Фото Алексея Васильева
Алексей ВАСИЛЬЕВ
В минувшую субботу в Русском
культурном центре состоялся концерт
авторской песни, посвященный памяти поэта и барда Александра Триполитова (1962
– 1993). В концерте приняли участия лучшие крымские барды Владимир Губанов, Владимир Грачев, Сергей Ильиных, Лев Авсиян,
Владимир Шишкин, Павел Гребенюк, Михаил Фурсов, которые исполнили свои песни, а
также песни Александра Триполитова.
Возможно, некоторые из наших читателей имя Триполитова сегодня услышали
впервые. Он не первый и не последний по-настоящему талантливый человек, чьего
имени не видно за плотной стеной графоманов и всевозможных выскочек, бездарей, при
помощи денег или наглости влезших на крымский литературный Олимп. А в тени, в
забытьи, остались те, кто просто жил, творил и вовсе не заботился о прижизненной славе.
Среди тихих крымских талантов, увы, уже ушедших из жизни - ялтинский поэт
Владимир Коробов, симферопольский художник и писатель Карен Петросян, писатель Борис Цытович, и многие другие, известные
узкому кругу родственников и почитателей их таланта. Среди них - и Александр Триполитов.
Есть люди с болезненно-обостренным чувством свободы. Но воля
для них - не только отсутствие тюремных стен вокруг. Они пытаются рассказать
про это, докричаться до нас своими стихами и песнями. Когда их перестают
слышать - они погибают...
Таким был и Александр Триполитов.
Герои его стихотворений живут на сломе эпох, на ближних и дальних
окраинах треснувшей советской империи. Заточенные в серые будни, они жаждут
простора, грезят о вольной жизни и, наверное, слышат, как звенят бубенцы исчезающей
вдали тройки.
"…В Крыму в конце прошлого
столетия значилось
немало так называемых бардов, но настоящих поэтов – авторов и
исполнителей собственных песен на полуострове, по моему мнению, было
двое. И первый из них – Александр Триполитов…" – говорил ведущий
российский исследователь авторской песни и
шансона Константин Берлин.
А вот мнение доктора филологических наук,
профессора Московского гуманитарного
института им. Е.Р. Дашковой Елены Раскиной: "Александр
Триполитов – не просто замечательный крымский бард второй половины ХХ века, он
– по духу – наследник поэзии "серебряного века". В его песнях
чувствуется линия Вертинского и в то же время – мотивы и темы, близкие Георгию
Иванову и другим поэтам русской эмиграции… И еще в песнях Триполитова есть, в
хорошем смысле этого слова, цыганщина. Что-то вольное, разгульное, протяжное,
но в то же время – романсовое... На мой взгляд, Александр Триполитов – один из
лучших крымских бардов ушедшего в прошлое ХХ века. И одновременно, как это
ни парадоксально, поэт века Серебряного".
За внешней простотой стихов героя нашего повествования стояла долгая,
многодневная работа. Строки будущей песни записывались - вариант за вариантом. Перечеркивались и
заменялись слова, строки, куплеты. Порой в толстую 96-страничную тетрадь едва
вмещалось всего две песни.
Затем, а часто одновременно со стихами, рождалась музыка. Он тут же
подбирал мелодию на гитаре – не спеша, час за
часом. Готовую песню записывал на магнитофон. Затем десятки раз
прокручивал запись, чтобы услышать со стороны, как звучит новорожденная песня.
Утром, заходя к нему в гости, друзья заставали Сашу на пороге дома
за свежим номером газеты "Советский спорт" со стаканом
обжигающего чая-чифира в подстаканнике и беломориной в зубах. Гости
удивлялись - мол, рано встаешь! А он и не ложился вовсе… Как бы между прочим говорил: вот тут песенку
набросал, хотите послушать?
Александр очень трепетно и требовательно относился к своему призванию,
своему творчеству, подлинному делу своей жизни. Поэтому и сегодня растет аудитория его слушателей. Помимо
друзей-знакомых, ребят из клуба самодеятельной песни "Таласса", его слушают студенты и
бичи, бывшие зеки, милиционеры, профессора, учителя… В общем, список можно продолжать – аудитория
более чем разношерстная. Менялись и площадки для выступления – от знаменитого
перекрестка пяти дорог (ул. Партизанская, Грибоедова, Стахановцев) и детских
площадок во дворах многоэтажек - до борта машины перед многочисленной толпой
(на фото) и различных клубов.
Однажды в марте 1988 года
Триполитов в числе 34 крымских
авторов принял участие во Втором всекрымском конкурсе самодеятельной песни. Проходил
этот конкурс в симферопольском Доме культуры строителей (ныне - Дом культуры
профсоюзов). По условиям конкурса каждый автор исполнял две песни. Но зал не
отпускал Триполитова. И он спел третью "Натали". Зал утонул в
овациях. Эти кадры чудом сохранились.
Александр прожил недолгую жизнь.
Столько же, сколько и его любимый Есенин.
Незадолго до смерти Саша рассказал друзьям о странной встрече с
гадалкой. Цыганка долго, застыв, смотрела на его ладонь, и, словно очнувшись,
вдруг спешно ушла, не взяв денег. На ходу бросила: " Если доживешь до
сорока – будешь жить долго! Если доживешь…."
Вчера Александру
Триполитову исполнилось бы пятьдесят. К
юбилею, помимо концерта его памяти, друзья, вместе с его сыном Владимиром,
издали аудиодиск с песнями, сняли документальный фильм и издали книгу стихов
«Окраина» (Издатель ФЛП Лемешко К.А.).
В этом сборнике представлены
основные стихотворения поэта. Но есть еще некоторые, не вошедшие в книгу.
Сохранились письма Александра, пропитанные тонким юмором и философским,
эпикурейским отношением к жизни. Остались фотографии… Все это, а также воспоминания друзей могли бы
лечь в основу однотомного, но подробного собрания сочинений Триполитова. И,
возможно, стать одним из артефактов
эпохи.
P.S. Для тех читателей,
которые дружит с интернетом, мы обращаем
внимание на сайт «ТРИПОЛИТОВЪ» (http://tripolitov.blogspot.com/)
на котором представлены стихи, песни и видео героя нашего рассказа.
"Крымское время" №129 от 29 ноября 2012
скорбь боль
ОтветитьУдалить