотрудники таможни  составляют соответствующий протокол, но предметы не задерживают – они остаются у пассажира.   Допустим, везет человек около 10-12 дубленок.  Товар этот превышает сумму 1000 евро,  но не задерживается. Однако в этом случае уже вступают в действие санкции.  Во-первых, платится штраф 1700 гривен.   Во-вторых, если стоимость товара не превышает 10000 евро,  за все, что свыше 1000 евро, придется заплатить  10 процентов таможенной стоимости и 20 процентов НДС.   А если превышает 10000 евро,  то платить нужно будет уже по полным ставкам единого таможенного тарифа. 

-   Так стоит ли отдавать предпочтение «зеленому коридору», если человек до конца не уверен, что  провозит  что-либо законно?

  -  Не стоит консультироваться  у пассажиров, знакомых,  близких.  Гораздо полезнее еще до прохождения таможенного контроля ознакомиться с основными  правилами на наших стендах. А если что-то непонятно -   спросить сотрудников таможни.   


 -   Александр Дмитриевич,  на таможне Вы работаете уже почти  30 лет.  Приходилось сталкиваться со смешными случаями, казусами?

 -  Всякое бывало.   Вот,   недавно гражданка России, прибыв в Симферополь из Шереметьево, проходила по «зеленому коридору» и не заявила о том, что везет валюту в сумме 35 тысяч долларов. Естественно, составили протокол. Потом уже она призналась, что деньги эти через нее просто  передали и в аэропорту ее должны встречать. При этом женщина утверждала, что здесь ровно 35 тысяч долларов.   А когда  после составления протокола стали деньги пересчитывать,  оказалось не  35, а  25 тысяч! 
  
 -   А может опытный таможенник  из  толпы пассажиров безошибочно выявить нарушителя? 

-   Перед прохождением таможенного контроля, как правило, волнуются все.   К примеру, еще при  Союзе начальник Пулковской таможни вылетал  в командировку за границу.   Казалось бы, каждый день  человек был в таможенном зале, инструктировал своих сотрудников. Но на этот раз летел он не из Пулково, а из Шереметьево.   Заходит он в таможенный зал – и у него начинается самый настоящий тремор!  Он потом вспоминал –  мол, не знаю, что со мной случилось.  И это профессионал – а что говорить о рядовых гражданах?  Кстати, чтобы подготовить опытного таможенника-поисковика, способного  из 150 пассажиров выявить одного нарушителя,  необходимо, как минимум, пять лет!


"КВ" № 80 от 4 августа 2012 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий