четверг, 23 мая 2013 г.

Сумрачный германский гений. К 200-летию Рихарда Вагнера




Марина  ГУСАРОВА

Вчера музыкальный мир отметил 200-летие со дня рождения Рихарда Вагнера - композитора и дирижера, режиссера и писателя, философа и драматурга.
Кем он был? Новатором, который создал принципиально новый тип оперы и знаменитый Байройтский фестиваль, и, по выражению Петра Ильича Чайковского, «довел до последней крайности служение своей идее». И вместе с тем — ярым антисемитом, питавшим своими трудами того самого рокового джинна, которого менее века спустя Адольф Гитлер выпустит из бутылки.

Непримиримые противоречия

Писать о Вагнере трудно. Тем более что сами немцы о своем талантливом соотечественнике говорят весьма неохотно: во всяком случае, все мои попытки выяснить отношение знакомых граждан Германии к наследию Вагнера наталкивались на глухую стену молчания. «Слишком громко, слишком помпезно», — примерно так прозвучал самый пространный ответ.
Радикальный, скандальный, спорный, бескомпромиссный, Вагнер и поныне вызывает целую гамму чувств. Люди, далекие от музыки, видят в нем предтечу нацистских идей и полубезумного мистика, строившего либретто своих опер на позабытых старинных сказаниях. А его отношения с еще более странным человеком — королем Людвигом II Баварским — даже некоторые современники считали более чем дружескими…
Сплетники смакуют подробности и домыслы. Профессионалы отдают юбиляру должное. Именно Вагнер «катапультировал» музыкальный театр в новую эру, создав принципиально иной тип оперы. Высшей формой искусства Вагнер-теоретик считал музыкальную драму, органическое единство слова и звука. Наиболее полное воплощение эта теория получила в статьях Вагнера «Опера и драма», «Искусство и революция», «Музыка и драма», «Художественное произведение будущего», а на практике — в его поздних операх «Тристан и Изольда», тетралогии «Кольцо Нибелунга» и мистерии «Парсифаль».


От романтика до реакционера
Именно Вагнер пришёл к идее сквозного драматургического развития, отдав ведущую роль в своих операх оркестру, а вокальные партии максимально приблизив к театральной драматической речи. Установились даже новые стереотипы певческих голосов — вагнеровский тенор, вагнеровское сопрано и т.д. И еще — именно Вагнер внедрил в оперу развитую систему лейтмотивов, кратких музыкальных характеристик, являющихся обозначением не только персонажа и явления, но даже отвлеченной идеи! Наибольшее развитие эта система получила в оперномцикле «Кольцо Нибелунга», который Вагнер считал вершиной своего творчества.


Начав как романтик, зрелый Вагнер проявил себя решительным революционером, а в конце жизни метался между ангелом и бесом, написав гениальную оперу «Парсифаль», и одновременно статьи явно антисемитского содержания. Тем не менее, он был и остается одним из наиболее выдающихся немецких композиторов, музыкантом гениальной одаренности, творчество которого оставило глубочайший след в истории европейского музыкального искусства.


Страницы биографии
Родился 22 мая Рихард Вагнер 1813 года в Лейпциге. Первое музыкальное сочинение написал в 16 лет. Учился в Лейпцигском университете, с 1833 года работал хормейстером в театре. Тогда же появились и его первые оперы — «Феи» и «Запрет любви».
Дебютировав как дирижер, Вагнер позже работал в Риге, часто исполняя произведения Бетховена. А до этого был музыкальным директором театра в городе Кенигсберге (ныне — российский Калининград).
1839 году он уезжает в Лондон, затем в Париж. Его оперы «Риенци», «Летучий голландец» публика приняла благосклонно. За ними следуют «Тангейзер» и «Лоэнгрин».
После поражения Дрезденского восстания, в котором Вагнер принял участие, композитор бежит в Швейцарию. Разлука с родиной, где он был объявлен преступником, продлилась тринадцать лет. Именно там, в изгнании, Вагнер начал работу над циклом опер по германскому средневековому эпосу. А закончил цикл «Кольцо Нибелунга» в 1853 году.
Увы, жизнь композитора была богата не только на творческие победы – в 1860 году парижская премьера оперы «Тангейзер» провалилась с треском.


«Сказочный король» и замок в облаках
В 1863 году Вагнер был полностью амнистирован. И — о чудо! — король Людвиг II Баварский, большой почитатель культуры и искусства, пригласил композитора поселиться вблизи Мюнхена. Работая над «Кольцом Нибелунга», композитор почти не надеялся, что отыщется театр, способный поставить эпопею целиком и донести до слушателя ее идеи. К счастью, он ошибся — в 1876 году полный цикл «Кольца» был поставлен.
Рихард Вагнер и его творчество связаны еще и с местом, которое по сей день остается одним из самых посещаемых в Германии, — замком Нойшванштайн (Новый Лебединый замок). Этот шедевр архитектуры, расположенный близ баварского города Фюссен, Людвиг Баварский, прозванный современниками «сказочным королем», отчасти возвёл и в честь любимого друга и композитора. Действительно, интерьер многих помещений замка буквально пропитан атмосферой вагнеровских опер: сад с искусственной пещерой, комнаты, украшенные волшебными декорациями и особенно Зал певцов, занимающий весь четвёртый этаж. 


