четверг, 30 августа 2012 г.

Юрий Могаричев: «Мы должны сплотиться вокруг охраны крымских памятников»



Марина ГУСАРОВА
Фото автора

Вопрос охраны многочисленных памятников, расположенных на территории Крыма, не раз становился предметом обсуждения представителей власти, специалистов, общественности.    А теперь  дискуссию, касающуюся различных аспектов этой важной темы,   руководство Рескомитета  АРК по охране культурного наследия  предложило продолжить на страницах крымских газет.





— У нас в Рескомитете возникло предложение на страницах прессы устроить обсуждение проблемных вопросов, связанных с охраной культурного наследия,  и совместно  искать пути их решения, — поделилась планами председатель Рескомитета АРК по охране культурного наследия Лариса Опанасюк. —  К дискусии мы собираемся  привлечь  ведущих специалистов по охране памятников истории и культуры, краеведов.  А  высказаться первым мы предложили Юрию Мироновичу Могарычеву, которого все знают не только как историка и человека, много сделавшего для сохранения культурного наследия, но и как патриота Крыма. 
«Крым для Византии был своеобразной Сибирью»


—  Я благодарен Рескомитету за идею проведения таких дискуссионных бесед — ведь, как известно, в спорах рождается истина, — заметил профессор Крымского института последипломного педагогического образования Юрий Могаричев. —  Тем более, что вокруг охраны памятников возникает немало, с одной стороны, сенсаций, с другой стороны  — замалчивания. Но, прежде  всего, нужно понимать,  что за памятники в Крыму.   Ведь исторически наш полуостров для тех же  Рима и Византии   был всего лишь провинцией, куда ссылали политических преступников. Это как для Российской империи Сибирь!  Также для многих народов, проходивших через Крым, он являлся далеко не Землей Обетованной, а всего лишь транзитным кратчайшим путем из Европы в Азию, ведь граница между Европой и Азией на картах античных географов проходила по Керченскому проливу. И когда сейчас говорят об актуальности моста через Керченский пролив, то историку понятно — тема эта не политическая: ведь этот путь на 500 километров короче, чем в обход Азовского моря.
Однако не стоит забывать, что  на территории  нашего полуострова периодически происходили события, которые определяли мировую историю.  К примеру, в 861 году в Крыму были найдены мощи Климента Римского — и благодаря этой крымской находке произошло другое важное событие. Как известно, когда Константин Философ (он же Кирилл) передал эти мощи Римскому Папе, славяне получили право вести богослужения на своем языке.     А разве можно недооценивать значение таких событий «с крымской пропиской», как крещение князя Владимира в Херсонесе, Ялтинская конференция?  
«Первый российский указ об охране культурного наследия касался памятников Крыма»
— Да, можно сказать, что крымские памятники — даже такие, как Ливадийский, Воронцовский дворцы —  по сути, провинциальны, — продолжает Юрий Миронович.  —  Но ведь в свое время и Санкт-Петербург  строился по  образцу Парижа! Поэтому охрана культурного наследия Крыма имеет и историческое, и идеологическое обоснование.   Достаточно сказать, что изданный  в 1822 году впервые в Российской империи Указ императора Александра I об охране памятников касался  именно памятников Крыма. С тех пор каждое крымское правительство (неважно, «белое» или «красное») считало своим долгом отметиться в этой сфере. И , наверное, не случайно, что впервые принятый в автономии  в 1993 году Закон об охране памятников истории и  культуры  был настолько прогрессивным, что при последующей  отмене практически все законов Республики Крым,  его не отменили. К сожалению, когда в 2000 году принимали новый закон Украины об охране культурного наследия, тогдашние крымские власти не смогли настоять на том, чтобы лучшие положения крымского закона попали в украинский. Тогда многое, что Крым завоевал в 90-х годах, было утеряно.
— Например?
