Марина ГУСАРОВА
Фото из архива КАРДТ им. Горького
…В летящем
светлом плаще и широкополой шляпе он
идет по Пушкинской домой после дневной репетиции. Интересно, сколько тысяч километров
«намотал» Анатолий Новиков на этом пути за почти сорок лет, которые стоит у
руля Крымского академического русского драматического театра имени Горького? Хотя, думается, подобными подсчетами
Анатолий Григорьевич вряд ли занимается, ведь в его каждодневной повестке дня —
масса гораздо более важных дел и забот.
…Лето 1972-го. Жарким августовским днем новоназначенный худрук направляется в театр. В фойе безлюдно — лишь у касс неспешно гуляет невесть как
забредшая сюда… белая коза. Вот так,
неожиданно и странно начался в театре имени Горького «новиковский» период.
Белая коза
в театре все же оказалась доброй приметой. Заметно подзаглохшая жизнь «горьковского», на сцене которого блистали
Щепкин и Комиссаржевская, Царев и Раневская, где под скромным прозвищем «Дуня»
работал великий Дунаевский, шаг за шагом
начала возрождаться от многолетней спячки.
Первого сентября Новиков только приступил к работе, а 16 декабря уже
состоялась премьера первого его спектакля «Царь Федор Иоаннович».
Потом будут и другие — всколыхнувшая театральную
Москву «Версия» Штейна — ох, и наделали тогда шуму в столице дерзкие
провинциалы! «Гнездо глухаря» Виктора Розова — постановка, сделанная буквально
на грани фола. Блестящий спектакль по пьесе Натансона «Они были актерами», в
основе которой — реальные события, развернувшиеся в этом самом театре в годы
Великой Отечественной. Яркое прочтение классики — Шекспира,
Лопе де Вега, Лермонтова,
Толстого, Чехова, Гоголя, Горького, Гумилева,
мистический булгаковский «Мастер и Маргарита»…
Новиков-режиссер
не признает границ — двадцать лет сотрудничал с болгарским театром,
работал в Венгрии, ездил на гастроли в Германию — сначала Восточную, а потом и
Западную, буквально покорив публику сценической версией пьесы Михаила Штейна
«Дальше. Дальше. Дальше…» о последних месяцах и днях жизни Ленина и позднем
прозрении вождя революции.
Однако запомнят в Крыму Новикова не только как
режиссера и создателя целой галереи
ярких сценических образов. Ему удалось
то, что и сегодня по плечу немногим — соединить алгебру и гармонию, подарив Симферополю и Крыму новый, современный, до
сих пор не имеющий аналогов на Украине театр — точнее, целый театральный
комплекс, включающий несколько сцен.
В то, что у Новикова что-то получится, поначалу верили
немногие. Но он не зря называет себя авантюристом — это качество плюс
невероятная работоспособность и сила убеждения сотворили чудо: пришедшаяся на
сложное время перемен стройка не
заглохла, не умерла, разве что растянулась на более долгий период. Скептики и критики были посрамлены — у него
получилось!
Получилось и другое — влить в труппу «свежую кровь».
Создание в 1995 году при театре
Государственной школы-студии радикально решило
столь болезненную сегодня
кадровую проблему. Причем, не только в «горьковском» — выпускники театральной
школы-студии успешно работают сегодня в театрах Крыма, Украины, России.
Есть у Крымского академического еще одна особенность —
аншлаги. Времена, когда в зале, как пелось в водевильных куплетах, еле-еле
набиралось «вместе с автором пятнадцать человек», давно канули в Лету. Симферопольцы и крымчане любят этот театр,
где зрителя всегда готовы удивлять, где сверкают люстры, блещут ложи и везде — безупречные
чистота и порядок.
— Я педант,
человек придирчивый и вредный, — признается Анатолий Григорьевич. — Я обращаю
внимание на мелочи — потому, что в театре нет мелочей!
Действительно, глобально мыслящий Новиков-режиссер время
от времени уступает место Новикову-хозяйственнику, чье внимание к деталям,
наверное, сделало бы честь самому прославленному кутюрье. И висящий у служебного входа своеобразный девиз здешней театральной жизни
«Храни порядок — и порядок сохранит тебя» — тому подтверждение. Здесь не
увидишь курящего за кулисами машиниста сцены
или монтера под хмельком. Здесь не точат лясы и не распивают часами чаи.
Здесь трудятся — и трудятся на совесть, отвечая головой за свой, может, и
маленький, но ответственный фронт работ. Похоже, худруку Новикову удалось главное
— создать не просто хорошую труппу и технические цеха, а настоящий коллектив
единомышленников, эдакий «механизм», работающий как часы.
Часто он, дотошный и вездесущий, подобно булгаковскому Воланду, появляется из ниоткуда и уходит в никуда, успев за пару
минут обнаружить острым глазом пару-тройку недочетов. В театре знают — Анатолия
Григорьевича не проведешь. Потому, что сложную и многоплановую театральную
«кухню» он знает, как говорится, от «а» до «я» — ведь свою карьеру начинал
Новиков как бутафор и художник.
Собственно, и поступать-то собирался в Днепропетровское художественное училище.
А попал в расположенное буквально в нескольких метрах училище театральное — так
распорядилась судьба…
Была в его жизни учеба в ГИТИСе, потом — на Высших
режиссерских курсах, работа во многих
театрах и знаковые встречи, из которых особо хочется выделить две: в молодости
Анатолию Григорьевичу довелось работать с только что вернувшимся на родину
Александром Вертинским и быть ассистентом-переводчиком таинственного
прорицателя Вольфа Мессинга. Было высокое звание академика Академии искусств
Украины и государственные награды. Были встречи и беседы на дружеской ноге с сильными
мира сего. Были, есть и, думаю, еще будут — но не это для него главное. Главное — удивлять
зрителя, ведь Новиков и сегодня остается неисправимым авантюристом!
Родившись на донецкой земле, он стал в Крыму своим,
создав театр, который Юрий Лужков в свое время точно и емко назвал «штучным». Театр, спектаклям которого стоя аплодировали в
питерской Александринке. Театр, который, пропагандируя классику, не чурается и искрометных комедий, заставляя зрителя то
хохотать до слез, то задумываться о смысле жизни. Театр, который уже стал
своеобразной творческой лабораторией, ставя в первопрочтении пьесы современных
драматургов. Театр, о котором можно спорить, но не любить который нельзя!
Комментариев нет:
Отправить комментарий