Хозяин Нойшванштайна стал для Вагнера поистине добрым гением, поддерживая композитора и даже оплачивая его долги. Наверное, отчасти и поэтому последние годы жизни композитора стали самыми плодотворными. Он создает комическую оперу «Нюрбергские мейстензингеры», заканчивает цикл «Кольцо Нибелунга» операми «Зигфрид» и «Гибель богов». А в 1872 году осуществляет самую смелую свою мечту — в Байройте состоялась закладка фундаментного камня для Дома фестивалей, который открылся четыре года спустя. Именно здесь состоялась и премьера тетралогии «Кольцо Нибелунга», а в 1882 году была поставлена опера-мистерия «Парсифаль». Она стала последней яркой точкой творчества композитора, год спустя скончавшегося в Венеции от сердечного приступа.


 

Вернуть миру Вагнера
В дни юбилея, наверное, хотелось бы обойти вниманием темную сторону личности и творчества Вагнера. Но стоит ли? Итак, почему возрожденные в операх Вагнера древние германские легенды в цивилизованном XIX веке оказались столь востребованными? Наверное, потому, что сыграли объединяющую роль в становлении национального духа, попранного наполеоновскими походами и венскими договорами. В молодости Вагнера на его родине прогремела революция, потрясшая престолы удельных князей-королей, а за несколько лет до его смерти Германия уже стала империей, носителем и средоточием всей немецкой культуры. «Кольцо Нибелунга» и творчество Вагнера в целом стало для немецкого народа одним из тех мобилизующих толчков, который побудили политиков, интеллигенцию, военных и все общество сплотиться.
Увы, между национальным самосознанием и национальной исключительностью – тонкая грань, переступить которую можно с легкостью. От национального героя — к сверхчеловеку, от личной неприязни — к национальной нетерпимости. В итоге мистически-юдофобскую философию Вагнера вожди Третьего Рейха не только развили и довели до абсурда, но и сделали идеологической платформой для уничтожения миллионов людей.
Подобные попытки предпринимались и будут предприниматься еще не раз. Сделать из культуры символ национальной исключительности — самый легкий путь. Но, как показывает жизнь, далеко не самый правильный. Именно поэтому нужно отделить зерна от плевел и вернуть миру не Вагнера-мистика или Вагнера-антисемита, а Вагнера-композитора — гениального новатора, опередившего свое время.



 Руководство немецкого театра «Германская опера на Рейне» через четыре дня после премьеры было вынуждено снять с репертуара постановку оперы «Тангейзера» Рихарда Вагнера из-за протестов публики, объявил руководитель театра Кристоф Майер.
 Действие в опере, поставленной Буркхардом Космински на сцене в Дюссельдорфе, перенесено во времена нацистов. Спектакль содержит шокирующие сцены расстрелов жертв Холокоста, а также сжигания людей в газовых камерах.
В традиционной трактовке действующими лицами этой оперы являются трубадуры, рыцари и богини. В постановке, о которой идет речь, средневековый поэт и певец Тангейзер превратился в охранника концлагеря, убивающего евреев.
По словам Майера, руководство театра попыталось убедить режиссера убрать эти сцены, однако Космински отказался вносить изменения в спектакль «по художественным причинам». После того, как некоторые зрители во время спектакля обратились за медицинской помощью, театр пошел на крайние меры, пишет NEWSru.com.

"КВ" № 53 от 23 мая 2013 г.


* в тему  «Тангейзер» и газовая камера

1 комментарий:

  1. Отличная статья. Жаль, что не приведены афоризмы Вагнера (наверное не поместились). Ладно, добавим:
    Радость заключена не в вещах. Она - в нас самих.

    Я убеждён, что есть универсальные потоки Божественной мысли, вибрирующей эфир всюду и что любой, кто может чувствовать эти колебания, вдохновлён.

    С тех пор как завелись у нас знатоки искусства, само искусство пошло к черту

    И ребенка, и друга мы любим лишь в том случае, если мы вообще уже умеем любить. А этому мужчина научается у женщины.

    Мелодия - единственная форма музыки; без мелодии музыка немыслима, амузыка и мелодия неразрывны.

    Музыка не может мыслить, но она может воплощать мысль.

    Творец художественного произведения будущего есть не кто иной, как художник настоящего времени.

    Искусство перестает быть искусством, как только наше сознание начинает воспринимать его как искусство.

    В государстве общество обязано жертвовать частью собственного эгоизма ради благополучия большинства. Непосредственной целью государства является стабильность, достижение спокойствия

    Народ составляют те, кто думает инстинктивно. Народ ведёт себя бессознательно и на этом основании природно-инстинктивно.

    Евреи - это черви, крысы, трихины, глисты, которых нужно уничтожать, как чуму, до последнего микроба, потому что против них нет никакого средства, разве что ядовитые газы ( из письмо к жене , 1849 г.)

    То, что не может быть истиною для настоящего времени, не будет ею и для будущего

    Мы должны сейчас найти героя будущего, который восстанет против разрушения собственной расы. Барбаросса-Зигфрид скоро вернутся, чтобы спасти германский народ в минуту глубочайшей нужды.

    Еврей —это гибкий демон упадка человечества.

    Демократия — это вообще не немецкое, а откуда-то заимствованное понятие. Франко-иудейско-немецкая демократия—омерзительная вещь.

    Не важно, произошел ли человек от обезьяны, намного важнее, чтобы он туда снова не вернулся.

    Благословен Бог, который создал весну и музыку.

    Взято отсюда: http://monarchismorg.blogspot.com/2013/05/200.html

    ОтветитьУдалить