— Например, выдача открытых листов археологам, выдача разрешений на охрану культурных памятников,  согласование землеотводов участков, на которых расположены памятники, и еще очень многое. К чему это привело? Возьмем Александра Герцена — человек с 1967 года руководит экспедицией на Мангупе, и авторитет его непререкаем — во всяком случае, в этом плане. Так вот, впервые с 1967 года Киев не выдал ему разрешение на проведение археологических работ на Мангупе!  Что касается обоснований, то они, на мой взгляд, были просто идиотскими.   Что там за проблема возникла, не знаю — может, кто-то положил глаз на Мангуп. Но факт остается фактом: Герцену не выдали разрешения. Что же говорить об остальных?
«Околокультурные» игры 
— Проблема, связанные с некими «играми» вокруг крымских памятников особенно обострились в последнее время,  —  не скрывает тревоги Могаричев. —  Во-первых,  тревожит, что  в Крыму  пытаются ввести систему параллельных органов охраны культурного наследия — некую инспекцию. Это абсолютно противозаконно! Слава Богу, и Яцуба в Севастополе, и Могилев с Опанасюк в Крыму  в этом плане заняли твердую и жесткую позицию: никаких параллельных структур!  Во-вторых, еще в 2005 году был издан приказ, что в отношении памятников местного значения имеют право вести согласование  и выдавать разрешения местные органы охраны памятников.  Его тоже пытались отменить — чтобы даже, простите, постройка туалета  в парке «Салгирка» тоже согласовывалась в Киеве. Но, слава Богу, благодаря последовательной позиции крымских властей и общественности, сделать  этого не удалось.  Однако попытки такие предпринимаются постоянно — где возможно, у нас пытаются оттянуть полномочия. К примеру, если раньше разрешение на вывоз культурных ценностей давалось в Крыму, то теперь Киев это подмял под себя. То есть фактически, особенно в последнее время, ведется политика  лишения Крыма каких-либо серьезных рычагов влияния на охрану культурного наследия.
Озвучил Юрий Могаричев и имена  «двигателей» подковерного процесса:
— Не буду скрывать — активную роль в этом процессе играет экс-глава Рескомитета АРК по охране культурного наследия Сергей Тур.   За два года его работы и кураторства отрасли вице-премьером правительства АРК Екатериной Юрченко отрасли нанесен непоправимый ущерб. Достаточно сказать, что охранные археологические работы два года не финансировались  вообще!  Только в этом году финансирование,  пусть в недостаточном количестве, но началось. Надо отдать должное Ларисе Николаевне Опанасюк — она поняла эту проблему. 
«Программа охраны культурного наследия Крыму просто необходима»
— Сейчас постоянно говорят о проблеме черных археологов,  — продолжает собеседник. — Но ведь нет лучшего пути ее решения, чем проводить на этих участках легальные раскопки с участием профессионалов! А по милости бывшего руководства  Рескомитета по охране культурного наследия  Крым  на два года был фактически отдан на разграбление! Значит, это кому-то было нужно —  ведь на другие объекты, другие программы деньги были.  Вот, многие иронизируют по поводу акции Рескомитета на городище Бакла, когда разбрасывали металлическую проволоку.  Да,  о многом здесь можно поспорить, но главное — эта акция  привлекла внимание к самой проблеме.  Поэтому считаю: в Крыму просто необходимо создать программу охраны культурного наследия —  тщательно выверенную, а главное —  соотносимую с реальным финансированием.  Ведь памятники — одна их визитных карточек нашего полуострова. Убрать историко-археологическую составляющую — и Крым уже не Крым. Поэтому такая республиканская программа необходима, и, я думаю, комитет уже  в ближайшее время займется решением этого вопроса.
На следующий год такая программа может появиться?
— Должна появиться. Думаю, Рескомитету это вполне по силам.  Не последнюю роль в разработке этой программы может сыграть и   общественность. Тем более,  что последнее время тема расширения полномочий автономии во всех сферах звучит все активнее.
— Думаете, из Крыма виднее?
— Уверен —  виднее.  Одно дело —  абстрактно понимать значение тех или иных памятников истории и культуры, другое — чувствовать эту землю, знать и любить Крым во всем его многообразии и многоплановости.   Уверен:  все крымчане, независимо от политических взглядов и предпочтений, должны сплотиться вокруг  сохранения для потомков  уникального культурного наследия Тавриды.  Именно это должно стать нашей национальной идеей!

"КВ" №  90 от 30 августа 2012 г.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий