понедельник, 30 июля 2012 г.

Машина времени Сергея Ларенкова

Симферополь 1944-2012. Работа Сергея Ларенкова публикуется впервые.
При использовании ссылка на "Блог крымских журналистов"  обязательна

Алексей ВАСИЛЬЕВ

Первым местом, где остановился Сергей Ларенков на крымской земле, была редакция газеты  «Крымское время». Дружеская встреча, чай с дороги, первое интервью. Сергей приехал вместе со своим другом Андреем, женой Ольгой и младшей дочерью Татьяной. Пока женская часть экипажа хлопотала над нехитрым угощением, мы с Сергеем приступили к разговору.

Сергей Ларенков в Симферополе. Фото Алексея Васильева
— 
Ларенков Сергей Викторович, — строго по-военному начал гость. — Морской лоцман из  Санкт-Петербурга. В настоящее время нахожусь в отпуске. Вот, приехал в Крым…
В свои сорок Сергей,  в прошлом шкипер, успел посмотреть мир с его «водной» стороны. Причем, не только посмотреть, но и себя показать.  Можно  с уверенностью утверждать, что Ларенков  уже вошел в историю. Хотя не столько  как  опытный моряк, а как …известный фотограф, основатель собственного творческого стиля! «Method Larenkov» — так называет открытие питерского лоцмана зарубежная пресса.
Что же представляет из себя этот самый «метод Ларенкова»? Поясним на примерах. На фото современный Париж. Жизнерадостные туристы фотографируют  Эйфелеву башню.  А за их спинами  позирует, улыбаясь, …Адольф Гитлер с двумя офицерами Третьего Рейха.  Другой снимок — также наши дни. На ступеньках Рейхстага туристы. В разноцветной толпе — … маршал Победы Георгий Жуков с офицерами. 

— На моих снимках — одни и те же места, одни и те же здания и сооружения — только люди — связующее звено эпох —  разные, — поясняет Ларенков. — Это словно  совмещение времён.
Очень много снимков у коренного питерца, семья которого пережила блокаду,  посвящена именно этем трагическим дням.
— Для Ленинграда блокада — самая страшная страница в его истории, — убежден фотограф. — И эта история еще видима, еще ощутима, раны той проклятой войны еще болят…

И снова снимки. Улицы нынешнего Санкт-Петербурга. Зеленый сигнал светофора, дорожные знаки, спешащий прохожий и старая трафаретная надпись на стене: «Граждане! При артобстреле это сторона улицы наиболее опасна».  Еще снимок — обувной магазин, на витринах надписи — скидки… На сколько процентов — разобрать сложно: половина витрины уже заложена мешками с песком — ожидается …артобстрел.

Наиболее впечатляют кадры на которых наши современники идут беззаботно по тротуару, а рядом черно-белые люди— призраки везут  на санках  трупы своих родных…
— Фотографией я  увлекаюсь с детства, — рассказывает Сергей Викторович.  —  А тем, чем занимаюсь сейчас, — лет восемь… Первая выставка моих работ состоялась в школе, где училась моя дочь. Собственно, я и начал это делать для детей. Ведь школьникам сейчас в России историю Великой Отечественной войны рассказывают не в полной мере. На это отведено всего лишь несколько уроков (знал бы Ларенков, сколько и как рассказывают про войну украинским школьникам… — авт.).  Хотелось  сделать своего рода учебное пособие, чтобы дети наглядно могли представить, что такое война.
После того, как наш герой из штурманов ушел в лоцманы, мир для него ограничился петербуржским  портом. Появилось свободное время, которое Сергей Викторович смог уделять не только семье, но и своему новому хобби — коллекционированию старинных карт и открыток Санкт-Петербурга.

— Однажды я решил виды старого Петербурга привязать к современности, — продолжает рассказчик. — Во время первых опытов бывали очень интересные моменты. Например, возле Гостиного двора до революции продавали  газированную воду. Так вот, на этом же самом месте и сейчас стоит новый ларёк с газированной водой! Такие совпадения, конечно, бывают не часто.

Сейчас Ларенков экспериментирует  со старыми акварелями. Признается, что работа интересная, но сложная, ведь художник писал на глаз — пространственные  искажения на акварели весьма существенные. Теперь фотографу-самоучке предстоит особо кропотливая работа — точно «интегрировать» в современную фотографию живописную работу.

Секретами своей работы мастер охотно делится со всеми желающими и приветствует продолжателей его стиля (в Крыму по методу Ларенкова работает Александра Николаева).
— Я снимаю простым зеркальным цифровиком Nikon D5000, —  рассказывает гость редакции. — Главное — к аппарату иметь хороший объектив, чтобы была возможность снимать «на широком фокусе», тогда старая фотография или открытка легко помещается внутри современного «широкого» снимка. Затем приходится поколдовать на фотошопе — и работа готова!    
Впрочем,  не все так просто. Прежде, чем нажать на кнопку спуска фотоаппарата,  нужно немало часов провести в архивах в поисках требуемой старинной фотографии. А затем найти «в натуре», с точностью до сантиметра,  место, с которого десятки лет назад этот снимок был сделан. Причем, по признанию самого  Сергея Викторовича, иногда на эти поиски уходит более часа.  Помогают штурманские методы по створам и пеленгам.
С работами Ларенкова знакомы не только питерцы. Выставки его фотографий проходили в Вене, Праге, Берлине, Париже.
На одной из своих выставок во Франции, в Онфлёре, где проходить ежегодный кинофестиваль российских фильмов, Сергей Викторович познакомился с  известным российским писателем Григорием Чхартишвили (Борисом Акуниным). Григорий Шалвович даже заказал Ларенкову фотоиллюстрации для своего нового романа «Аристономия».
Не мог я удержаться от бестактного вопроса о деньгах. И не удержался.
— Деньги? — переспросил Ларенков. — Пока что моя фотодеятельность никаких денег не приносила. Только затраты на поездки и прочее… 

Просить  же средства у российских властей на новые проекты Сергей Викторович не стал.
Но вернёмся в Крым. К слову, по дороге на полуостров фотоисторик успел поработать на улицах Киева и Одессы.
Забегая вперед, скажу, что в Крыму, пока жена и дочка Сергея Викторовича будут отдыхать на ЮБК, он проведет съемки на улицах Симферополя, Ялты, Керчи и Севастополя.
— Пользуясь случаем, хочу поблагодарить всех, кто помогал мне в проведении крымских съемок,  —  говорит Ларенков. — И,  прежде всего, сотрудников Музея города Симферополя, сотрудников севастопольского музея Черноморского флота и музея 35-й береговой батареи. Также большое 
спасибо за содействие представительству Россотруничества на Украине.
Заметим, что Россотрудничество  в начале этого года организовало две выставки работ Ларенкова в Крыму — в Симферополе и в Севастополе. На вопрос, когда состоится крымская выставка  нынешних крымских работ, фотограф ответил:
— Думаю, что обрабатывать все фотографии я закончу лишь осенью, нужно еще время на заказ фото в архивах и т.д. А там посмотрим. 

Сергей Викторович признался: у него появилось желание еще поработать в Крыму:
Cейчас я  специально ограничил себя рамками войны, иначе бы просто ничего не успел. Хочется затронуть и другие периоды истории, а в Крыму этих пластов очень много.
Я предложил Ларенкову выход — чтобы успеть всё, нужно бросить основную работу и посвятить себя всецело фотографии.
— Нет,  желания покинуть флот у меня нет,  –гость редакции был категоричен. —    Потому, что водить корабли для меня всё же  интересней, чем делать фотографии.

P.S. Редакция «КВ» обращается к читателям  с просьбой — если у кого-то в домашнем архиве сохранились фотографии крымских городов военной поры (на которых запечатлены люди и узнаваемые здания), и вы готовы бесплатно позволить их перефотографировать  и передать Сергею Ларенкову, напишите, пожалуйста, в редакцию газеты, позвоните по номеру (0652)259-485 или пришлите в электронном виде на адрес kvinfo@inbox.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий